«Сила у меня!»: как Хи-Мэн захватил магазинные полки, экраны и умы юных зрителей

Рассказываем о франшизе и вспоминаем, почему сериал, созданный для рекламы игрушек, стал по-настоящему культовым.

«Сила у меня!»: как Хи-Мэн захватил магазинные полки, экраны и умы юных зрителей

В июле на Netflix вышли пять эпизодов «Властелинов Вселенной: Откровения» — нового мультсериала по крайне популярной франшизе восьмидесятых. Она началась с линейки игрушек (которой, кстати, могло бы и не быть без

Подробно рассказываем о том, откуда она взялась, как достигла пика популярности и захватила не только прилавки магазинов, но и экраны. А потом ушла в закат и с тех пор с завидным упрямством пытается вернуться.

Рождение героя

В 1976 году маркетинговый директор Star Wars Corporation Чарльз Липпинкотт искал партнёров для продвижения малоизвестного на тот момент научно-фантастического фильма «Звёздные войны». Он быстро нашёл книжного издателя и со второй попытки договорился со Стэном Ли о выпуске одноимённой серии комиксов. Оставался ещё один стратегически важный рынок: игрушки.

Первым делом Липпинкотт обратился в Mattel. Благодаря Barbie компания заняла львиную ролю рынка кукол для девочек, но вот добиться схожих успехов с фигурками для мальчиков ей не удавалось. «Звёздные войны» могли бы помочь Mattel занять пустующую нишу, но глава компании Рэй Вагнер не увидел в лицензии никаких перспектив и отказался. Тогда Липпинкотт пошёл в Kenner, и та благодаря популярности новой франшизе заняла две трети рынка фигурок уже спустя пару лет.

В Mattel схватились за голову и попытались раскрутить несколько новых серий, но безрезультатно. Тогда Вагнер решил: если к ним ещё хоть раз обратятся киношники, компания медлить не будет. Поэтому когда Conan Properties предложила Mattel приобрести лицензию на выпуск игрушек по мотивам «Конана-варвара», стороны тут же ударили по рукам.

Mattel уже потратилась на разработку концепции серии, дизайна персонажей и упаковки продукта, и только потом кто-то догадался посмотреть возрастной рейтинг будущего фильма.

Оказалось, что «Конан» из-за жестоких сцен и обнажёнки выходит в прокат с рейтингом R, и целевая аудитория Mattel увидит фильм лет этак через десять. Правда, тогда они уже вряд ли будут интересоваться фигурками. Компания отказалась от лицензии, а все потраченные на разработку деньги списали в убытки.

Тогда маркетинговый отдел компании получил задание: выяснить, какие темы интересны шестилетним детям. Поговорив с тысячами американских школьников и их родителей, пиарщики пришли к выводу: детей привлекают космические саги в стиле «Звёздных войн», современные битвы в стиле G.I.Joe и фэнтези с монстрами и варварами.

А дальше в дело вмешался случай. Графический художник Марк Тейлор был большим фанатом «Конана» и работ Фрэнка Фразетты, создавшего множество обложек к книгам о Конане и Тарзане. В свободное от работы время Тейлор нарисовал мускулистого, одетого лишь в кожаные штаны персонажа и окрестил его Тораком, доисторическим героем.

Рисунок попался на глаза ведущему дизайнеру Роджеру Свиту, и тот увидел в нём коммерческий потенциал.

Взяв за основу фигурку из существовавшей тогда серии Big Jim, Свит налепил на неё побольше формовочной глины — нарастил «мышечную массу» — и в декабре 1980 года презентовал руководству три разных модели персонажа в соответствии с результатами маркетинговых исследований.

Среди них были варвар в меховых трусах, солдат с головой в виде танка и космолётчик в шлеме, как у Бобы Фетта из «Звёздных войн». Вагнер остановился на фигурке варвара. Нового персонажа окрестили Хи-Мэн.

Был лишь один способ продать Вагнеру мою идею: мне нужно было сделать три модели, причём больших. Я взял фигурку из линейки Big Jim, поставил её в устрашающую позу и налепил на тело побольше глины. Затем я сделал три кастомные головы и притащил три этих прототипа на презентацию в конце 1980 года. Я объяснил, что этот герой настолько силён, что его можно поместить в любую эпоху и в любой контекст, потому что у него крайне банальное имя: Хи-Мэн!

Роджер Свит

создатель Хи-Мэна

Линейка расширяется

Дизайнеры Mattel приступили к созданию остальных героев линейки. Вдохновившись примером Смита, разработчики решили, что в имени каждого персонажа должно встречаться слово Man — Beastman (Бистмэн), Merman (Мермэн), Man-at-Arms (Оружейник) и так далее. Даже зловещего противника Хи-Мэна изначально звали то ли Demo-Man, то ли De-Man, и только потом ему дали имя Скелетор.

Чтобы сэкономить, Mattel использовала одни и те же запчасти для производства всех фигурок. В итоге на всю линейку приходилось только два вида туловища, мускулистое и шерстяное, и два вида конечностей. Все персонажи, от Оружейника до Хи-Мэна и Скелетора, щеголяли в одинаковых меховых трусах. Уникальными были только головы персонажей да фигурка воительницы Тилы — единственной девушки в первой волне «Властелинов Вселенной».

Интересно, что поначалу разработчики хотели включить в первую волну ещё и могущественную волшебницу Чародейку, но в руководстве Mattel посчитали, что линейка игрушек для мальчиков не выдержит сразу две женские фигурки на старте.

Нашим слоганом была фраза «Сила у меня!». И в этом был смысл. Когда ты — маленький ребёнок, все говорят, что тебе делать. Родители, учителя, кто угодно. Так что маленькие дети хотели быть сильными. И детишки, у которых появлялся Хи-Мэн, эту силу обретали.

Джo Моррисон

исполнительный вице-президент Mattel по маркетингу в 1978–1989 годах

Главным местом действия для серии стал «Замок Грейскалл» («Замок Серого черепа»), обязанный своим появлением гигантскому набору «Пушки острова Наварон». Это была любимая детская игрушка будущего маркетингового директора Марка Эллиса. К выбору названия для замка разработчики подошли с той же изобретательностью, с которой они придумывали имена героев.

Я встретил парня, который придумал название замка, и спросил его: «Почему Грейскалл?» А он мне и отвечает: «Меня поджимали сроки, до дедлайна оставался один день, игрушку нужно было сдавать в тираж. Фамилия моей жены — Грей, вот я и подумал…»

Дин Штефан

сценарист мультсериала «Хи-Мэн и Властелины вселенной» (2002)

Рекламный ролик «Замка Грейскалл»

Успешный старт

Первая волна «Властелинов Вселенной» поступила в продажу в 1982 году. Она состояла из Хи-Мэна, Скелетора, Оружейника, Тилы, Стратоса, Стервятника, Мермэна и Зодака.

Первый рекламный ролик «Властелинов Вселенной»… Хи-Мэн, Хи-Мэн…

Mattel влила в продвижение серии 19 миллионов долларов — существенную по тем временам сумму, но эта инвестиция себя окупила. По итогам 1981 года компания была на грани банкротства, а её прибыль составляла всего 7,8 миллионов долларов. В 1982 году «Властелины Вселенной» в одиночку принесли Mattel 38 миллионов. К 1984 году эта цифра выросла до 110 миллионов.

Дизайнеры стремились всячески разнообразить линейку и сделать так, чтобы играть с фигурками было максимально интересно. Персонажи «Властелинов Вселенной» были способны наносить удары с разворота, плевались водой, приятно и неприятно пахли, а в третьей линейке в продажу поступили Хи-Мэн и Скелетор в так называемой «Боевой броне»: после ударов противника на их доспехах появлялись отметины и трещины.

На страницах комиксов

На одной из первых презентаций «Властелинов Вселенной» маркетингового директора Mattel Марка Эллиса спросили, будет ли релиз серии сопровождаться каким-нибудь кросс-промо.

Этот парень и говорит: «Будете ли вы продвигать линейку через какие-то другие медиумы? Потому что в вашу поддержку я не верю. Вы сейчас наобещаете нам огромную рекламную кампанию, а затем срежете её до нуля ради бюджетной экономии». Ну я возьми да и ляпни в ответ: «Конечно! Мы будем вкладывать по мини-комиксу в каждый набор».

Марк Эллис

маркетинговый директор Mattel

Первую линейку сопровождало четыре мини-комикса, созданных сценаристом Дональдом Глутом и художником Альфредо Алкалой. Все комиксы раскрывали предысторию тех или иных персонажей. Поначалу авторы не шибко интересовались вселенной и не заботились о её каноничности, поэтому сюжеты частенько противоречили друг другу. Однако мини-комиксы прижились и остались с серией до самого конца. За всё время вышло 49 выпусков, причём довольно быстро их создание перешло в руки издательства DC.

Сценаристы DC воспользовались подвернувшейся возможностью и перенесли новых персонажей в основную вселенную. Впервые Властелины Вселенной появились на страницах DC в сорок седьмом номере журнала DC Comics Presents: там опубликовали историю «Из Этернии со смертью».

Создавая вселенную

Работая над дизайном первых игрушек по «Властелинам Вселенной», Марк Тейлор вдохновлялся романом Пирса Энтони Sos the Rope. Он решил, что на планете Этерния некогда существовало высокоразвитое общество, однако после разрушительной Великой войны, превратившей поверхность в постапокалиптическую пустошь, население деградировало до средневекового уровня.

По сюжету первых комиксов, Хи-Мэн был воспитанником племени первобытных людей. Покинув родные леса, он спас попавшую в беду богиню, и та в благодарность одарила его суперсилами, супероружием и особой судьбой: оберегать замок Грейскалл от посягательств могучего чародея Скелетора, попаданца из другого измерения, застрявшего на Этернии во время Великой войны.

Обладатель замка становился Властелином Вселенной и получал силы для контроля над ней — например, способность открывать порталы в другие измерения. Однако Скелетор не собирался возвращаться домой: напротив, он намеревался вызвать своих соплеменников, каждый из которых выглядел в точности как он, чтобы те помогли ему поработить Этернию. Очевидно, власть над Этернией в набор власти над Вселенной не входила и должна была захватываться отдельно.

У других персонажей «Властелинов» биография поначалу тоже сильно отличалась от каноничной. Оружейник, к примеру, был членом племени Властелинов всего оружия и собирал артефакты сгинувшей цивилизации, а Тила считалась белокурой Богиней-Воительницей.

Первые очертания будущего канона начали оформляться в комиксах от DC. Именно там появляется королевская семья Этернии, а Хи-Мэн обзаводится альтер-эго — неуклюжим и якобы недалёким принцем Адамом. Правда, для преображения в самого сильного человека во вселенной принцу требовалось не вздёрнуть над головой меч и произнести культовую фразу, а спуститься внутрь загадочной Пещеры Силы.

Также именно в комиксах DC у Этернии появились первые связи с нашим миром помимо Супермена: мать Адама, королева Марлина, оказалась астронавтом с Земли, потерпевшим крушение на другой планете.

Хи-Мэн приходит на экраны

Зарождение идеи

Рекламный ролик «Властелинов Вселенной»

В конце 1982 года Mattel предложила анимационной студии Filmation снять анимированную рекламу набора «Замок Грейскалл». Сделанный на скорую руку ролик настолько приглянулся обеим сторонам, что владелец Filmation Лу Шаймер мигом предложил Mattel показать приключения Хи-Мэна в анимационном сериале.

Шаймер проехался с «Хи-Мэном» по всем федеральным каналам, однако везде получил отказ. В то время считалось, что это игрушки должны создаваться по мотивам популярных мультсериалов, а вовсе не наоборот. Тогда Шаймер решился на неслыханный по тем временам шаг и предложил мультсериал напрямую в синдикацию, минуя федеральные каналы.

Телевизионная синдикация — это одновременная продажа прав на показ сразу нескольким разным вещателям, как правило, местным телеканалам.

В то время в синдикацию обычно продавались уже старые программы, бывшие в эфире не первый год, поэтому возможность приобрести новый, нигде ранее не транслировавшийся продукт региональные и местные каналы встретили с огромным энтузиазмом.

Правда, для показа в синдикации студии Filmation требовался солидный запас материала. В отличие от крупных каналов, предпочитавших показывать мультсериалы исключительно субботним утром, местные каналы крутили мультики пять дней в неделю в часы, когда младшие классы только возвращались домой из школы. Для попадания в синдикацию шоу требовалось как минимум 65 серий — так телевизионщики забили бы сетку вещания на год вперёд.

В начале восьмидесятых рынок домашнего видео был развит довольно слабо. Большинство каналов готовы были без вопросов повторять уже транслировавшиеся шоу: обязательно находился кто-то, кто в прошлый раз пропустил ту или иную серию. 65 эпизодов были идеальным решением: так один и тот же сериал можно было показывать четыре раза в год.

Но нарисовать 65 серий для маленькой студии было практически непосильной задачей. Чтобы уложиться в срок, Filmation наняла дополнительных аниматоров и заказала сценарии у сторонних сценаристов.

Вселенная расширяется

Сценаристы сложившимся условиям были только рады. Отсутствие контроля со стороны крупных каналов развязывало руки, а большое число эпизодов давало простор для экспериментов. Шаймер с самого начала потребовал полного творческого контроля над производимым продуктом, и всякий раз, когда представители Mattel просили подсветить в сериале тот или иной товар, сценаристы шоу сперва решали, не противоречит ли появление этого товара логике повествования.

Одной из главных удач «Хи-Мэна и Властелинов вселенной» стала сильная творческая команда. Над сериалом работали начинающий автор Пол Дини, который десять лет спустя встанет у истоков анимационной вселенной DC; будущий создатель «Вавилона-5» Дж. Майкл Стражински; Майкл Ривз («Бэтмен», «Эвоки», «Дроиды», романы «Дарт Мол: Тёмный мститель» и «Медстар»); Д.К. Фонтана («Звёздный путь», «Звёздный путь: Следующее поколение», «Бак Роджерс в XXV веке»); Пол ди Тилло («Вавилон-5»); известная писательница Барбара Хэмбли и другие значимые личности.

Но ведущая роль в процессе досталась Майклу Халперину. Именно он написал пятидесятистраничную Библию проекта, чётко раскрывавшую предысторию персонажей, логику конфликта, географию Этернии, силы персонажей и законы, ограничивающие их способности.

Заставка «Хи-Мэна и Властелинов Вселенной»

Так зрители и познакомились с Адамом, принцем королевства Этернии.

Внешне Адам ведёт простую и ничем не примечательную жизнь. Но стоит ему вздёрнуть над головой магический меч, подаренный ему могущественной чародейкой, и произнести слова By the power of Greyskull I have the Power! («Мощь Грейскалла даровала мне силу!» или «Именем Грейскалла сила у меня!»), как он превращается в Хи-Мэна, самого сильного человека во вселенной.

Хи-Мэн не носит маску и внешне почти никак не отличается от Адама, но во всей Этернии только трое знают его секрет: опытный воин Оружейник, могущественная волшебница Чародейка и Орко, непутёвый придворный маг и по совместительству шут.

Вместе Хи-Мэн и его друзья, среди которых выделяются суровая воительница и приёмная дочка Оружейника Тила, а также зелёный тигр Кринджер, защищают замок Грейскалл от злобного чародея Скелетора и его приспешников. Скелетор мечтает захватить замок и использовать его силы для порабощения всей Этернии… но всякий раз у него на пути встаёт Хи-Мэн…

У мультсериала довольно простая задумка, да и анимация оставляет желать лучшего: Filmation ради экономии регулярно использовала одни и те же кадры в разных сериях. Однако у «Хи-Мэна» всё же есть свой шарм. Персонажи были довольно яркими, мир — необычным, а истории — добрыми, весёлыми и изобретательными. Поэтому стоит ли удивляться, что сериал помнят до сих пор?

Под огнём критики

Ещё до премьеры на «Хи-Мэна» вылился поток обвинений в том, что весь мультсериал — это лишь большой рекламный ролик линейки игрушек. Второй претензией к шоу оказался — кто бы мог подумать — его запредельный для детской программы уровень жестокости.

Как это часто бывает, люди, называвшие «Хи-Мэна» жестоким, не видели ни одной серии. Шаймер, заранее предвидя подобные обвинения, постарался максимально обезопасить шоу, поэтому в нём в принципе нет никакого насилия. Хи-Мэн практически не пользуется оружием и даже не дерётся. Со своими противниками он предпочитает бороться, а его излюбленный приём — забросить поверженного соперника в ближайшую лужу.

Чтобы окончательно задобрить критиков, в конце каждого эпизода один из персонажей читал короткую поучительную мораль, зачастую весьма вольно связанную с сюжетом серии. Сценаристов сериала все эти ограничения крайне бесили, поэтому они всячески пытались их обойти, а морализаторские вставки писал специально приглашённый психолог.

Ты сочиняешь историю о том, как жуткие монстры полчаса месятся друг с другом, а в конце один из персонажей говорит: «Запомните, детки, всегда смотрите по сторонам, когда переходите дорогу». Я вас умоляю.

Дж. Майкл Стражински

сценарист

Иногда сценаристам и аниматорам всё же удавалось пропихнуть в сериал свою точку зрения. К примеру, в первом сезоне Шаймер случайно пропустил в эфир сцену гибели Фейкера — механизированного клона Хи-Мэна, который в конце одного из эпизодов рухнул в глубокую пропасть. Впрочем, Шаймер и тут попытался выкрутиться: он доказывал, что раз сцена приземления Фейкера в кадр не попала, то он вполне мог его и пережить.

Но если сценаристов сериала нехитрые моральные уроки только бесили, то зрители принимали их всерьёз. И когда десять или двадцать лет спустя авторы «Хи-Мэна» стали выбираться на конвенты, их там встречала толпа благодарных фанатов, в один голос утверждавших, что мораль того или иного эпизода изменила, а то и спасла их жизни.

Пожалуй, единственной жертвой безопасного подхода Filmation оказался Скелетор. Стремясь показать, что героям никогда не грозит серьёзная опасность, сценаристы значительно понизили умственные способности мага и превратили его из харизматичного злодея в нелепого клоуна, который был лишь самую малость компетентнее своих недалёких подручных.

Лучшие оскорбления Скелетора

Мы сняли 130 эпизодов о том, как Скелетор проигрывает. Под конец нам стало уже сложно придумывать новые способы его поражений, не убивая персонажа. А, насилие, говорите… Знаете, на улицах насилия как-то побольше будет, чем на ТВ.

Лу Шаймер

один из основателей студии Filmation, исполнительный продюсер, голос Орко

Два блистательных года

Премьера «Хи-Мэна и Властелинов вселенной» состоялась 5 сентября 1983 года в Великобритании и 26 сентября — по другую сторону Атлантики. Мультсериал сразу произвёл фурор, и в течение недели большинство вещателей перенесли шоу в самые рейтинговые слоты. Ещё до премьеры сериал продлили на укороченный (всего 39 серий) второй сезон, но, увидев, насколько Хи-Мэн стал популярен, Шаймер растянул второй сезон до тех же шестидесяти пяти серий.

Во втором сезоне сценаристы начали ещё больше экспериментировать: они углубляли характеры персонажей и исследовали их взаимоотношения, развивали мифологию вселенной и показывали предысторию героев, переключали внимание с Хи-Мэна и Скелетора на других действующих лиц.

Когда работа над вторым сезоном подошла к концу, сериал решили закрыть: «Хи-Мэн» достиг точки, после которой прибыль от новых эпизодов переставала покрывать издержки от их создания. Filmation могла зарабатывать больше, попросту перепродавая уже отснятые серии. Впрочем, к тому моменту у «Властелинов вселенной» появилось шоу-близнец.

Непобедимая принцесса Ши-Ра

Трейлер «Непобедимой принцессы Ши-Ры»

Когда Шаймеру на стол упали данные по демографии, оказалось, что 30% ежедневной аудитории «Хи-Мэна» — девочки. Mattel и Filmation увидели в этой цифре возможность подзаработать и решили вывести на рынок женскую версию Хи-Мэна.

После многих проб и ошибок на свет появилась Ши-Ра, она же принцесса Адора — сестра-близнец Адама, ещё в детстве похищенная лидером Злой Орды Хордаком, который увёз её на другую планету. Поскольку Чародейка не смогла отыскать следы похитителя, она магией стёрла воспоминания об Адоре у всех, кто знал о существовании принцессы, за исключением её родителей.

Много лет спустя принцу Адаму начинают сниться странные сны, и Чародейка признаётся ему, что всё это время у юноши была сестра. На этот раз им удаётся найти путь в измерение, в котором скрылся Хордак, и Адам со своим верным спутником Кринджером отправляется на его поиски.

По ту сторону портала оказывается порабощённая Злой Ордой планета Этерия. Адора находится под властью промывающего мозги заклинания и служит капитаном стражи Хордака. После нескольких приключений Адора понимает, кому на самом деле служит, превращается в непобедимую воительницу Ши-Ру и присоединяется к отряду местных повстанцев, скрывающихся в Шепчущих лесах.

Принцесса отказывается возвращаться домой до тех пор, пора Этерия не будет освобождена, а Хи-Мэн регулярно наведывается к сестре и предлагает ей руку помощи.

Mattel и Filmation сообща разрабатывали дизайн персонажей, и к премьере мультсериала магазинные полки уже заполнились их фигурками. Дебют Ши-Ры состоялся в марте 1985 года, когда в кинотеатрах прошла премьера полнометражного мультфильма «Тайна меча», собранного на основе первой арки нового мультсериала.

«Непобедимая принцесса Ши-Ра» продержалась на телевидении 93 эпизода, разбитых на два сезона. Последние серии вышли в эфир в декабре 1987 года. После завершения «Властелинов вселенной» Хи-Мэн и другие персонажи мультсериала периодически появлялись в «Ши-Ре», но последняя серия «Непобедимой принцессы» не поставила никакой точки в истории вселенной.

Библию проекта писали сценаристы Дж. Майкл Стражински и Ларри Ди Тилло («Вавилон-5»). «Ши-Ра» получилась весьма примечательным проектом. С одной стороны, в сериале было больше юмора, романтики и ещё меньше насилия: телевизионные цензоры восьмидесятых набросились на «Ши-Ру» с ещё большим остервенением, чем на её старшего брата.

Согласно мнению цензоров, девушке вообще не пристало драться и размахивать мечом, и вместо драк она должна ускользать от противников с помощью грациозных акробатических движений.

К «Ши-Ре» возможности аниматоров Filmation значительно увеличились, и художники сполна этим пользовались, порой дополняя сцену не прописанными в сценарии вещами. К примеру, мимика Фросты на 3:35 — это озорство со стороны аниматора, о чём он сознался в документалке The Power of Greyskull

С другой стороны, сценаристы поднимали более серьёзные темы, а в центре повествования лежала более мрачная и реалистичная история персонажей, сражающихся на стороне восстания. Одно дело — защищать волшебный замок от толпы прихвостней не совсем компетентного злодея, другое — пытаться отбить целый мир у войск довольно смышлёного противника.

В одной из серий авторы разошлись настолько, что провели вполне очевидные (правда, не для пятилеток) параллели между Злой Ордой и Третьим Рейхом.

Эпизод со сжиганием книг

Меня привлекала мысль показывать в наших шоу сильных женщин и девушек. Я не собирался превращать «Ши-Ру» в феминистический манифест, но хотел показать, что девушки и женщины могут делать то же самое, что и мужчины, если только захотят.

Лу Шаймер

один из основателей студии Filmation, исполнительный продюсер, голос Орко

Хи-Мэн идёт на большие экраны

Воспользовавшись Космическим ключом, последним изобретением гениального кузнеца Гвилдора, Скелетор наконец-то захватывает замок Грейскалл и получает в свои руки контроль над всей Этернией. Но Хи-Мэну, Тиле и Оружейнику удаётся выкрасть Ключ и бежать через открывшийся портал… на Землю. Там ключ попадает в руки двух старшеклассников — Кевина Корригана и Джули Эндрюс. Взбешённый Скелетор отправляет следом поисковую команду…

Вскоре после завершения «Хи-Мэна» руководство Mattel встретилось с кинопродюсером Эдом Прессманом, за плечами которого была работа над такими проектами, как «Подводная лодка» и «Конан-варвар». Прессман предложил снять по мотивам «Властелинов вселенной» полнометражный фильм, и боссы Mattel с радостью ухватились за идею.

А вот голливудские мейджоры отнеслись к перспективе выпустить фильм по мотивам серии игрушек довольно скептично. Mattel с Прессманом были вынуждены работать с теми студиями, которые были готовы рискнуть. Прессман быстро смирился с тем, что бюджет у будущего фильма будет весьма скромным, поэтому ради экономии действие картины сразу перенесли на Землю.

В итоге всю затею погубит именно неверный выбор партнёра. Прессман получил два предложения — от Warner Bros. и Cannon. Cannon славилась снятыми за гроши низкокачественными поделками, но она предлагала выделить на производство «Властелинов вселенной» 17,5 миллионов долларов — на два с половиной миллиона больше, чем Warner Bros. С учётом общей суммы разница была существенной, и Прессман с Mattel ударили по рукам с Cannon.

К сожалению, партнёры не могли знать, что Cannon специализировались не только на второсортном шлаке, но и на двойной бухгалтерии. Менеджеры студии втихую мухлевали со счетами, и им удавалось скрыть крайне неприятный факт: у Cannon просто не было обещанных денег. Студия вообще балансировала на грани банкротства и в любой миг рисковала рухнуть.

Актёр-новичок и режиссёр-дебютант

В ноябре 1985 года в прокат вышел «Рокки IV», и Прессман обратил внимание на молодого актёра Дольфа Лундгрена, сыгравшего в фильме советского боксёра Ивана Драго. Хи-Мэн стал первой главной ролью в карьере Лундгрена, но актёр долго колебался.

Сейчас совершенно нормально исполнять роль супергероя или персонажа из линейки игрушек, но тогда это было крайне подозрительно и в перспективе могло навредить моей карьере. Так что я долго сомневался, но в итоге всё же сказал «да».

Дольф Лундгрен

Хи-Мэн

А в режиссёрское кресло пригласили дебютанта Гэри Годдарда. Годдард начинал имаджинером в Disney, поставил несколько сложных и масштабных аттракционов для Universal Studios и уже сотрудничал с Mattel в ряде проектов, поэтому примерно представлял стоящие перед ним задачи.

К тому моменту, когда Годдард поставил свою подпись под контрактом, у фильма уже имелись исполнитель главной роли и готовый сценарий. Простора для творчества было мало, но кое-какие решения режиссёру всё-таки удалось отстоять.

Влияние режиссёра

Несмотря на то, что Годдард уже сотрудничал с Mattel до «Властелинов Вселенной», работа над фильмом была далека от безоблачной. Боссам Mattel хотелось, чтобы фильм сохранил все черты первоисточника, режиссёр же стремился как можно дальше от него отойти.

Годдард убеждал Mattel, что у кинематографа свои законы, и для придания сюжету большей драматичности фильм нужно сделать реалистичным, а героев — не похожими на ожившие игрушки.

У Mattel была одна претензия к оригинальному сценарию: «Хи-Мэн не может убивать!». У Скелетора было множество демонических подручных, и в оригинальном сценарии Хи-Мэн крошил их своим мечом направо и налево. Mattel пришла в ужас. Режиссёр ответил, что это же боевик, а в боевике необходим некоторый градус насилия. Но они и слушать ничего не хотели.

Джон Эткин

специалист по истории Хи-Мэна

Режиссёр прекрасно понимал, что небольшой производственный бюджет не позволит ему развернуться на полную, поэтому стремился ограничить число действующих лиц на экране теми, кого можно было воссоздать без угрозы вылететь в трубу.

Руководство Mattel пыталось пропихнуть на экран все шестьдесят персонажей основной линейки, включая Ши-Ру, но Годдард доказывал, что лучше оставить несколько самых популярных и ввести парочку оригинальных, которых тоже можно превратить в игрушки.

Годдард понимал и важность бренда и уже сложившейся мифологии вселенной. В оригинальной версии сценария все события фильма разворачивались на Земле, а повествование в буквальном смысле начиналось с того, что побитый жизнью Хи-Мэн стучался в заднюю дверь дома Джули Уинстон и говорил, что прибыл из другого мира. Режиссёр же настоял, что в начале зритель должен посетить Этернию и только затем перенестись вместе с героями обратно на Землю.

Годдард обожал комиксы. Он был большим поклонником творчества Джека Кирби и даже хотел нанять его для работы над фильмом, но эту идею забраковала студия. Однако это не помешало режиссёру оставить в ленте множество отсылок к «Новым богам», «Тору» и другим комиксам.

На самом деле на фильм изрядно повлияли классические сюжеты из «Фантастической четвёрки», «Новых богов» и «Тора». Я хотел, чтобы «Властелины вселенной» выглядели как кинокомикс, хотя в то время эту идею было крайне тяжело отстоять. Боссы студий думали, что «комиксы исключительно для детишек», и даже не позволили мне нанять Джека Кирби.

Я вырос на комиксах Кирби, и у меня до сих пор сохранились все выпуски «Фантастической четвёрки» и «Человека-паука» с самых первых номеров и вплоть до того момента, как Джек ушёл. Мне повезло познакомиться с Джеком и провести с ним уйму времени, послушать, как он рассказывает, как создавал того или иного персонажа и объясняет, почему злодей должен быть сильнее героя. Я пытался посвятить «Властелинов Вселенной» Джеку, но студия не позволила мне включить эту строчку в финальные титры.

Гэри Годдард

режиссёр

Хи-Мэн против Скелетора

Одним из главных источников беспокойства для режиссёра стал исполнитель главной роли. Никаких претензий к Лундгрену не было. Открытый, жизнерадостный человек и работоспособный актёр, Дольф много тренировался, нанял преподавателей по актёрскому мастерству и в целом выкладывался на все сто… но всё портил его густой шведский акцент. Годдард даже подумывал нанять другого актёра для дубляжа всех реплик Хи-Мэна, но студия забраковала и эту идею.

Тогда Годдард решил сместить акцент с Хи-Мэна на Скелетора и сделать эмоциональным центром фильма именно злодея.

Расскажи мне об одиночестве добра, Хи-Мэн. Похоже ли оно на одиночество зла?

Скелетор

мечтает стать Властелином вселенной

Для этого Годдарду требовался характерный, харизматичный актёр. Он с самого начала присмотрел на роль Скелетора Фрэнка Ланджеллу, но эту кандидатуру ему пришлось отстаивать с боем. Студия не понимала, зачем брать знаменитого (и недешёвого!) актёра на роль персонажа, лицо которого весь фильм будет скрыто маской, но Годдарду удалось добиться своего.

Сам Ланджелла охотно согласился: он до сих пор считает роль Скелетора одной из своих самых любимых. Да и как Фрэнку было отказаться, если он только недавно стал отцом, и его трёхлетний малыш носился по дому с фигуркой Хи-Мэна в руках и кричал «Сила у меня»?

Ключевые сцены со Скелетором

Позже Ланджелла возьмёт сынишку на предпремьерный показ картины, и всю премьеру перевозбудившийся малыш мирно проспит в кресле. К слову, своим детям фильм показывал и Дольф Лундгрен.

Я показывал «Властелинов» своим маленьким детям. Это был единственный фильм со мной, который им разрешалось смотреть, потому что только там не было тонн крови.

Дольф Лундгрен

Хи-Мэн

Большой провал

Трейлер «Властелинов Вселенной»

В Mattel на полнометражных «Властелинов Вселенной» возлагали большие надежды, однако вышедший в 1987 году фильм провалился с таким треском, что спустя три недели его банально сняли с проката. За это время картина Гэри Годдарда смогла заработать всего десять миллионов долларов.

Список основных претензий к фильму угадывался ещё на стадии съёмок: маленький бюджет, перенос действия на Землю и отсутствие многих любимцев фанатов, в частности Орко и Кринджера. Хи-Мэн, теряя свой меч, не превращался в принца Адама. Никакого принца Адама в повествовании даже не было.

Все эти недостатки объяснялись небольшим бюджетом, однако в сценарии хватало ляпов и без оглядки на бюджет. Главная проблема «Повелителей вселенной» — в развитии персонажей: герои наивны и легковерны, они действуют нелогично и непоследовательно, а некоторые их поступки можно объяснить лишь волей сценариста.

К примеру, полицейский детектив Любик, ветеран Кореи, явно любящий свою работу, в финале картины попадает на Этернию. Он проводит там пять минут, укладывает пару слуг Скелетора из полицейского дробовика, после чего внезапно решает остаться в Этернии навсегда и за какие-то заслуги восседает в совете бок о бок с Чародейкой и в обнимку с невесть откуда взявшейся красоткой.

Батальные сцены сняты крайне невнятно, спецэффекты оставляют желать лучшего, а финальное противостояние Хи-Мэна и Скелетора выглядит как-то скомкано. Это неслучайно: к концу съёмок «Властелинов вселенной» у Cannon совсем закончились деньги, и студия, недолго думая, завершила процесс на несколько дней раньше. То, что некоторые сцены остались незаконченными, её не волновало.

Во время съёмок Годдард всячески заботился об актёрах и членах съёмочной группы, стремясь создать на площадке максимально комфортную и семейную обстановку. О проблемах с бюджетом знал только он, поэтому многие до сих пор с теплотой вспоминают «Властелинов» как одну из самых приятных работ в карьере.

Когда Cannon прикрыла лавочку, режиссёр оплатил съёмки финальной сцены из своего кармана, но даже так на экран попало максимум двадцать процентов из изначально запланированного. Годдард заботился о команде и после завершения производства: он ещё очень долго боролся со студией, добиваясь, чтобы Cannon целиком рассчиталась со съёмочной группой.

Зрителя, который решит пересмотреть «Властелинов вселенной» сейчас, фильм поразит своей неспешностью и наивностью. Но есть в нём и свои плюсы. Из каждого кадра сквозит атмосферой восьмидесятых, музыкальное сопровождение весьма юморное, а дружелюбные перебранки Хи-Мэна и Оружейника заставляют искренне улыбнуться. Но самым сильным элементом картины остаётся Скелетор: Ланджелле удалось добавить в образ карикатурного злодея поистине шекспировский драматизм.

Неудавшийся сиквел

В финале «Властелинов Вселенной» зрителей поджидала сцена после титров: переживший падение в бездонный колодец Скелетор выныривал на поверхность и, прямо как Т-1000, обещал ещё вернуться.

В интервью Годдард признавался, что если бы первый фильм не провалился в прокате, в продолжении Скелетор обратился бы за помощью к Злой Орде или змеелюдям. «Я надеялся превратить Этернию в подобие Средиземья и отправить Хи-Мена в путешествие внутрь тёмной империи Скелетора», — делился несбывшимися планами режиссёр.

Однако Cannon тем временем наняла другого постановщика, Альберта Пьюна, который пообещал снять сиквел «Властелинов» всего за шесть миллионов долларов. По его замыслу, действие второго фильма снова должно должно было разворачиваться на Земле. Скелетор опять каким-то образом находил портал на Землю и переносился в Америку в облике богатого промышленника Аарона Дарка.

Прознав об этом, Хи-Мэн, которого должен был сыграть профессиональный серфингист Лэрд Гамильтон, отправлялся в погоню, выдавая себя за квотербека из американского футбола. По одной из версий сценария, Хи-Мэн прилетал на Землю слишком поздно и заставал лишь выжженные постапокалиптические руины.

Но когда Cannon всё-таки лишилась прав на Хи-Мэна, Пьюн, который уже сидел на съёмочной площадке с возведёнными декорациями, за выходные переписал сценарий. Так появился оригинальный боевик под названием «Киборг».

Внезапный крах

«Властелины Вселенной» были хитом рынка игрушек добрую часть восьмидесятых. Между 1982 и 1987 годами на продажи Хи-Мэна приходилось 95% от объёмов роста продаж Mattel. В 1986–1987-м Хи-Мэна раскупали даже лучше, чем Барби. Однако примерно в одно время с премьерой полнометражного фильма продажи серии рухнули вниз, и в 1988 году линейку «Властелинов Вселенной» закрыли.

У менеджеров и сотрудников Mattel нет однозначного ответа на вопрос, почему некогда мощный бренд пал. Многие считают, что компания попросту перегрузила рынок, одновременно снизив поддержку линейки до минимума. Другие, наоборот, сетуют, что Mattel не успевала удовлетворять спрос на наиболее популярные фигурки и поставляла в магазины куда меньше необходимого.

Наконец, ещё одной очевидной причиной стали конкуренты. Поглядев на успех Хи-Мэна, Hasbro и Kenner запустили в производство собственные мультсериалы, и к концу десятилетия на рынке детских игрушек и мультсериалов стало тесновато.

Трейлер G.I. Joe

Ну а наиболее «прогрессивно» настроенные управленцы Mattel обвинили во всех грехах Ши-Ру: появление сильной и крутой сестры якобы заставило Хи-Мэна выглядеть слабаком.

Дальнейшие приключения Хи-Мэна

Спустя всего год после закрытия основной линейки «Властелинов Вселенной» Mattel решила перезапустить Хи-Мэна в несколько иной итерации. Дизайнеры разработали сразу несколько версий героя, затронув все самые популярные на рынке тематики.

Мы перепробовали все воплощения Хи-Мэна, о которых вы только можете подумать: Хи-Мен — космонавт, Хи-Мэн — солдат в духе G.I.Joe, Хи-Мэн — рестлер, Хи-Мэн — бейсболист. Мы, наверное, работали над десятью разными версиями Хи-Мэна одновременно.

Мартин Ариолла

дизайнер-разработчик Mattel в 80–90-е годы

Все они провалились на тестировании. К счастью. Кроме одной: в 1989 году Mattel запустила Хи-Мэна в далёкий космос.

Рекламный ролик новой линейки «Хи-Мэн»

Новая серия называлась просто: «Хи-Мэн». Из оригинальной линейки в новую серию переехали только две ключевые фигуры: сам Хи-Мэн и Скелетор. Фэнтезийный сеттинг сменился фантастическим.

По сюжету, неведомые силы переносят Хи-Мэна в будущее на футуристическую планету Примус, где он возглавляет героических Галактических стражей. Скелетор же попадает на соседнюю планету Денебрия, где заключает союз со злодеем Флоггом и его бандой Злобных Мутантов, пытающихся захватить Примус.

Трейлер «Новых приключений Хи-Мэна»

Как и в прошлый раз, параллельно с новой линейкой запустили и мультсериал — «Новые приключения Хи-Мэна». За его производство отвечали студия Jetlag Productions и сценарист Джек Олескер. Над проектом работало множество японских и корейских художников, поэтому в сериале чётко видно влияние аниме-стилистики.

Мне позвонил Марк Тэйлор из Jetlag и попросил написать Библию сериала и сюжет пятисерийной арки. Он сказал, что, если всё пройдет хорошо, то мы получим контракт на 65 серий, и я смогу написать столько, сколько захочу. Когда он пояснил мне, что именно он хочет увидеть в Библии и этих пяти сериях, я ответил «Считай, что сделано!» Это был первый и последний раз, когда я не пытался выторговать себе гонорар побольше.

Потом Марк сказал, что Библия и сценарии нужны ему через три недели. Это была моя самая длинная, порядка девяноста страниц, Библия, но я уложился в срок. Мы анимировали эти пять серий, устроили тестовый показ, и на следующей неделе Mattel и Jetlag уже заключили контракт на 65 серий, и я написал сценарии к 37 из них… за семнадцать недель!

Джек Олескер

сценарист

На шестидесяти пяти сериях всё и закончилось: на второй сезон мультсериал не продевали. Обновлённая линия игрушек продержалась на рынке чуточку дольше, но она не привлекла особого внимания и без лишнего шума закрылась в 1992 году.

Возвращение из небытия

В 2000 году Mattel решила сыграть на ностальгии повзрослевших фанатов и перевыпустила реплики многих старых фигурок под брендом Masters of the Universe Commemorative line. Затея оказалась неожиданно удачной, и спустя пару лет независимая студия Four Horsemen по заказу Mattel разработала обновлённую линейку «Властелинов Вселенной».

«Всадники» постарались сохранить дух оригинала, но переделали облик персонажей в соответствии со стилистикой конца девяностых — начала двухтысячных, сделав фигурки максимально детализированными. Фанаты хорошо отнеслись к обновлённой линейке, хоть и поворчали о том, что у Хи-Мэна изменился меч. Впрочем, сделали это специально.

По нашей задумке, во время очередной битвы с Хи-Мэном Скелетор заполучил меч силы и захватил замок Грейскалл. И теперь Хи-Мэн, Тила и Оружейник превратились в банду отступников, которые пытаются отжать у него власть.

Эрик Мейз

один из основателей студии Four Horsemen

Трейлер «Хи-Мэна и Властелинов Вселенной» (2002). Если что, Адама и Хи-Мэна озвучивает один актёр — Кэм Кларк

Релиз новой волны игрушек сопровождался новым мультсериалом, за который отвечал создатель Библии оригинала Майкл Халперин. Он воспользовался случаем, чтобы прояснить канон и хронологию вселенной, а ещё ответить на некоторые вопросы из оригинального шоу. Но многие детали остались практически неизменными: даже морализаторские лекции из концовки каждой серии никуда не делись.

Однако кое-что всё же изменили: Скелетор, например, обзавёлся новой предысторией. Оказалось, что некогда он был Келдором, родным братом короля Этернии, пострадавшим в результате неудачного колдовства. Адам значительно помолодел, а Хи-Мэн стал выше, мощнее и старше своего альтер-эго. Ещё Халперин объяснил, кто такие Властелины Вселенной: в этой версии так называется команда героев, собранных Оружейником для защиты Этернии и противостояния Скелетору.

Сериал уделял очень много внимания предыстории и развитию взаимоотношений между персонажами, а улучшенная анимация делала нового «Хи-Мэна» как минимум не хуже оригинала. Однако былой популярности было не видать, и спустя два сезона мультсериал закрылся. Примерно в то же время закрыли и новую линейку игрушек.

Хи-Мэн возвращается… опять

В 2008 году «Всадники» решили дать «Властелинам Вселенной» ещё один шанс и без ведома Mattel разработали новую линейку игрушек, выполненных в классической стилистике. Фигурки получились крайне детализированными и дорогими, а рассчитаны они были на взрослых коллекционеров.

Однако когда представители студии презентовали проект Mattel, руководство компании отнеслось к идее скептически: Хи-Мэн проваливался уже несколько раз, и Mattel потеряла веру в силу бренда.

Тогда один из менеджеров компании предложил молча выставить новую линейку в витрину на Комик-Коне и посмотреть на реакцию фанатов. Реакция была такая, что Mattel запустила серию в производство, и Masters of the Universe Classics продержались на рынке аж до 2020 года.

…и опять

Параллельно с новыми линейками игрушек Хи-Мэн и Властелины Вселенной продолжали жить на страницах комиксов от DC, а в ноябре 2018 года в сервисе Netflix появился первый сезон нового мультсериала «Ши-Ра и непобедимые принцессы».

Ну а в последний раз Хи-Мэн появился на экране в июле этого года, когда на Netflix вышла половина первого сезона мультсериала «Властелины Вселенной: Откровения». Он позиционировался как прямое продолжение классического мультфильма восьмидесятых годов, но вызвал у фанатов крайне негативную реакцию. С нашими впечатлениями от проекта Кевина Смита вы можете ознакомиться здесь.

Но это ещё не последнее явление Хи-Мэна народу: 16 сентября на Netflix выйдет ещё один, никак не связанный с проектом Кевина Смита мультсериал, озаглавленный «Хи-Мэн и Властелины Вселенной». Он покажет совершенно новую версию противостояния Хи-Мэна и Скелетора от студий House of Cool и CGCG.

Трейлер нового «Хи-Мэна и Властелинов Вселенной»

Хи-Мэн положил начало одной из самых популярных франшиз восьмидесятых. Созданная для продвижения игрушек вселенная очень быстро разрослась и зажила собственной жизнью. И хотя золотые дни «Властелинов Вселенной» остались во всё тех же восьмидесятых, франшиза продолжает демонстрировать удивительную живучесть и раз за разом возвращается на арену. А раз так, то Хи-Мэн и все творческие эксперименты Кевина Смита переживёт, и не только…

#химэн #лонг #истории

 

Источник

Читайте также