От самураев до лапши быстрого приготовления.
Выход «Последних джедаев» породил споры о канонах «Звёздных войн» во всём мире, но Японию они, кажется, обошли стороной: там фильм встретили куда спокойнее. Среди молодых фанатов даже звучит призыв: «Старая эра закончилась, да здравствует новая эра!». Не все ортодоксальные поклонники с этим согласны, не все смогли отпустить старые эпизоды и Расширенную вселенную. Однако критические изменения многие восприняли с интересом, почти как нечто должное.
«Звёздные войны» в Японии — это всегда событие. Отчасти родное, ведь в истории саги есть сильный японский след. В этом материале мы поговорим не только об истоках, но и о том, как культовую франшизу популяризировали в Японии через национальные традиции, различную рекламу и видеоигры.
Вдохновение Джорджа Лукаса
Для начала перенесёмся на 40 лет назад, в первую половину 70-х. Преуспевающий режиссёр Джордж Лукас закончил школу кинематографического искусства и уже успел снять два фильма — антиутопию THX 1138 и молодёжную комедию «Американские граффити».
Лукас с детства обожал космооперы про Бака Роджерса и Флэша Гордона, его также интересовало военное дело, ведь он рос в разгар Холодной войны. Во Вьетнам его не взяли из-за диабета, но он не сильно расстроился. Только сокрушался, дескать, почему столь развитая страна проиграла войну «каким-то дикарям»? Позже режиссёр высказался на эту тему в «Апокалипсисе сегодня» — он четыре года помогал своему другу, сценаристу Джону Милиусу.
Изначально Лукас планировал снять современный полнометражный фильм о Флэше Гордоне, но права ему не продали. Новое вдохновение пришло из студенческого прошлого, благодаря фильмам Акиры Куросавы.
Впервые я увидел «Семь самураев» в киношколе, он меня покорил. Режиссёр использовал длиннофокусные объективы — один из моих любимых приёмов. С помощью этих объективов персонажей можно визуально отделить от фона. Сначала Куросава показывает долгие и глубокие общие планы, а потом камера акцентируется на персонажах.
Его картины выглядели экзотично. Особенно если вы ничего не о знаете о феодальной Японии, ведь западному человеку чужды японские обычаи. Я думаю, что это очень повлияло на «Звёздные войны». В моих фильмах удалось обыграть идею того, что зрителю не нужно всё разжевывать. Он должен взять на себя роль антрополога, который самостоятельно изучает это причудливое [инопланетное] общество.
За четыре года Лукас написал более десяти черновиков сценария. Первый набросок «Звёздных войн» был настолько похож на фильм Куросавы «Скрытая крепость», что Лукас всерьёз задумался о покупке прав на создание американского ремейка.
На роль Оби-Вана Кеноби режиссёр собирался пригласить Тосиро Мифуне — главного актёра многих фильмов Куросавы. Была у него и мимолётная безумная идея — снять весь фильм на японском языке с английскими субтитрами. Так бы удалось лучше передать то самое ощущение экзотики, которое зацепило Лукаса в фильмах Куросавы.
Я думал об актёре на роль Бена Кеноби. Сначала хотел позвать Тосиро Мифунэ, мы даже отправили предварительный запрос. Если бы Мифунэ согласился, то я бы сделал принцессу японкой, а на роль Хана Соло взял бы афроамериканца.
В первом черновике была лишь кантина и вступительное космическое сражение — голая концепция без прописанного мира и сюжета. Потом Лукас просто пересказал фильм Куросавы в декорациях далёкой-далёкой галактики.
В глаза сразу же бросается сходство между дроидами и крестьянами. По сюжету «Скрытой Крепости», крестьяне Тахэй и Матасити бредут в расстроенных чувствах по пустынной местности. Они постоянно пререкаются, ссорятся и в результате расходятся куда глаза глядят. Позже их ловят и отправляют в рабство, откуда они сбегают во время бунта.
Этот сюжетный ход перекочевал из «Скрытой Крепости» в черновики, а из них — в будущую «Новую Надежду». Вместо крестьян в набросках были беглые имперские чиновники, а в окончательной версии — два капризных дроида. Лукасу нравился образ дурашливых, но милых персонажей, которые своими поступками и жалобами разряжали напряжённую обстановку.
Вскоре крестьяне встречают отважного самурая-генерала Макабэ и его спутницу — прекрасную принцессу Юки. Крестьяне присоединяются к путникам и помогают паре в опасном путешествии через провинцию.
В черновиках Лукаса генерала Макабэ звали Люком Скайоукером, а принцессой стала Лея. Позже режиссёр перенёс образ и характер генерала Скайоукера на Оби-Вана Кеноби. Типажи «принцесса в беде» и «местные клоуны» так понравились Лукасу, что он повторно использовал их в «Скрытой Угрозе». Правда, за дроидов там отдувался Джа-Джа Бинкс.
Есть в черновиках и параллели с другими фильмами Куросавы. Например, сцену с отрезанной рукой Лукас взял из фильма «Телохранитель», а идею с повстанцами — из «Отважного Самурая». Плюс сюжетный приём с проникновением в неприступную крепость (такую, как «Звезда Смерти») есть в нескольких картинах японского режиссёра.
Самурайские фильмы Куросавы повлияли на проработку джедаев во всех шести эпизодах саги. Само слово «джедай» — это слегка искаженное «дзидай», что в переводе с японского означает «эпоха/время». Слово понравилось Лукасу, когда он узнал о жанре «дзидайгэки», в котором Куросава снял часть своих фильмов. «Дзидайгэки» — это костюмированные исторические драмы о самураях.
Джедаям от самураев достались искусство поединка на мечах, некое подобие кодекса чести и система взаимоотношений между учеником и учителем. Не стоит забывать и о джедайских робах, дизайн которых вдохновлен как повседневным, так и церемониальным кимоно самураев.
Лукас черпал вдохновение не только из самурайских картин Куросавы. Опасные странствия Дерсу и Владимира Арсеньева по Уссурийской тайге из «Дерсу Узала» вдохновили режиссёра на создание заснеженной планеты Хот. Особенно на сцену, когда Люк спасался от вампы, но в результате чуть было не замёрз насмерть.
Облик Дерсу повлиял на Йоду, а комбинированный кадр с Солнцем и Луной — на двойные светила Татуина. Как и Йода, Дерсу говорит инверсиями (обратный порядок слов).
Шлем Дарта Вейдера создан по образу шлема от самурайских доспехов и каски Третьего Рейха. Лукас лично попросил об этом дизайнера фильма Ральфа Маккуори.
На концепт-артах Маккуори облачил всех штурмовиков в пластиночную броню, а Бобе Фетту выдал самурайский шлем. От этой задумки отказались, так как сходство с японскими доспехами было слишком очевидным.
Облик принцессы Амидалы — смесь образов из китайской и японской культуры. В одном одеянии она похожа на древнюю японскую принцессу, а в другом — на майко (начинающую гейшу).
Забавно, но дизайнеры новой трилогии тоже смотрели в сторону Японии. Если обратиться к «Последним джедаям», то в элитной преторианской охране Сноука угадываются черты самурайской брони.
А Рыцарей Рена собирались сделать эдакими футуристичными ниндзя.
Культурные связи
Сага, вдохновлённая японскими фильмами, заслужила почитание и ошеломительную популярность в Японии. Сюжет «Звёздных войн» можно спокойно превратить в картину жанра «дзидайгэки». Японскому зрителю знакомы многие сюжетные ходы, показанные в саге.
Образ Люка легко превратить в обычного японского крестьянина, которого обучает мудрый самурай-отшельник (Оби-Ван Кеноби) или буддийский монах (Йода). Дарту Вейдеру подойдет роль жёсткого военачальника и деспотичного даймё — лидера провинции. Роль повстанцев достанется угнетенным крестьянам из местных деревень. Самураи (штурмовики) даймё собирают со всех поселений непомерную дань в виде риса и женщин, а всех несогласных — убивают на месте.
Семейные узы и драма, построенная вокруг них — одна из распространенных тем в «дзидэйгэки» и японских фильмах. Храбрый воин вступает в схватку со злодеем, и в пылу сражения узнает, что заклятый враг — его отец. Сюжетный прием с неожиданными родственными связями знаком японцам чуть ли не с XI века, когда в свет вышел роман-эпопея «Повесть о Гэндзи».
За последние 40 лет японцы нашли самое разное применение «Звёздным войнам» в своих традициях и культуре. Ниже — лишь несколько примеров.
«Кодомо-но хи» («День Детей») — национальный праздник, который до Второй мировой войны назывался «Днём мальчиков». Ежегодно тысячи японских семей вывешивают у своего дома разноцветные флаги в виде больших карпов. Число карпов зависит от количества мужчин в семье. Японский карп испокон веков считался символом мужества: рыба плывет против течения.
На «Кодомо-но хи» также выставляют куклы детей в самурайских доспехах. Их часто делают вручную и передают в семье из поколения в поколение. Богатые фанаты «Звёздных Войн» могут заказать куклу имперского штурмовика или Дарта Вейдера в самурайских доспехах. Они все уникальные (облик и количества деталей зависит от пожеланий покупателя), и стоят две тысячи долларов за штуку.
Этими же мотивами вдохновился производитель коллекционных фигурок Bandai. При желании можно собрать целую армию самураев под командованием Дарта Вейдера или Кайло Рена. В планах уже есть монах Йода, принцесса Лея и паровые дроиды.
Дарта Мола превратили в демона «они», а мандалорских охотников за головами — в ронинов (самурай без хозяина).
Вслед за куклами вышли коллекционные монеты «кобан» из чистого золота. Эта валюта была распространена в период Эдо (1603-1868) и оценивалась по весу. Полная коллекция монет обойдётся в 10 тысяч долларов.
Традиционное изобразительное искусство «укиё-э» популярно в Японии и сегодня, но вот мастеров, которые рисуют по старой технологии — немного. Для этого нужно иметь навыки художника, резчика и печатника.
В честь выхода «Пробуждения Силы» мастера «укиё-э» нарисовали три полотна: битва на Хоте, королеву Амидалу и портрет Дарта Вейдера. Каждый рисунок стоит почти 500 долларов.
Феномен «Звёздных войн» коснулся и традиционной мебели. В Киото создали две ширмы к премьере «Пробуждения Силы» и «Последних джедаев». На демонстрации последней присутствовал режиссёр картины Райан Джонсон. Обе ширмы выставлены в буддийских храмах Киёмидзу-дэра и Бёдо-ин, а местные монахи проводят у них церемонии.
В префектуре Тоттори есть песчаные дюны и музей скульптур из песка. К премьере «Пробуждения Силы» возвели гигантскую песчаную скульптуру с дроидами и звездолётами.
В городе Саппоро ежегодно проходит праздник «Юки мацури» — снежный фестиваль с ледяными скульптурами. «Звёздные войны» отметились на нём в 2015 и 2017 году. Скульптуры с персонажами демонстрировали посетителям со светомузыкой и спецэффектами.
Концерт в жанре традиционной музыки «гагаку» рекламировали с помощью пародии на постер «Новой Надежды».
Центральное отопление в Японии есть только на Хоккайдо, поэтому зимой спасают обогреватели, столики котацу и кондиционеры. Дома ходят в теплой одежде, часто в коротком пальто хантэн. Этот предмет национального гардероба придуман ещё в XVII веке.
Год назад запустили серию пальто с рисунками на внутренней подкладке.
Посёлок Инакадате в префектуре Аомори славится своими высокохудожественными рисовыми полями. Каждый сорт риса отличаются не только вкусом, но и цветом побегов. Фермеры специально сажают рис так, чтобы поле превратилось в живописное полотно.
Также в префектуре Аомори проходит фестиваль Небута. На нём выносят повозки со святящимися фигурами как исторических персонажей, так и персонажей из аниме и кино. «Звёздные войны» на фестивале Небута — постоянный гость уже четвёртый год.
Современные традиции
В рейтинге ИБАФ японская сборная по бейсболу занимает второе место, уступая США всего на 60 очков. «Звёздные войны» проникли и сюда. Персонажи саги Джорджа Лукаса не раз выходили на поле в перерывах между таймами. Например, перед матчем Oryx Bullafoes и Golden Eagles на поле вышел Дарт Вейдер.
В перерыве матча Saitama Seibu Lions и Nippon Ham появились штурмовики Первого Ордена, Кайло Рен, дроиды и актриса Тиаки Нагао — Рей в японском дубляже «Пробуждения Силы».
У японских авиакомпаний есть давняя традиция — украшать свои самолеты нестандартными ливреями. Компания ANA больше 15 лет украшает самолеты «Покемонами», а в последние два года переключились на «Звёздные войны». На данный момент в авиапарке компании есть четыре Boeing 777-300ER с R2-D2, C3PO, BB-8 и логотипом франшизы.
О том, как железнодорожные компании украшают свои поезда, я уже рассказывал в отдельном материале. Эта тенденция не обошла стороной и «Звёздные войны». Из международного аэропорта Кансай ездит вот такой замечательный экспресс.
На автомобильной выставке в Лос-Анджелесе Nissan представила шоу-кары в стиле техники из «Звездных войн. В серийное производство они не поступят, но их вполне могут выкупить богатые коллекционеры.
Иллюстраторы
В Японии есть несколько художников, которые много лет иллюстрируют продукцию по франшизе. Первым был известный японский художник Нориёси Орай. На протяжении 55 лет он иллюстрировал японские романы, рисовал постеры к аниме и фильмам.
У него реалистичный и узнаваемый стиль, его конёк — коллажи и правдоподобные лица. Джордж Лукас был так восхищён талантом Орай, что лично попросил художника нарисовать международный постер пятого эпизода саги. В 80-е Орай иллюстрировал различный мерчандайз по франшизе.
Цуёси Нагано около 10 лет создавал обложки для романов в Расширенной вселенной «Звездных Войн». Свои картины он пишет маслом.
На этом поприще особенно прославился художник Цунео Санда. Больше 20 лет он занимает должность постоянного и официального художника Lucasfilm. Санда иллюстрирует обложки комиксов, карточки, открытки, коллекционные издания, книги, рекламу, постеры и многое другое.
Художник не раз устраивал выставки собственных работ. Одну из них он посвятил симбиозу «Звездных войн» и национальных мотивов.
Манга
Первую мангу по «Звездным войнам» нарисовал Сигэто Икехара в начале 80-х. В молодости его натаскивал сам Осаму Тэдзука — заслуженный мэтр, повлиявший на становление всей японской анимации в 60-е и 70-е годы. У Икехара почти не было собственных произведений, в основном он писал адаптации популярных игр, фильмов и аниме.
В 1980 году его адаптация «Империя наносит ответный удар» выходила в ежемесячном журнале TV Land. Манга считается раритетной, так как не издавалась вне сборника. Всё, что удалось найти — редкие сканы низкого качества из японских блогов.
В 1997 года мангака Хисао Тамаки адаптировал «Новую надежду» в четырёх томах. Западные фанаты раскритиковали мангу за нарушенную последовательность сюжета и слабый рисунок.
В 1998 году на смену Тамаки пришёл начинающий мангака Кудо Тосики с адаптацией «Империя наносит ответный удар». Мангу ещё больше раскритиковали за грубый рисунок, недостаток деталей и проблемы с аутентичностью в дизайне персонажей и техники.
В том же году вышло «Возвращение джедая» от смелого мангаки Харимото Синъети. Его гротескный дизайн персонажей вызвал как одобрение среди поклонников, так и резкую ненависть. Шестой эпизод саги в его видении получился мрачным и жестоким.
Интересный факт: это один из ранних японских комиксов, который официально издали в России. В 2004 году четырёхтомную мангу выпустило издательство «Прайм-Еврознак».
В 1999 год именитый мангака Киа Асамия (прославился благодаря манге Martian Successor Nadesico) взялся за адаптацию «Призрачной угрозы». К его рисунку почти не было нареканий, разве что не всем понравились фирменная черта художника — заостренные большие носы.
В 2006 году вышло два сборника коротких историй от разных мангак с заголовками Black и Silver. Наибольший интерес вызвали комедийные сюжеты, вроде гипотетической битвы R2-D2 c Дартом Вейдером или забавного рассказа о жизни джав на Татуине. Эти истории не попали в Расширенную вселенную.
Сейчас выходит манга-адаптация книги Клаудии Грей «Потерянные звёзды». Книга и манга рассказывают о двух возлюбленных, которые мечтали пойти в Имперскую Академию, но их разделила война. Молодой аристократ Тейн примыкает к Повстанцам, а девушка Сиена служит в Империи. Временной период произведения начинается незадолго до «Новой надежды» и завершается за пять лет до «Пробуждения Силы».
Игры
Большую часть игр по вселенной «Звездных Войн» разрабатывали в США, Канаде и Европе. Из 150 игр — лишь пять созданы в Японии. Первой была Star Wars от Namco для консоли Famicom (NES). Она вышла в 1987 году исключительно для японского рынка, но знакома российскую игроку благодаря пиратским картриджам на Dendy. Когда про неё узнали американские фанаты, то она моментально стала объектом насмешек и критики.
В простеньком платформере серьёзно изменили сюжет «Новой надежды». Люк спасает из заточения своих друзей (даже Оби-Вана) на различных планетах. Среди них есть как известные, так и совершенно новые места, включая астероид Кессель и водный мир планеты Искалон (появилась в комиксах от Marvel). Люк научился обращаться со световым мечом уже на Татуине, плюс он умеет в одиночку управлять «Тысячелетним Соколом».
Неподготовленного фаната не на шутку перепугает Дарт Вейдер. По версии неизвестного японского геймдизайнера могущественный ситх — оборотень. В конце каждого уровня он нападает на игрока в новом обличии. Сначала он превращается в скорпиона, потом в динозавра, акулу и вампу. Лишь в конце игры он предстаёт в своём истинном обличье.
В 1991 на японском компьютере Sharp X68000 вышел аркадный симулятор Star Wars: Attack on the Death Star. В нём достоверно воспроизвели последнее сражение у Звезды Смерти из «Новой надежды».
Это одна из последних векторных игр в истории. На момент релиза Attack on the Death Star данная технология уже считалась устаревшей.
Star Wars: Arcade вышла в 1993 году для аркадных автоматов и расширения Sega 32x. Теперь игроку нужно уничтожить обе Звезды Смерти и суперазрушитель типа «Палач». Всё удовольствие от игры портит очень короткая продолжительность — всего полчаса и три уровня.
Последние японские игры по «Звёздным войнам» вышли на аркадных автоматах от Sega. Star Wars Trilogy Arcade имела феноменальную графику по меркам 1998 года. Она идеально воспроизвела все космические сражения, гонку на спидерах, сражение с Боба Феттом и Дартом Вейдером.
Ну а в Star Wars: Racer Arcade игрок участвовал в гонках на свупах из «Скрытой угрозы».
Реклама
Персонажи «Звёздных войн» уже сорок лет рекламируют товары и услуги в Японии. Первый рекламный ролик вышел в 1978 году, почти одновременно с премьерой «Новой надежды». До сих пор неизвестно, была ли какая-то договорённость с правообладателями, ведь в ролике отсутствовал копирайт Lucasfilm, а костюмы персонажей сделали на глазок. Под весёлую песенку герои рекламировали консервированного тунца от фирмы Hagoromo.
Певец Масото Симон выпустил свой диско-кавер на главную тему картины. Это была последняя официальная коллаборация в 70-е годы. Фанаты шутят, что в Lucasfilm увидели этот клип, испугались и передумали что-то рекламировать на ТВ под брендом «Звёздных войн».
В 1987 году «Звёздным войнам» исполнилось 10 лет. Руководство Panasonic предложило Джордж Лукасу стать лицом её марки, и, к их удивлению, он согласился. Фанаты до сих пор гадают, сколько заплатили режиссёру.
Одну часть рекламных роликов сняли в США (недалеко от ранчо Лукаса и в архивах Lucasfilm), другую — на студии в Японии. Все съёмки проходили в условиях строжайшей секретности. В общей сложности создано около 10 роликов и почти сотня фотографий для постеров и рекламы в журналах.
Стоит отметить, что Лукас продвигал технику премиального качества. Телевизоры от 3 до 15 тысяч долларов, видеокамеры по две тысячи долларов и лучшие в Японии видиомагнитофоны за полторы тысячи.
Наибольшую известность получил трогательный рекламный ролик, снятый в полях у ранчо Лукаса. Под концепт-арты Ральфа Маккуори режиссёр рассказывает о том, какую важность несут в себе простые мечты. Он берет за руки эвоков и идёт в поле к другим персонажам.
В другом ролике Лукас рекламировал широкоформатный телевизор высокой чёткости на фоне японской гравюры. По курсу йены начала 90-х этот телевизор стоил больше 10 тысяч долларов.
Эвоки испугались магнитофона со встроенным проигрывателем музыкальных дисков и ошеломительными бассами.
R2-D2 и C3PO восхищены текстовым процессором Panasonic Panaword U1 Pro за две тысячи долларов.
Чего только не рекламировали дроиды на японском ТВ. От гибридной Toyota Prius, до умной системы солнечных панелей для дома.
Образ Дарта Вейдера в японской рекламе слегка исказили. Грозный ситх любит расслабиться, посидеть в хорошей компании и всячески радовать людей своим присутствием. Так, например, было в рекламе Samsung Galaxy S.
Дарт Вейдер контролировал производство специальной серии шоколадных палочек Pocky.
И помогал в тестировании автомобильных шин Goodyear.
Самый злодейский поступок Вейдера: он вторгся в Японию и заставил людей играть в автоматы-пачинко. Японцы любят просаживать деньги за этой разновидностью однорукого бандита. Ежегодный денежный оборот от игровых залов пачинко составляет десятки триллионов йен.
Проблему индивидуальности имперских штурмовиков подняли в рекламе Nissan Juke. В Японии с ними вышла целая серия коротких роликов.
Мастер Йода заваривает лапшу быстрого приготовления в рекламе Nissin Cup Noodle.
Аттракционы Star Tours рекламировал Дарт Вейдер и имперские штурмовики. В серии роликов они путешествовали по всей Японии и устраивали различные пакости.
До появления Star Tours по Японии гастролировала театральная постановка Georgle Lucas Super Live Adventure. В ней рассказывалось о девушке, которая с помощью волшебной палочки путешествовала по различным фильмам Lucasfilm. От «Звездных войн» и «Индианы Джонса» до «Уиллоу» и «Американского граффити».
Влияние
Премьера «Новой надежды» в Японии задержалась ровно на год, в прокат картина вышла 30 июня 1978 года. В то время Япония была на пике экономического роста, на котором она продержалась вплоть до начала 90-х. Отчасти это связано с тем, что в 60-е и 70-е годы японцы охотно перенимали опыт западных коллег, и доводили до совершенства многие идеи и технологии. Так что «Звёздные войны» рассматривали не только как успешный западный продукт, но и базу, из которой можно многое почерпнуть для своего рынка.
Первые работы появились спустя год после премьеры. Американские критики разгромили японскую картину «Послание из космоса» от режиссёра Киндзи Фукусаку. Удивительно, что фильм вообще допустили до проката в США в 1978 году. Вдохновение вдохновением, но в фильме столько цитирования «Звёздных войн» (вплоть до музыки и постановки некоторых сцен), что создателей вполне могли и засудить. «Послание из космоса» критиковали за дешёвые спецэффекты, дизайн космических кораблей и посредственную актёрскую игру.
Элементы «Звёздных войн» все глубже проникали в японскую поп-культуру, пока не добрались до аниме и манги. Мегапопулярный сериал «Мобильный доспех Гандам» подглядел у саги Лукаса две вещи — световые мечи и джедаев. Ньютайпы во франшизе «Гандама» — это колонисты с экстрасенсорными способностями. Они наделены потрясающей интуицией: умеют проецировать свои мысли в космос и чувствовать на расстоянии других людей.
На официальном арте «Гандам Зета» облик главного героя, Камилла Видана, срисован с Люка Скайуокера.
Франшиза повлияла на несколько поколений аниматоров и мангак. Выборочные элементы «Звёздных войн» хорошо заметны в «Макроссе», «Легенде о галактических героях», «Приключениях Кобры» и в других работах с космическим сеттингом, о которых я рассказывал ранее.
Пародии на «Звёздные войны» появились во многих аниме. Сперва в Daicon IV — любительской короткометражке от будущих основателей студии GAINAX (Evangelion, Gurren Lagann). В ней храбрая девушка в сексуальном костюме зайчика сражается с Дартом Вейдером под песню Twilight группы Electric Light Orchestra.
В ситкоме «Несносные пришельцы» пародии на «Звёздные войны» встречаются постоянно. В 89 серии с ними даже переборщили.
Мангака Акира Торияма — большой поклонник саги. В экранизации его манги «Драконий жемчуг» зритель увидит отсылки к карбонитовой плите, облачному городу, спидеру Люка и резервуару с бактой.
О своей любви к «Звёздным войнам» рассказывали мангаки Кохэй Хорикоси (My Hero Academia) и Като Кадзуэ (Blue Exorcist). К премьере «Последнего джедая» они нарисовали персонажей фильма в своей стилистике.
У японцев безумная тяга к персонификации различной военной техники. В милых девушек уже превращали военные корабли, огнестрельное оружие, бытовую электронику, самолёты, консоли и подводные лодки. Почему бы не сделать это со «Звёздными войнами»?
Сагу Джорджа Лукаса не раз высмеивали в японских шоу. Например, в виде театральной постановки в шоу Gaki no Tsukai.
Или в знаменитом противостоянии японской полиции и Дарта Вейдера. В середине нулевых у этого ролика была огромная популярность.
Напоследок хотелось бы вспомнить о главном — о японских фанатах. Сначала «Звёздные войны» активно обсуждали в кружках любителей научной фантастики и современной поп-культуры. Чаще всего их устраивали в «букацу» — клубах по интересам при школах и университетах.
За полгода до выхода «Возвращения джедая» в Японии открылся первый официальный фан-клуб. Вступившим дарят значок члена клуба, а выборочным счастливчикам — аудиокассету с саундтреком.
Спустя 30 лет клубы поклонников продолжают появляться в Японии. С середины нулевых существует крупный альянс моделистов и косплееров. С 2011 японцы отмечают праздник «День Звёздных войн», намеченный на 4 мая каждого года.
К тому же, премьеры последних трех фильмов проходили с огромным размахом. На «Последних джедаев» в Японию приехал основной актёрский состав и режиссёр.
Источник: DTF