Продолжение культового боевика 80х, вышедшее спустя тридцать лет после премьеры оригинала, оказалось невероятно эмоциональным зрелищем и заодно одним из лучших сиквелов классики в истории мирового кинематографа.
«Топ Ган: Мэверик» — один из самых главных долгостроев Голливуда, добиравшийся до больших экранов почти что сорок лет. Тони Скотт, режиссёр первого фильма 1986-ого года, снискавшего колоссальный успех в мировом прокате, изначально вынашивал идею для второй части, однако покончил с жизнью за день до назначенной встречи с Томом Крузом, исполнителем главной роли. С тех пор проект оставался в подвешенном состоянии, сменил множество потенциальных постановщиков и различных сценаристов. Столь сложный путь наконец подошёл к концу. Заветное продолжение должно было выйти еще два года тому назад, но в результате воцарившейся кругом пандемии премьеру переносили вплоть до сегодняшнего дня.
Рискованный пилот Пит Митчелл по прозвищу Мэверик более тридцати лет остаётся одним из лучших пилотов ВМФ: бесстрашный лётчик-испытатель, расширяющий границы возможного и старательно избегающий повышения в звании, которое заставило бы его приземлиться навсегда. Приступив к подготовке отряда выпускников из нового поколения программы «Топ Ган», Мэверик встречает лейтенанта Брэдли Брэдшоу, сына своего покойного друга по кличке Гус.
Впереди — одна из самых экстремальных, возможно, даже смертельных миссий по уничтожению стратегически важного вражеского объекта, а за спиной — призраки прошлого. Мэверик вынужден противостоять своим глубинным страхам, которые грозят ожить в рамках миссии, требующей исключительной самоотверженности от тех, кто будет назначен на вылет.
Новый фильм Джозефа Косински, режиссёра «Трона: Наследие» и «Обливиона», от начала до конца пропитан духом олдскульного боевика, которому свойственна та же сказочная наивность первой части. Для достижения подобного результата задействуется неизбежный фансервис: некоторые сцены из оригинальной картины воссоздаются здесь практически точь-в-точь, однако несут за собой несколько иное значение. Главная тема этого продолжения — история столкновения поколений, в центре которого находится человек, который жаждет передать своё наследие новичкам, понимая, что может помочь им не совершить те же ошибки, на которые однажды наткнулся он сам.
Люди меняются, и потому местный Мэверик — не только хорошо знакомый нам сорвиголова, но и ранимый человек, отчаянно пытающийся разобраться в своём прошлом. Когда-то военная экспертиза сняла с него ответственность, но персонаж Круза ещё долго боролся с чувством, что его именно его действия стали причиной смерти его лучшего друга Гуса во время обычных учений. Столь серьёзная душевная травма получает закономерные отголоски — Мэверик отныне стремится подставить себя под удар, словно желая встретить верную погибель. Он также удушающе защищает сына Гуса, Брэдли, известного также как Рустер (Майлз Теллер). На их взаимодействии строится большая часть фильма, которая явно вызовет у всех давних фанатов «Лучшего стрелка» скупую мужскую слезу. Поможет в этом шикарный саундтрек от Харольда Фальтермайера и Ханца Циммера, отдаленно напоминающий мотивы «Интерстеллара».
«Топ Ган: Мэверик» не наполнен той безумной ностальгией, к которой мы привыкли в наши дни. Он обыгран куда более умнее, тоньше и в целом снят с настоящей любовью к оригиналу, чем любой сиквел, выходящий в прокат с разницей в десятилетия. Это настоящий подвиг для режиссёра Джозефа Косински — грамотно продолжить столь давнюю историю, избежав при этом неловких самоповторов, зелёного экрана и сумев замахнуться на нечто по-настоящему амбициозное, умело дополняющее наследие первого фильма.
Вторая часть насквозь пропитана удивительной атмосферой минувших экшн-фильмов, но в то же самое время она словно намекает своему жанру, который каким-то удивительным образом пришёл от «Лучшего стрелка» к «Форсажу», что он ещё может сиять во всей красе. Косински создал идеальный аттракцион, который ничем не уступает оригинальной работе Тони Скотта и в некоторых местах превосходит её.
Кажется, суть этого диалога, развернувшегося в первые десять минут фильма, плавно намекает нам на самого Тома Круза, человека, который подходит к своей работе с невероятной самоотдачей и максимальным уважением. Однажды мы уже не увидим его безумнейших трюков и смелых авторских решений, позволяющих развлекательного жанру дышать полной грудью. Но произойдёт это далеко не сегодня.