Роман Чака Паланика «Бойцовский клуб» появился на книжных прилавках в 1996 году, а через три года получил киноадаптацию, собравшую впечатляющий (даже на тот момент) актерский состав в виде Эдварда Нортона, Брэда Питта и Хелены Бонэм-Картер.
В центре истории Рассказчик — среднестатистический офисный работник, страдающий от бессонницы и «утопической» одноразово-фальшивой действительности. Его жизнь и представления о ней меняются с момента знакомства с Тайлером Дерденом — нетривиальным борцом с той самой системой, которая угнетает главного героя. Их общение становится результатом создания Бойцовского клуба, участники которого избивают друг друга в попытке найти утерянную в современных реалиях мужественность.
Лишь ближе к концу истории становится понятно, что Рассказчик и Тайлер Дерден — один и тот же человек, страдающий раздвоением личности.
События «Бойцовского клуба 2» и «Бойцовского клуба 3» (да, одной частью автор не ограничился) разворачиваются спустя десяток лет, когда Рассказчик обзавелся не только именем (отныне его зовут Себастьян), но и семьей.
Счастливую семейную жизнь он делит с безумно-очаровательной Марлой Зингер, с которой герой познакомился на встрече смертельно больных людей еще в первой части. У них есть ребенок, обычный дом, обязательства в виде поздравлений с годовщиной совместной жизни — словом, все то, что составляет жизнь подавляющего большинства людей.
Ко всему прочему, Себастьян посещает психоаналитика и закидывается горстями таблеток, чтобы спокойно спать по ночам. Вторая радикально-настроенная личность по имени Тайлер Дерден вступает в игру, как это ни странно, с подачи любящей жены: та скучает по дикому сексу и решает немного расшевелить Себастьяна, подменив ему таблетки.
Идеями первого «Бойцовского клуба» выступали не только проблемы потребления и потерянной мужественности, но и намерения Тайлера Дердена перестроить весь мир, уничтожив по сути цивилизованное общество. В продолжении он преследует ту же самую цель, но с меньшим размахом в плане мотивации. Если после прочтения первой книги хотелось с ним согласиться, поскольку аргументы в пользу необходимого уничтожения были более чем убедительны, то после знакомства с графическим продолжением больше недоумеваешь: все это мы уже слышали, Чак!
Вполне возможно, что задумка автора сводилась к несколько иным идеям. Сущность Тайлера Дердена — это не просто бунтарская и прогрессивная противоположность Рассказчика. Это по сути каждый из нас. Тот, кто недоволен системой, но не в силах ей противиться по ряду вполне объяснимых причин. Ведь даже главному герою необходимо было стать совершенно другим человеком, чтобы хоть как-то повлиять на мир вокруг нас.
Но опять же эту идею можно было увидеть все в том же неповторимом первом «Бойцовском клубе».
Куда лучше прослеживается в продолжении задумка того, что от собственного безумия спрятаться невозможно: рано или поздно оно найдет выход. Так и случилось с героем Себастьяна, который справедливо опасался Тайлера Дердена, старался жить нормальной жизнью после всего произошедшего с ним безумия, но в итоге вновь стал заложником своего «второго я». Звучит, конечно, вполне приемлемо, но раскрывается эта идея на фоне сумбурного и беззубого сюжета, который размазан по страницам и ощущается так, словно его писали, придерживаясь принципа «лишь бы был».
К слову, к технике иллюстрирования Кэмерона Стюарта нет никаких претензий. Сумбурность и хаотичность повествования хоть и сбивает с толку, но при этом изображения соответствуют общему «сумасшедшему» настроению непредсказуемой жизни человека с раздвоением личности. Продуманность графического языка увлекает в гораздо большей степени, чем само повествование: множество идей и любопытных дизайнерских решений наполняют страницы истории и заставляют лишний раз остановиться, чтобы получше рассмотреть оригинальные задумки художника.
Однако стоит отметить, что «рваная» подача может также и дезориентировать читателя (возможно, подобная проблема выступает в качестве непостижимого замысла Паланика). Даже того, кто в свое время прочел первую книгу или посмотрел фильм. Если уж и браться за комикс, то лучше освежить в памяти первоисточник, чтобы не запутаться во всем том безрассудстве, которое выступает в роли продолжения. И говорить не стоит о тех, кто лишь слышал о «Бойцовском клубе», но никогда не читал/не смотрел своими глазами.
Графические вторая и третья части созданы для фанатов и только для них.
Интересным сюжетным ходом стало появление на страницах комикса самого Чака Паланика, который внутри своего детища точно также становится писателем, создающим… продолжение «Бойцовского клуба».
Ломка четвертой стены выглядит забавно с учетом того, что персонажи могут связаться с автором и попросить его «двинуть сюжет». Почему, собственно, и нет? Вот только не все персонажи довольны работой Паланика, что наталкивает на очевидную мысль: его герои переросли рамки книги и теперь больше не нуждаются в авторе (здесь Чак передает привет Гранту Моррисону в Animal Man).
Возможно и желание Паланика попросту постебать своих фанатов. Известно, что поклонники изводили его просьбами о продолжении «Бойцовского клуба», который был более чем законченным произведением, и писатель нехотя пошел им навстречу. Он создал продолжение, в котором сам ощутимую часть времени обсуждает недописанный роман в кругу литературных консультантов.
Очевидная проблема второй и третьей частей «Бойцовского клуба» — герои не меняются на протяжении всего повествования.
И подобное можно простить тому же Тайлеру, поскольку его личность скорее результат больного разума Себастьяна, но не самому Рассказчику. И вроде как действия совершаются, смена локаций происходит, герои реагируют, но никакого влияния на самих персонажей все это не оказывает. И да, они вроде как не нуждаются больше в авторе, но и Паланик не дает им ничего в продолжениях, заставляя лишь пройти очередной безумный путь в никуда.
Хотя «Бойцовский клуб 3» еще не закончен (впереди поклонников ждет еще пара выпусков), но вряд ли они исправят все то, что уже вышло в свет.
Пожалуй, желание сделать новую историю такой же глубокомысленной, как и книгу, привело к тому, что комикс переполнен высокопарными диалогами и монологами, изначальная цель которых, очевидно, сводится к созданию чего-то поистине весомого.
Но в контексте слабенького и вторичного сюжета подобные авторские мысли теряются и не воспринимаются на должном уровне. Если от книги невозможно было оторваться, то комикс скорее раздражает прерывистостью, ненужной запутанностью и швырянием читателя с одной неусвоенной мысли к другой. Спасает в этом дичайшем хаосе лишь графическое содержание.
Попытаться по достоинству оценить второй и третий «Бойцовский клуб» стоит только ярым фанатам первоисточника и самого Паланика. Ничего принципиально нового история не приобрела с выходом продолжения, но и не особо испортила. «Бойцовский клуб» прекрасно существовал все эти годы, представляя собой самостоятельное и законченное произведение, которое не нуждалось в большем раскрытии, каких-либо уточнениях или дополнениях.
Поэтому прочитайте лучше книгу или сходите в кино, тем более что возвращение экранизации Финчера на большие экраны отличный повод для этого.
Источник