Шоу с обычными людьми, которые завоевали популярность

Режиссер Илья Аксенов — о том, как выпустить вирусный ролик, и книге «КВНщицы»

Илья Аксенов, режиссер сериалов «Мир! Дружба! Жвачка!» и «Капельник», выступил в роли писателя: в марте вышла его книга «КВНщицы». Это история женской команды, которая стремится к победе в Высшей лиге. Команда выдумана, но совпадения неслучайны. «КВНщицы» — о том, что происходит за кулисами шоу; читатель может сам сделать вывод: легко ли подняться на большую сцену. Как построить режиссерскую карьеру, каков главный ингредиент вирусного ролика, мы поговорили с Ильей Аксеновым, и публикуем — с разрешения автора — фрагмент из книги. Это материал издания «Приличные люди».

Илья, где продается книга?

На Planeta.ru. Тираж у нас небольшой, продажи начались в первый же день. Часть книг я подарю бывшим квнщикам: сегодняшним стендаперам, актерам — тем, кто «вырос» из КВН и стал популярным.

В целом я пока не представляю, как книга будет продаваться: хорошо или плохо. Посмотрим: сегодня мало кто читает. В принципе книги — это дорогое удовольствие. Многие мои знакомые покупают книги, когда они продаются по акции.

Думаю, все движение КВН знает, что книга вышла. Опять же, не все могут себе ее позволить: КВН — это студенческая игра. Не у всех студентов есть лишние деньги.

Актерское сообщество тоже о книге знает. Некоторые актеры очень искренне удивились тому, что я книгу написал.

Книга — о том, как устроено шоу. Много ли в «КВНщицах» юмора?

Шутки есть, они присутствуют: но задачи сделать из книги остроумную комедию, где реприза на репризе, я не ставил.

КВН выходит в эфир с 1961 года. В чем, на ваш взгляд, причина того, что это шоу-долгожитель?

Я думаю, сама механика КВН абсолютно гениальна. Юмор превращают в интеллектуальное состязание. Не на всех играх это получается, однако люди соревнуются так, что удовольствие возникает у всех. Это дорогого стоит.

Ты отдыхаешь, смеешься и видишь, что на сцене не суперпрофессионалы, а люди, которые и слова забывают, и иногда «плывут». Это обычные ребята: они взяли и только что поднялись на сцену. Наверное, по этой причине популярны шоу «Танцы» или «Минута славы»: ты понимаешь, что в них участвуют обыкновенные люди, которые просто пытаются «выбиться».

Юмор — он же жизнь продлевает: во времена, когда все очень тяжело, все очень сложно, он бОльшим спросом пользуется. В 90—е годы, например, КВН расцвел мощно. А 90-е — это же жесть какое время было.

Плюс ко всему КВН реагирует на происходящее вокруг. Это не всегда получается удачно, но периодически получается. Ты видишь отражение жизни, и легче начинаешь к этой жизни относиться.

Скоро у нас на сайте выйдет дискуссия о трудных подростках, в которой участвовал и Роберт Гараев, автор «Слова пацана». Как вам фильм?

Я считаю, что это очень сильный продукт художника—режиссера. Невероятный талант у Андрея Першина — он же Жора Крыжовников. С этим человеком я работал. «Слово пацана» — вершина его творчества. Таких режиссеров в России единицы, если брать последнее десятилетие.




В одном из интервью вы говорили: «Чтобы стать режиссером, нужно получить права, поучаствовать в единоборствах и прыгнуть с парашютом».

Это не мое выражение — так у нас на курсе преподаватель говорил. Суть в том, что если хочешь стать режиссером, нужно брать на себя ответственность.

Где учились вы? Что вообще нужно сделать, чтобы построить успешную режиссерскую карьеру?

Я учился на режиссера уже после того, как стал режиссером (на Высших курсах сценаристов и режиссеров (мастерская Меньшова, Тумаева, Рязанцевой) — Прим. ред.). На тот момент у меня уже было два проекта на СТС, один на MTV и десятки реклам. В профессии я был уже, наверное, лет пять. Поступил, потому что понимал, что «не совсем» получается.

Вообще режиссером я стал так: взял камеру и начал снимать. Изначально я просто монтировал разные видео. Получал удовольствие от монтажа: от того, что ты собираешь кадры — и появляются новые смыслы.

Позже мне стало не хватать кадров, потому что я монтировал их из фильмов. Начал сам снимать: КВН с его видеоконкурсами мне в этом помог. Затем я узнал, что бывают разные виды оптики, камеры, свет. Потом понял, что совершенно не умею работать с актерами, и пошел учиться.

Поэтому ответ: надо просто взять камеру и начать снимать. А дальше — у кого как пойдет. Есть режиссеры, которые не окончили киношколу и снимают гениальные вещи. Есть режиссеры, которые окончили киношколу и тоже снимают гениальные вещи.

Илья, а где была ваша точка входа в кино?

Я снял дипломную работу «Общество анонимных оптимистов» на 35 минут. До этого у меня было много короткометражек, много реклам, но чего-то серьезного не было.

Начал рассылать письма в разные продакшны. Но никто работу не посмотрел, естественно, потому что мало кто читает почту.

Так что я просто выложил видео на YouTube, и пошли просмотры. За неделю — около 30 тысяч. После этого начал получать звонки и предложения от продюсеров: давай встретимся, познакомимся, поболтаем. Так меня позвали в компанию Good Story Media. Она сняла «Реальные пацаны» (ситком признан культурным достоянием Пермского края — Прим. ред.), «Физрук», «Сладкая жизнь». Заметила меня продюсер Ксюша, в прошлом КВНщица, которая занималась отбором новых молодых режиссеров. Я встретился с Антоном Зайцевым, продюсером Good Story Media, тоже бывшим КВНщиком, из Перми. Он мне дал почитать полный метр и сказал: «Будет денег очень мало, очень мало времени; если хочешь — берись». Я уцепился за эту возможность: за 17 дней снял полный метр. Потом Антон мне предложил «Мир! Дружба! Жвачка!», и так я стал уже режиссером полноценных сериалов и кино.

Прежде всего людям надо показать свою работу: историю, внятно рассказанную, с внятной проблемой, внятным конфликтом, которую было бы интересно смотреть.

Что смотреть интересно? Каков рецепт вирусного видео?

Людям интересно смотреть, прежде всего, на себя. Надо показывать либо их отражение, либо про себя рассказывать так, чтобы люди «подключались». Причина безумной популярности «Слова пацана» в том, что этот сериал про нас сейчас. Если говорить честно. Не только потому, что это недалекое прошлое. Ты смотришь отчасти на себя и на сегодняшнее общество.

Коты популярны в интернете: они стали мемами; все пересылают друг другу картинки с сюжетами, как человек спит и как кот спит. Дело тут не в котах, конечно. Коты похожи на людей. Большинство популярных вирусных роликов — это ролики, где ты транслируешь зрителю зрителя.

Вы учились в ВШЭ на программе «Бизнес-информатика». Применяете ли что-то из этой области в режиссерской работе?

У меня тип мышления близкий к программированию. Не могу сказать, что полностью математический склад ума, но он очень близок к типу личности «конструктор»: я всегда все пытаюсь разложить по полочкам.

Вообще работа над сценарием очень похожа на программирование. Ты написал программу; в ней куча ошибок; из-за каждой ошибки рушится вся программа; и ошибки надо исправлять. Написание сценария очень близко к процессу программирования.

Если говорить про съемочный процесс, то режиссер — это менеджер. В ВШЭ учат быть и менеджером, и программистом. Менеджер понимает, как управлять командой программистов.

Вы проводите мастер-классы для актеров. Чему вы учите?

Основная проблема для актера — это пройти кастинг. Как человек который проводил миллион кастингов и сам был актером (Илья снимался в сериалах «Филатов»(2019) и «На работу»(2024) — Прим. ред.), я вижу, какие неверные действия совершают актеры. Иногда актер не замечает свою ошибку со стороны; ему не дают верную обратную связь. Не все кастинг-директора умеют внятно ставить задачи и объяснять, что они хотят. Не они пишут сценарий: они интерпретируют его точно также, как и актеры.

Бывает, актер не понимает, что от него нужно; он вынужден слушать кастинг-директора, который после кастинга вообще никаких решений принимать не будет: его работа закончится. Кастинг часто превращается в «не пойми что», где мучаются все: и актер, и кастинг-директор, и потом еще режиссер.

Бывает, что сценарий пришел очень плохой. Бывают реально плохие сцены. Но работа такая: надо сыграть этот сценарий так, чтобы он был убедителен и еще потом стыдно не было.

Иногда может быть ужасный партнер. Он начнет плохо играть, и второй актер невольно «валится» в этой паре. И вот на мастер-классах мы все это разбираем: по два дня на ногах — ставим, играем, пробуем разные сцены.

Как устроена рабочая неделя Ильи Аксенова?

Сейчас я занимаюсь написанием сценариев. Пишу под себя: я понял, что не готов брать чужие сценарии и сразу их снимать. Вместе с креативным продюсером я разрабатываю восьмисерийный фильм. Параллельно с другим креативным продюсером разрабатываю полный метр. Если все будет хорошо, во второй половине года по этим сценариям начнем снимать.

Поэтому я каждый день езжу в офис, работаю со сценаристами: частично они пишут со мной, частично без меня. Есть два разных вида работы: писать сценарий — придумывать, и писать сценарий руками, вбивать буквы.

Иногда у меня заказывают консультации. Бывает, могу снять рекламу, потому что это быстро и позволяет не стухнуть за год, пока пишешь большой проект (в частности, Илья снимал рекламу для «Авито» и сети магазинов «Пятерочка» — Прим. ред.). Хочется что-то постоянно делать и держать себя в тонусе.

Текст: Анна Черноголовина

Фрагмент из книги Ильи Аксенова «КВНщицы»

Часть 3. Капитанский

«Биатлон» — конкурс текстовых шуток. Если название кажется
вам странным или непонятным — все вопросы к Старшему.
По одному представителю от команды становятся в ряд на авансцене и по очереди читают шутки. Ряд закончился — жюри убирают
того, кто «промазал» — прочитал несмешную шутку. И так круг за
кругом, пока не останется один победитель. Вся команда при этом
стоит за спиной у читающего и потеет от волнения. Как и в любом КВНовском конкурсе, в «Биатлоне» слепо используется целый ворох штампов и «проверенных» приемов. Например, надо прочесть шутку «Мальчик Петя не любил списывать, поэтому списывал с очень грустным лицом». Не оценивайте уровень юмора, а обратите внимание на то, как читали бы ее, будь вы «профессиональным» КВНщиком.

Итак, подошла ваша очередь. Перед вами соперник «порвал» зал — прочел настолько смешную шутку, что зал хохочет, даже когда отведенное ему время явно закончилось. Не торопитесь. Если прочтете поверх смеха — никто вас не услышит, вы «промажете». Затягивать тоже не надо, получите пинок от ведущего, что смажет впечатление. Если вы «профессиональный» КВНщик, то начнете с чего—то нейтрального, чтобы обратить на себя внимание. Например, скажете: «Ну что ж, продолжим». Или: «Вот щас будет актуальненькое», или: «Из последнего…». Главное — не рефлексировать из-за того, что у соперника смешно: вы делаете вид, что сейчас будет смешнее. Итак, вы произносите: «Ну что ж, продолжим». Далее, по логике, должна последовать шутка, но не тут—то было. С места в карьер ее никто слушать не будет. Вы получили внимание, но зритель еще не вник. Он просто перевел взгляд на вас. Ваша задача — сделать так, чтобы вас не только видели, но и слышали. И вы выдаете: «ЭТОИНТЕРЕСНО!» Большими буквами: вы не говорите, а почти орете, вы педалируете каждый слог. Либо: «И ТАКОЕ БЫВАЕТ!» Пауза. Наконец зритель успокоился, вас слушают. Вы продолжаете: «МАЛЬЧИК (сильный акцент, все должны понять, что это именно мальчик, а не девочка), который не любил списывать…(следует драматическая пауза, которая намекает, что сейчас будет ну очень смешно) СПИСЫВАЛ С ОЧЕНЬ ГРУСТНЫМ ЛИЦОМ (мегаакцент, от которого у вас глаза вылезают из орбит и слюни летят мимо микрофона прямо на жюри)».

Если зал засмеялся — повторяем ту же интонационную схему наследующей шутке. Передышка, привлечение внимания, фокусировка и панч. Можно бесконечно рассуждать, что этот штамп — клоунада, дилетантство, самодеятельность и преступление против творчества. Но именно так можно продать шутку подороже. Именно при такой подаче люди взрываются хохотом. И это реально работает.***

Подписаться на телеграм-канал “Приличные люди”.

 

Источник

Читайте также