Почти дословная, упоительно красивая экранизация пьесы Шекспира — и второстепенная работа в фильмографии Джоэла Коэна, впервые снявшего кино без брата.
Шотландский военачальник Макбет (Дензел Вашингтон), разбив силы повстанцев и примкнувших к ним норвежских интервентов, едет с докладом к королю (Брендан Глисон) и натыкается на подозрительного вида старуху. У неё, если посмотреть в водную гладь, сразу два отражения, а ещё способность страшным образом гнуть свои конечности и, вероятно, предвидеть будущее.
Макбету старуха утверждает, что он сперва получит новый дворянский титул, а затем станет королём. Первое предсказание, действительно, вскоре сбывается. Второе полководец, чуть поразмыслив и поспорив с амбициозной женой (Фрэнсис Макдорманд), решает исполнить сам и с кинжалом идёт в спальню сюзерена. Поразмысли Макбет ещё немного, он бы отказался от узурпации — потому что из-за этого скоро придут и за ним.
Будь кино просто суммой слагаемых, «Трагедия Макбета» была бы изумительной. Фильм красив до невероятия: Джоэл Коэн использует изысканное чёрно-белое изображение, неторопливо, на манер слайдов, тасует декорации и композиции, от которых временами захватывает дух. Замок, его коридоры и анфилады; леди Макбет на утёсе; ведьмы, нависшие над Макбетом — всё это даже по коэновским меркам выполнено выдающимся образом.
Плюс соотношение света и тени, до миллиметра отмеренное оператором Брюно Дельбоннелем («Амели», «Фауст», «Внутри Льюина Дэвиса»). А дуэли и убийства — казалось бы, всё уже давно тут придумано, но бои с Сивардом и Макдуфом здорово же сделаны. Плюс Вашингтон с Макдорманд, которые выглядят так, будто родились воином и королевой; вы не делайте ничего, вы туда-сюда походите.
По совокупности, наверное, надо от всего этого богатства задохнуться. Но вот проходит полчаса, час, вот фильм закончился — а пульс ровный, зрачки не расширены, дыхание в норме. Джоэлу Коэну удалось всё, кроме самого главного — превратить безупречный текст, которому он следует почти ad verbum, в кино.
Притом что экранизация «Макбета» Коэном, пусть даже и одним, казалась самым верным кадровым решением со времён съёмок теми же Коэнами фильма по «Старикам тут не место». Братья практически всё свое кино снимали о людях, неверно оценивших обстоятельства и попавших за это в ад, и Макбет как родной встаёт в галерею этих портретов. И потому перенести пьесу Шекспира на экран без изменений тоже был, что называется, вариант. Но от большого, самостоятельного автора под именем Джоэл Коэн мы вправе ожидать чего-то ещё.
Сюрпризов на час сорок пять ровно два (и нет, Дензел Вашингтон в главной роли к ним не относится — кастинг без учёта цвета кожи вышел как раз из театра, где Гамлета, Макбета и дядю Ваню могут играть и афроамериканец, и англичанин, и японец). Первый сюрприз — не слишком известная англичанка Кэтрин Хантер, замечательно изображающая ведьм, второй — концовка, намекающая на то, что кровопролитие продолжится и после Макбета.
Наполни Коэн экранизацию «Макбета» своими идеями или сложи он задумки из предыдущих адаптаций (которыми занимались в том числе Акира Куросава, Орсон Уэллс и Роман Поланский), было бы, наверное, занятнее. Хотя и так неплохо: некоторую свою безжизненность «Трагедия Макбета» компенсирует визуальной энергией. И всё же дико жаль, что на смену стильным, мало на что похожим фильмам о чуваке с красивым ковром, убийце, орудующем баллоном со сжиженным воздухом, хмуром фолк-певце и девочке, преследующей убийцу отца, пришёл иллюстрированный текст.