Дебютный фильм режиссера тех самых «забавных игр».
Фильм наполнен длинными статичными сценами повседневности, предельная концентрация на автомобильную мойку, утренние ритуалы, длительный ужин с тщательным пережевыванием мяса, прыжки через гимнастического коня, работающий на максимум автомобильный дворник под дождем — все это вводит тебя в состояние самадхи. Происходит тотальное погружение в объект медитации.
Мы посмотрели три года жизни успешной австрийской семьи Шуберов, источающей образ стабильности и уверенности. Их небольшое семейство с уверенностью можно назвать образцово-показательным.
Однако за всей этой ширмой благополучия прячется что-то поистине жуткое, что заставляет их молчать на протяжении почти всего фильма. Они не делятся со зрителем своими чувствами, эмоциями и планами на будущее.
Фильм состоит из трех частей, каждая из которой ознаменована годом жизни. 1987, 1988, 1989.
Сцена с автомойки 1988 года ярко демонстрирует внутреннее состояние героев. Случай панической атаки, вызванный у матери увиденным на дороге ДТП со смертельным исходом и невозможность объяснить собственному ребенку причину произошедшего, напуганный и источающий безразличие взгляд отца — все это сигнализирует о критической эмоциональной нестабильности каждого члена семейства. Эта сцена косвенным образом предвещает их ближайшего будущее.
Экспозиция в фильме затянулась на добрую половину хронометража, только в третьей части, составляющей половину фильма, мы видим реальное развитие сюжета.
Письмо Георга Шобера, главы семейства, к своей матери выводит меня из равновесия, медитативный транс как рукой сняло в два счета. Вернее в два основательно важных предложения из текста письма. Сразу вспоминаю, что именно Ханеке снял те самые «забавные игры».
Далее присутствуют спойлеры
«Мы приняли решение уйти из жизни. Ничего не держит нас, кроме вас!».
Как радикально меняется их завтрак, перед отбытием в мир иной. Какие краски обретает их жизнь, накануне судного дня. Острое ощущение того, что в прошлом, они не ощущали морального права перестать соответствовать образу благополучной семьи. А теперь, когда им уже не придется отвечать перед обществом за свое безрассудство, они могут себе позволить изрезать весь свой классический гардероб, сорвать шторы в спальне, разорвать все картины и детские рисунки, с треском переломать весь винил.
*искренне надеюсь, что при съемках данного фильма ни одна виниловая пластинка не пострадала*
Перед премьерой фильма Ханэке поспорил со своим продюсером, какая сцена у аудитории вызовет больший шок: гибель аквариумных рыбок или сцена смывания денег в унитаз. Не сложно догадаться, что именно сцена уничтожения денег вызвала шквал негатива, зрители покидали зал. По мнению самого режиссера, он нарушил одно из самых важных табу западной цивилизации, наравне с этим, сцены гибели рыб и коллективное самоубийство семьи с маленьким ребенком просто меркнут.
Во время просмотра фильма меня, как активного участника постиндустриального общества потребления, просто корёжило от сцен с наведением хауса и беспорядка, уничтожением мебели и предметов искусства. Немножко задумалась.
Мне понравилось, как режиссер провёл финальную черту сценой, где вся жизнь, пролетающая перед глазами на смертном одре, сменяется белым шумом. Именно такой свою жизнь видел глава семейства.
Фильм основан на реальных событиях.
10 из 10