Школа основ: как автосимуляторы учат водить

Автор DTF делится опытом из жизни и советует, как и в каких симуляторах лучше практиковаться.

В Gran Turismo Sport все одиночные гонки и испытания нацелены на то, чтобы подготовить вас к сетевым соревнованиям. В предварительном обзоре игры я рассказывал, как они учат управлять автомобилем на треке, обгонять соперников и осваивать трассы.

Сейчас я продолжаю играть в GT Sport и вспоминаю юность. Времена, когда все мальчишки гоняли по полям близ моей родной деревни на «Запорожцах» и «Москвичах». Все, кроме меня. Знакомые ребята без проблем ремонтировали советскую классику, а в свои восемнадцать водили лучше отцов и сдавали на права с первого раза.

Так вышло, что в моей семье никто не водил, машины не было и покупать её не собирались. Несмотря на это я любил автомобили не меньше тех ребят. Пересмотрел все фильмы об авто: от «Буллита» и «Гран при» до «Сенны». Следил за «Формулой-1», чемпионатом по ралли и гонками на выносливость в «Ле-ман» и «Дакар». А пока знакомые ребята ездили на настоящих машинах по пересечённой местности, я гонял на виртуальных в автосимуляторах по легендарным трассам. Я лучше их знал, как проходить карусель «Северной петли» и «Штопор» Лагуна Сека, как опасны затяжные прыжки финских раллийных спецучастков.

Благодаря автосимуляторам я постепенно научился водить. Больше других мне в этом помогла серия Gran Turismo. Но по опыту из игр жанра могу сказать, что любой реалистичный симулятор подходит для тренировки основ.

В обучении мне помогли:

Идеальный уголок виртуального гонщика выглядит примерно так. Вот только даже по грубым подсчётам на всё оборудование уйдёт не меньше 200 000 рублей
Хотя мне даже комплект из руля с педалями, коробкой передач и стойки обошёлся в 50 000 рублей. Это ещё раз доказывает, что даже виртуальный автоспорт — занятие не из дешёвых
  • Руль с хорошей обратной отдачей, педалями и ручной коробкой передач. Раньше я гонял на Logitech G27, сейчас у меня Thrustmaster T500 RS. Если собираетесь покупать себе руль, то присмотритесь к моделям трёх основных производителей: Thrustmaster, Logitech и Fanatec. Рули последней фирмы сложно достать в России, но в остальном определиться с выбором поможет этот гайд.
  • «Школа вождения» в серии Gran Turismo. А также сотни часов в Assetto Corsa, iRacing и других симуляторах.
  • До сих пор практикую дрифт в Assetto Corsa.
  • Основы вождения по гравию, снегу и грунту до сих пор оттачиваю в DiRT Rally и Richard Burns Rally.

Чему учат автосимуляторы

Чувству автомобиля

Первое и самое главное, чему учат автосимуляторы — чувству автомобиля. Тому самому умению, которое рано или поздно приходит к водителю с опытом. К каждой машине нужно привыкать отдельно и на это требуется время. И всё же после сотен часов в симуляторах, я сел за руль ВАЗ-2106 — своего первого авто — и не чувствовал себя в непонятном агрегате. Всё знакомо: руль, педали, коробка передач, приборная панель.

Я понимал, как обращаться с автомобилем на базовом уровне. Да, в автосимуляторах главное — прохождение поворотов, — но не менее важно работать с автомобилем на низких передачах. В Gran Turismo 5 и и Project CARS можно просто напросто заглохнуть, если на старте вдавить педаль газа в пол, или если затормозить экстренно, не выжимая педаль сцепления.

Я и несколько моих друзей после полусотни часов в Gran Turismo 5 без проблем сели за руль в автошколе и каждому из нас инструктор задал один вопрос: «Ты что, уже водил?». «Да, в автосимуляторе», — отвечали мы.

Прохождению поворотов

Автосимуляторы ценят за возможность прокатиться на машине, которую ты себе никогда не позволишь, на трассе, по которой вряд ли когда-то проедешь. В Assetto Corsa играют не ради карьеры или состязаний с компьютерными соперниками — с этим в ней всё плохо. Да и зачем, если приятнее часами кататься по Имоле, Монце, «Северной петле» и другим трассам в одиночных или многопользовательских заездах. В «Корсе» тренируются ездить быстрее и лучше всех, проходить каждый поворот по идеальной траектории.

Но чтобы правильно пройти поворот, важно не только зайти в него по широкой траектории и «поцеловать апекс». Также важно рассчитать торможение на входе и разгон вплоть до выхода из виража. В идеале получается примерно так: заходим по широкой траектории и притормаживаем перед входом, поворачиваем, держимся как можно ближе к внутреннему краю, на выходе плавно прибавляем газ.

Эта схема прохождения поворота применима не только для гоночных трасс. Со временем я поймал себя на мысли, что схожим образом езжу по дорогам общего пользования, пускай и в более узких рамках выделенной под движение полосы.

В автосимуляторах я усвоил, что тормозить и резко газовать в повороте не стоит без необходимости, особенно на мокром асфальте и в гололедицу. Уверен, именно поэтому за пять лет я ни разу не упускал из под контроля «Шестёрку» Suzuki SX4 Sedan. Это при том, что у первой задний привод, а на второй зимой у меня стоит смешанный комплект из шипованной резины и «липучки».

Держать дорогу

В автошколе говорят, что есть два типа новичков: одни прижимаются вправо к обочине, а другие прижимаются влево к полосе встречного движения. Всё так. На дороге сразу не удаётся уследить за всем и на первых порах ты просто не можешь постоянно вести машину прямо или боишься по неопытности и жмешься к обочине.

Автосимуляторы помогают сориентироваться. В них важно вести автомобиль ровно и чётко. Любое неаккуратное движение — будь то виляние по прямой или плохая траектория — в повороте отнимают драгоценные секунды. В процессе изучения трасс, проходя их раз за разом постепенно учишься быть собранным, привыкаешь ехать прямо.

Экстренному вождению

Помните несчастный случай, когда Ричард Хаммонд разбился на реактивном драгстере? Ведущий тогда чудом выжил в аварии. Вскоре он восстановился и вернулся на шоу, где в первом же выпуске с его участием Джереми Кларксон в своей нахальной манере заявил: «Ричард, ты бы хоть правила читал? Там черным по белому написано: «если машина вышла из под контроля, выруливайте в сторону заноса»».

Это одно из нескольких критически важных правил поведения в экстренных ситуациях на дороге. По другому правилу нужно действовать от обратного: если занос вызван торможением, его необходимо сбавить или прекратить; то же в случае с ускорением.

Лучший способ научиться отлавливать машину из заноса — отточить технику дрифта в автосимуляторах. Ведь это одна из экстренных ситуаций на дороге — занос, которым можно управлять.

Самый понятный дрифт до сих пор в Assetto Corsa. Игра студии Kunos Simulazioni через обратную отдачу руля передаёт всю самую нужную информацию, чтобы вовремя реагировать, когда авто вырывается из под контроля. После пары десятков часов вождения здесь понимаешь, почему важно выруливать в сторону заноса — иначе машину сразу развернёт или унёсет в сторону так, что уже ничего нельзя будет сделать. Понимаешь и почему тормозом пользоваться во время заноса вообще нельзя — авто просто потеряет управляемость. Понимаешь, как педалью газа продлевать занос, контролировать его и как выйти низ него, сбросив скорость.

Так со временем поведение при заносе выходит на уровень реакции — наравне с привычкой отдернуть руку от горячего пламени.

Экстремальному вождению

Симуляторы подготовили меня к экстремальной езде на большой скорости и лавированию в автомобильном потоке, но только потому, что я чаще всего в них стремился обгонять чисто, а не бодаться с соперниками, не норовил развернуть их или вытеснить с трассы.

Уже на первых уроках вождения я гонял с инструктором по пригородным дорогам на скорости более 100 км/ч. Когда нужно, я без труда могу мчаться изо всех сил по автостраде, выжимая из машины максимум и перестраиваясь из ряда в ряд.

Так я вожу очень редко. Только в экстренных ситуациях и когда дорога достаточно свободная, чтобы подобного рода езда была безопасной для остальных участников движения. Или ночью, когда машин так мало, что можно спокойно соревноваться со случайным соперником — кто быстрее доедет от светофора до светофора.

Никогда никому не советую так водить без необходимости, потому что это опасно. Лучше выкатить на гоночную трассу в трек-день — вот где умения из автосимов очень помогут. Агрессивное поведение там тоже не приветствуется, но автодромы по крайней мере созданы для скоростной езды, обгонов и состязаний.

Как симуляторы помогают гонщикам

Для начала, они открывают двери в автоспорт. Выпускники GT Academy Флориан Штраусс и Дженн Марденборо никогда не участвовали в гонках — только катались на картах для развлечения. Парни научились основам в Gran Turismo, прошли пару месяцев подготовки, а теперь в их послужном списке призовые места в престижный соревнованиях. Штраусс побеждал в состязании на выносливость «24 часа Дубая» в 2015 году, а Марденборо выигрывал британский чемпионат GT 2012 года на трассе «Брэндс-Хэтч».

Профессиональные гонщики тренируются в автосимуляторах. У них для этого есть свои специализированные «тренажеры», детально моделирующие все основные ситуации, в которых может оказаться пилот.

Некоторые из них тренируются и в популярных автосимах. Так Льюис Хэмилтон пару лет назад после гран-при Австралии рассказал, что запомнил трассу ещё будучи подростком, в видеоигре, и как симуляторы помогают изучать повороты быстрее. Другой гонщик «Формулы-1» Тонио Льюцци в 2010 году честно признался, что практикуется в серии F1 от Codemasters.

Автосимуляторы не научат применять на практике правила дорожного движения. Тех же скутеристов ведь не просто так теперь заставляют учить ПДД. Они, к сожалению, зачастую просто не представляют, как правильно вести себя на шоссе и потому попадают в аварии.

Когда же сдаёшь на права сам, то уже иначе смотришь на то, как хаотично приходится водить в GTA и других играх с открытым миром, где есть машины.

Я до сих пор ценю первую «Мафию» за то, как в ней хорошо было организовано движение на дорогах. Машины мигали поворотниками при перестраивании, а за каждое превышение скорости и проезд на красный свет можно было схлопотать штраф, если попадёшься на глаза полицейскому. Но водить учат только автосимуляторы.

Они ломают стену между реальным и виртуальным мирами. В них можно развить навыки, которые пригодятся в реальной жизни и которые можно применить на практике. Без них я бы не научился водить, а обычные фанаты Gran Turismo не стали бы гонщиками.

 
Источник: DTF

Читайте также