Shaun of the Dead как Dawn of Dead

Приветики, читатель. Самое время вернуться в наше путешествие по творчеству Эдгара Райта. На сей раз мы восходим на ступень, где британский творец сделал достаточно большой шаг вперед в своём развитии, обозначил многие элементы, которые в будущем станут его визитными карточками, и в целом показал миру одну из самых ярких британских комедийных парочек когда-либо. А, ну и ещё это фильм про зомби, да) Как кто-то мог догадаться, речь пойдет о для многих культовой хоррор-комедии “Зомби по имени Шон”.

Шону 29. Он живет с лучшим другом-разгильдяем, работает на нелюбимой работе, а с любимой постоянно не клеится. И тут хрясь – зомби-апокалипсис начинается. В этот момент наш Шон становится героем, который стремится и близких защитить, и зомбакам бошки покрошить.

Перед нами чистейшая комедия. Безусловно, в ней присутствует огромное количество отсылок на классику зомби-хорроров. Что зомби, ведущие себя один в один как у Ромеро в “Ночи живых мертвецов”, что более тонкие элементы, вроде названия ресторана в честь Лучио Фульчи, известного итальянского режиссёра ужастиков. Однако, эта тематика не является центральной и прям уж важной для истории и её сути, скорее приятные украшения. Но обо этом позже.

Конкретизируя по юмору, важно отметить его саркастичность и умение быть одновременно тупым и очень умным, что в целом на самом деле свойственно британским комедиям, хотя и стереотип о них несколько иной. Но на деле, как минимум у Райта, суть всё-таки не в чопорности и высокомерии, интеллектуальности. Самые важные отличительные черты юмора Райта – уместность, осмысленность и разнообразная эмоциональная окраска. То есть автор не боится шутить жёстко, мрачно или миленько, слишком умно или очень тупо. Важно, чтобы конкретная шутка в контексте ситуации была как влитая, и тут прям удаётся это соблюдать.

Теперь хочется поговорить о том, какова режиссура Эдгара Райта в этой картине, ибо здесь тоже есть уже свои приколы. Главное – грамотное внедрение зрителя в мир фильма и происходящее. Через телевизионные сообщения, проносящиеся моменты в окнах автобусов, в вещах вокруг главных героев, которые те не замечают – во всем мимолетно, но подаётся зрителю если не важная по смыслу, то интересная с точки зрения создания настроения и антуража информация.

Тут же скажу про музыку, ибо это максимально уместно в данный момент. Эдгар показывает здесь, насколько для него может быть важна правильная мелодия. Это видно и в море отсылок к миру музыки, и в разнообразии жанров, звучащих в этом фильме. Однако, что самое главное, здесь большое количество сцен, особенно в начале и самая главная в финале, которые невозможно представить без песен, вокруг которых Райт выстроил эти эпизоды. Это можно видеть и в темпе фильма в эти моменты, и в движениях персонажей в какой то мере, и в интенсивности монтажа.

Завершая говорить о сюжете, думаю важно обсудить и то, что данный режиссёр не забывает о смысловом наполнении ленты, пускай и снимая комедию. Причем во многом сюжет раскрывается в самом названии – “Зомби по имени Шон”. Если вы думаете, что нашего главного героя укусят и в этом будет замес – вы заблуждаетесь. Если вы думаете, что зомби вообще являются чем то в этой истории, кроме причины для действия и фактором, вызывающим пару драматичных моментов, – вы тоже ошибаетесь) Я не буду сильно растекаться мыслями по древу, но по сути своей этот фильм – высказывание на тему того, как люди увязают в своём потребительско-распиздяйском образе жизни, и готовы рьяно бороться, но только ради сохранения такого бытия. Тут нет критики, но тема затронута невероятно жизненная для современного человечества.

Говоря о персонажах, нельзя говорить о чём то другом, кроме божественно-прекрасной, буквально волшебной пары Саймона Пегга и Ника Фроста. Снимались вместе они ещё в мини-сериале “Долбанутые” у всё того же Райта, там, видимо, и скорешились) По другому сказать не получится, потому что нет ощущения, что эти люди играют дружбу. Безусловно, такими шалопаями и лоботрясами в реальности быть довольно сложно, тут очевидна гиперболизация)) Однако химия и те практически братские узы, что между их героями показаны – они прям влюбляют в себя. После братьев Винчестеров – лучшее мужское дуо на экране, на мой взгляд.

Визуально “Зомби по имени Шон”, естественно, не шикарный. И времена не те, и бюджет не на уровне “Рассвета мертвецов” того же Снайдера. Однако и цели такой не было, поэтому отмечать стоит иные моменты. Выглядит ли фильм прям убого? Нет, общее качество приемлемо вполне. Мясист и кровав ли фильм? По меркам зомби-кино, хотя это и не совсем оно), я бы сказал – тут у нас чистенько. Не то, чтобы мяса совсем нет. Но его немного и прям заметно оно только в одной из финальных сцен, больше как оммаж к классике, чем попытка кого то шокировать и напугать.

Однако и тут можно отметить фишечки, которые с Райтом потом пойдут и дальше. Во-первых, важно сказать о монтаже. Склейки, переходы между сценами не то, чтобы прячут от зрителя, скорее наоборот, красиво оформляют. Порой складывается ощущение, что ты перебираешь ручками кадры на плёнке. Это и стильно, и уютно в той же мере. И во-вторых, можно упомянуть прикольные и необычные операторские ракурсы, через которые внимание зрителя приковывается к каким то мелким деталям или выражениям лиц героев. Это сложно описать, но увидите – поймете)Если пытаться всё эту болтологию как то завершить, скажу так – “Зомби по имени Шон” это очень умная, продуманная и очень самобытная комедия, которую не стоит никому бояться, потому что про зомби она постольку поскольку) Она про дружбу, отношения, разгильдяйство и борьбу с серыми буднями. Если эти темы тебе близки и ты хочешь реально посмеяться над чем то достойным – это твой выбор. Я от этой картины всегда получаю большое удовольствие, чего и тебе, читатель, желаю.

Пы.Сы. Обрати внимание на рофл в оригинальном названии фильма – Shaun of the Dead как Dawn of Dead, классический ужастик уже упомянутого Ромеро)

Автор: Павел Широков. Сообщество CatGeek.

 

Источник

Читайте также