Два филолога-фольклориста Наталья Петрова и Надежда Рычкова в своей книге «Страшный, таинственный разный Новый год» , которая вышла в издательстве МИФ, предлагают попутешествовать по нашей стране и увидеть, каким интересным и разноликим может быть Новый год.
Новый год любят во всех уголках планеты, но в каждом регионе встречают по-своему: гадают, готовят угощения, желают блага, украшают дома, обращаются к предкам и высшим силам.
Посмотрим на необычные традиции празднования?
Праздничные шары и хлеб у лакцев
Вы, наверняка, видели китайские фонарики, которые поджигают и запускают в небо. А вот у коренного народа Северного Кавказа и Дагестана — лакцы — принято запускать горящие шары из глины прямо с гор.
К традиционному Новому году (Интнил хьхьу — «ночь весны») коренные жители готовят специальные шары, в которые с обеих сторон втыкают сухую траву. Умельцы начинают скатывать турщи (лак. турщи) задолго до празднества; они знают, что главное их свойство — невероятная твердость. Шары идут в ход в первую праздничную ночь: мальчишки поднимаются на гору, поджигают траву, вставляют турщи в пращу и запускают их. Делают они это не только забавы ради: выстреливая, приговаривают тексты с магическим смыслом, желая хорошего урожая и здоровья.
Падая, шары разрываются и издают громкий треск — то, что нужно в новогоднюю ночь.
Праздничный хлеб
В первый праздничный вечер лакцы варят особую обрядовую кашу хъурунхъусса — зерно для нее мелят на ручной каменной мельнице за несколько дней до начала Интнил хьхьу. У этого блюда есть и другое название: къатта тату («чтобы дома было густо»), которое точно отражает, для чего вообще его готовят. Стараются сварить побольше, чтобы угостить всех, да еще и на завтра оставить — тогда достаток в следующем году точно обеспечен. Пекут специальный хлеб — барта. Часто в него запекают яйцо, а верх украшают орехами, изюмом, горохом, финиками.
Барта разнообразен по форме: это может быть большой бублик, животное, например баран, цветок, человек с руками, ногами и животом в виде яйца или просто круг. Обычно такой хлеб пекут не один: во-первых, для каждого члена семьи, во-вторых, с запасом, чтобы гостей попотчевать.
А еще с этими хлебцами дети выбегают на улицу показать друг другу, какие у кого получились, — не стесняются, хвастаются! Так много обрядового хлеба готовят не случайно. Для лакцев-земледельцев урожай зерна особенно важен, а период Нового года — время, когда можно специальными ритуалами и предметами воздействовать на силы природы и просить их о достатке.
Пауки вместо елочных игрушек в Брянской области
В Брянской области коренные жители, которые чтят традиции предков, дома украшают «пауками».
Это вовсе не насекомые, а отдаленно напоминающие их украшения из соломы. Самый простой вариант — в половину картофелины воткнуть ржаные соломинки и подвесить к потолку. Более сложные варианты могут быть изощренными и многоярусными. Вся эта красота недолговечна: уже к весне ее сжигают.
Также на Брянщине щедруют (поют), обычно на старый Новый год и Крещение. Считается, что такие песни-благопожелания изгоняют из дома все плохое и привлекают хорошее. Так, например, могут пожелать, чтобы у дома свила гнездо ласточка, ведь это хорошая примета — к счастью в доме. Щедрующих, помимо обязательных семечек, угощают выпечкой, колбасой, хлебом. Забыть об этой обязанности хозяевам дома сложно, потому что о ней прямо поется:
Щадрýю, щадрýю,
Колбасу чую,
Дайте другую —
Еще пощадрýю.
Жадных хозяев пугают: «Не дадите пирога — мы корову за рога, не дадите коржика — мы корову ножичком».
Иногда кто-то из колядовщиков переодевается козой (вывернуть тулуп, сделать рога побольше, хвост подлиннее или можно насадить на палку вырезанный из картона козий череп) — это называется «водить козу», и тогда поют колядки, где действует этот святочный персонаж.
Блины вместо оливье
Марийцы — коренной народ междуречья Вятки и Ветлуги — празднуют Шорыкйол (в период с 7 по 19 января).
Они стряпают пельмени с монетками и лыковыми кусочками — кому попадет деньга, того богатство ждет, кому лыко — тоже неплохо: скот будет хорошо плодиться. Запекают баранью голову, варят суп из баранины, готовят ватрушки из картофельного пюре с конопляными семенами.
Пекут блины, обязательно вечером. Весь день стараются ничего не есть, а праздничную трапезу начинают с блинов.
В первый и последний день праздника хозяин обязательно молится, обращаясь к празднику, — просит здоровья семье, приплода скота, богатого урожая и прочих благ, каких пожелает. Затем бросает несколько кусочков блина в печь и просит огонь передать пожелания и жертву Шорыкйолу.
Праздничный стол должен быть обильным — чтобы весь новый год был таким. После девушки или дети ходят в хлев, хватают овец за ноги и приговаривают: «Двойню принеси». Считается, что такие действия в этот период безвременья между старым и новым годом имеют магическую силу: овцы обязательно будут хорошо плодиться.
Молодежь собирается вместе, гадает, веселиться и играет в забавные традиционные игры.
Марийцы также в полях сгребают снег в кучи (вроде скирды), число их должно быть нечетным, и в каждую втыкают солому. После пиршества ходят проверять: если снега нанесет много, будет хороший урожай. Если кучки голые — урожай будет плохим. Еще один способ узнать, каким будет урожай, — послушать кур в курятнике. Если они ведут себя шумно, то хлеб не уродится; если сидят тихо, то урожай будет хорошим.
По материалам книги «Страшный, таинственный разный Новый год».
P.S. А еще на сайте МИФа — Черная пятница 🙂