Шаг за шагом: как режиссёр Дени Вильнёв снимает кино

Творческая биография, методы работы и любимые стилистические приёмы автора «Прибытия», «Бегущего по лезвию 2049» и грядущей «Дюны».

Шаг за шагом: как режиссёр Дени Вильнёв снимает кино

Дени Вильнёв — самый известный режиссёр Канады и лучший режиссёр десятилетия по версии Голливудской ассоциации кинокритиков. В его фильмографии есть крепкие драмы, жуткие триллеры и увлекательная научная фантастика — ни одной неудачной ленты.

Вильнёв превращает любой сценарий в фильм, от которого невозможно оторваться. Режиссёр создаёт напряжение с помощью необычных углов съёмки, цветовых контрастов, музыки и звуковых эффектов. Его кино заставляет зрителя отправится вместе с героями на поиски истины, а после просмотра оставляет с вопросами, которые ещё долго нужно обдумывать.

Вильнёв не боится браться за сложные и ответственные проекты. Он снял фильм об одном из самых страшных событий в истории Канады, сделал сиквел культового «Бегущего по лезвию». А последняя его работа —экранизация классики научной фантастики «Дюна» — выйдет в прокат в конце 2020 года.

Истоки творчества

Вильнёв родился в 1967 году в деревне Жантийи в канадской провинции Квебек. Его отец был нотариусом, а мама — домохозяйкой. Дени — старший из четырёх детей в семье: его брат Мартин тоже стал режиссёром (снял несколько короткометражек и один полнометражный фильм «Марс и Апрель»).

В детстве Дени, как и многие другие канадские мальчики, занимался хоккеем. Но получалось у него не особо удачно: всё время витал в облаках, и тренер отправлял его на скамейку запасных. Вильнёв чувствовал себя худшим хоккеистом в стране.

Разные истории Дени сочинял не только на хоккейном корте: он придумывал их в школе с друзьями и ночью, лежа в кровати.

Когда я был ребёнком, перед сном я всегда создавал истории. Я представлял, что рассказываю их кому-то. Моему воображаемому другу, моей воображаемой аудитории.

Дени Вильнёв
режиссёр

Желание создавать кино у Вильнёва появилось где-то в 10 лет. И поводом для этого были не только его собственные фантазии, но и культовые фильмы, которые он посмотрел в то время: «Космическая одиссея 2001 года», «Бегущий по лезвию», «Близкие контакты третьей степени». Для маленького мальчика из деревни удивительные фантастические миры, созданные Кубриком, Ридли Скоттом и Спилбергом, были настоящим чудом, а их режиссёры — героями.

Любовь к научной фантастике Вильнёв подпитывал и чтением. Однажды тётя привезла ему из путешествия целую стопку графических романов и комиксов, в том числе авторства Жана Жиро (Мёбиус), Энки Билала, Жан-Клода Мезьера и Алехандро Ходоровски.

Ходоровски — первый режиссёр, решившийся экранизировать «Дюну» Фрэнка Герберта. Снять фильм у него так и получилось, зато о подготовке к работе есть полноценная документалка

В школе Вильнёву хорошо давались точные дисциплины, поэтому все в семье считали, что он должен пойти в науку. И он действительно сначала поступил на научный факультет в Колледж общего и профессионального образования в Труа-Ривьере. Но быстро разочаровался и перешёл на факультет связи с уклоном в кинематограф в Университет Квебека в Монреале.

Сразу после окончания вуза Вильнёв участвовал в программе Канадской радиовещательной корпорации (CBC) «Гонка: назначение мир» (La Course destination monde). Это что-то вроде реалити-шоу, в котором молодые кинематографисты отправляются в путешествия по миру с камерой и снимают небольшие документальные фильмы.

Вместе с Вильнёвым в «Гонке» 1990-1991 годов участвовали семь конкурсантов. Перед поездкой про каждого из них рассказывали в специальном выпуске. Вильнёв для своей самопрезентации снял фильм «По следам оператора» (Sur les traces du camérosaure).

В путешествии по миру Вильнёв провёл семь месяцев. Он посетил Индонезию, Таиланд, Китай, Индию, Турцию, СССР. В каждой стране Дени снимал по небольшой короткометражке — готовил фильмы полностью самостоятельно.

Результаты он отправлял на CBC. Его финальная короткометражка «Земля людей» (Terre des hommes) рассказывала о поселении в Тибете.

Фильм «Земля людей» (1991)

Вильнёв выиграл конкурс и получил работу в Канадском национальном управлении кинематографии. Там он продолжил заниматься документалистикой. В 1993 году в команде режиссёра Пьера Перро Вильнёв отправился в путешествие на север Канады, где помог ему снять два фильма «Умигмаг или документальная задача» (L’oumigmag ou l’objectif documentaire) и «Ледяной воин» (Icewarrior).

В те же годы он получал дополнительный заработок, снимая клипы для рок-групп: в том числе он снял два видео для группы Bundock Lanoie — «C;est L’ete» и «Ne me dis pas». В 1994 году он съездил на Ямайку, где снял собственный получасовой короткометражный фильм «REW FFWd» (1994).

Документалистика стала для Вильнёва хорошей кино-школой и помогла лучше понять, как камера запечатлевает реальность. Но всё это время его не покидало желание снять художественное кино. Так в 1996 году он попал в экспериментальный проект канадского продюсера Роджера Фраппье «Космос».

Поиски себя

Фраппье собрал команду из шести молодых режиссёров — три девушки и три парня — каждый из которых должен был снять свою историю для одного киноальманаха. Героем всех эпизодов был таксист-иммигрант по имени Космос. Сегмент, снятый Вильнёвым, называется «Технециум». В нём Космос везёт взволнованного режиссёра на телеинтервью.

Фильм с успехом прошёл в кинотеатрах Канады и был номинирован на несколько национальных премий. Фраппье оценил работу Вильнёва и согласился спродюсировать его первый полноценный художественный фильм — «32 августа на Земле».

Дебютная лента Вильнёва — история о модели по имени Симон, которая едва не погибает в автокатастрофе. Это заставляет её переосмыслить жизнь. Она бросает работу и обращается к своему другу с необычной просьбой — стать отцом её ребёнка. Мужчина соглашается с одним условием — зачать малыша нужно в пустыне Солт-Лейк Сити. Сценарий к фильму написал сам режиссёр.

Дени Вильнёв ставит героев в непростую ситуацию, заставляет их по-новому взглянуть на себя, окружающее пространство, жизненные ценности. И делает это в самом начале фильма: так он строит историю и в «32 августа на Земле», и во всех следующих своих работах.

Чтобы показать разрушение привычного для героев мира и неспокойную атмосферу, Вильнёв использует нестандартные ракурсы и композицию кадра.

«32 августа на Земле» понравился зрителям в Канаде, участвовал в программе «Особый взгляд» Канского фестиваля и был выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (но в шорт-лист премии не попал).

Сразу после Вильнёв взялся за второй фильм — «Водоворот». Сценарий для него Дени также написал самостоятельно. И завязка у историй похожая. Главная героиня «Водоворота» Бибиан тоже успешная молодая девушка, которая попадает в аварию, что меняет её мир навсегда. Но есть существенные отличия. В этот раз героиня сбивает мужчину и скрывается с места происшествия. То есть физически она никак не пострадала, но вот психологически это событие стало для неё слишком сильным потрясением. Бибиан решает совершить самоубийство.

«Водоворот» отличает от всех других фильмов Вильнёва одна особенность — в ней есть рассказчик. О жизни Бибиан повествует древняя рыба, которую разделывает повар. Зачем она появилась в сценарии, сам Вильнёв ответить точно не может: она то ли символизирует животную сущность человека, то ли показывает связь между этой историей и смертью. А вот саму идею включить рассказчика в фильм Вильнёв, вероятно, взял из любимого «Бегущего по лезвию» — в детстве он смотрел именно версию с закадровым голосом.

«Водоворот» тоже был неплохо принят публикой. Фильм получил множество наград, в том числе приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале и пять статуэток на премии «Джини» — канадский аналог «Оскара». Снова был выбран фильмом от Канады на «Лучший фильм на иностранном языке», но не прошёл в шорт-лист.

Не смотря на награды и похвалу от критиков, сам Вильнёв своими дебютными работами был недоволен. Они казались ему слишком слабыми и сценарно, и с точки зрения режиссуры. Поэтому он решил взять перерыв, чтобы подтянуть свои навыки, отточить мастерство и снять фильм, которым сам будет гордиться.

В итоге перерыв между вторым и третьим фильмом продлился целых девять лет. В это время Вильнёв помогал жене растить детей и снял три короткометражки. Одна из них, «Этажом выше», получила премию телеканала «Canal+» на Канском кинофестивале.

Фильм «Этажом выше» (2008)

Сложные темы

В большое кино Вильнёв вернулся с жестокой драмой «Политех». Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о массовом убийстве, которое произошло в 1989 году в Политехническом колледже в Монреале. Тогда 25-летний парень ворвался на занятия в женскую группу, застрелил 14 студенток и ранил ещё 10 девушек и четырёх мужчин. Целью убийства был протест против феминизма.

До 2020 года это был самый страшный случай массового убийства с помощью огнестрельного оружия в Канаде. Так что браться за экранизацию этой истории было для Вильнёва очень рисковой затеей. Его отговаривали буквально все, кого он знал в Монреале и во всей провинции Квебек. Но режиссёр был непреклонен — чувствовал, что должен снять это кино.

История, случившаяся в Политехе, была близка Вильнёву и пугала его — в 1989 году он жил в Монреале и тоже был студентом. Режиссёр вообще часто выбирает для работы сценарии, которые вызывают у него страх.

Я думаю, меня привлекают темы, которых я боюсь. Это такой способ приблизиться к тому, что меня пугает, к тому, что вызывает страх в моём сердце. Попытаться понять это, справиться с этим. Это как демоны. Так я встречаюсь со страхами лицом к лицу.

Дени Вильнёв
режиссёр

Перед съёмками фильма Вильнёв пообщался с родственниками жертв трагедии, чтобы получить их разрешение на съёмки и узнать, чего они точно не хотят видеть на экране. Родственники попросили не показывать психологический портрет убийцы. И режиссёр с ними согласился: «причин» для этого поступка у стрелка могло быть множество, разбираться в них на экране Вильнёву не хотелось.

Вместо этого режиссёр решил подробнее показать на экране женщин и их переживания. Для Вильнёва женщины-протагонисты — ещё одна характерная черта творчества: они есть в шести из девяти его полнометражных фильмов.

Чтобы не делать и без того жестокую и кровавую историю слишком страшной и не шокировать зрителей, Вильнёв решил сделать фильм полностью чёрно-белым. А для подчёркивания атмосферы хаоса и нарушившегося спокойствия, снова использовал нестандартные углы камеры и композицию кадра.

Параллельно с работой над «Политехом» Вильнёв готовил адаптацию пьесы Важди Муавада «Пожары». История о брате и сестре, которые после смерти матери узнают о том, что очень многого не знали о своей семье. У них есть брат, отец, которого они считали мёртвым, жив, а мать скрывала от них своё непростое прошлое.

Экранизировать «Пожары» Вильнёв решил во время своего творческого перерыва, когда сходил с женой на постановку пьесы. Она длилась три с половиной часа и, тем не менее, захватила его внимание от начала и до конца.

Вильнёв поставил перед собой задачу сделать фильм хотя бы немного похожим по эмоциональному воздействию. Даже 10% того потрясения, которое он испытал во время просмотра пьесы, было бы достаточно.

Работа над фильмом была не простой. Во-первых, часть действия происходит в вымышленном городе Дареш — родине матери главных героев, которую она покинула из-за гражданской войны. Муавада в «Пожарах» таким способом высказывался по поводу конфликта в Ливане. Вильнёв же не хотел делать намёков на какую-то конкретную страну. Чтобы этого избежать, режиссёр вместе со съёмочной командой тщательно изучил локации и постарался показать их так, чтобы угадать в Дареше Ливан было сложно.

Во-вторых, «Пожары» — достаточно жестокая пьеса и, если на театральной сцене это выглядело органично, то на киноэкране могло стать слишком страшным зрелищем. Чтобы не допустить этого, Вильнёв убрал значительную часть кровавых эпизодов: одни удалил из сценария полностью, другие заменил на намёки. Например, в сцене ниже мать главных героев стреляет из пистолета, но зритель видит лишь её реакцию. В кого она попала, убила свою жертву или только ранила — нужно догадаться самостоятельно.

Такие планы с реакцией героев Вильнёв часто использует в своих фильмах, чтобы сохранить загадку и заставить зрителя обдумывать увиденное.

«Политех» и «Пожары» для Вильнёва почти фильмы-близнецы: он работал над ними одновременно, они оба поднимают сложные темы и оба ознаменовали его прорыв. «Политех» показали на Канском кинофестивале, он завоевал девять наград на премии «Джини». А за «Пожары» Вильнёв получил десятиминутные овации на Веницианском кинофестивале, восемь наград «Джини» и номинации в категории «Лучший фильм на иностранном языке» на BAFTA и «Оскаре».

Дорога в Голливуд

После двух успешных проектов к Вильнёву выстроилась целая очередь из голливудских продюсеров. Но это его не сильно радовало, скорее пугало. Он не хотел стать одним из нескольких тысяч голливудских режиссёров, снимать ромкомы и никому не нужные продолжения вроде «Блондинка в законе 7». Но удача была на его стороне.

Однажды Вильнёву на почту пришло письмо от Warner Bros. с сценарием фильма «Пленницы». В нём режиссёр увидел интересную историю, возможность снова поработать с непростыми темами и копнуть глубже в природу человеческой жестокости.

Вильнёв с радостью вписался в проект, но прежде решил снять фильм на английском языке с меньшим размахом. Им стал сюрреалистичный триллер «Враг» о профессоре университета, который случайно узнаёт, что у него есть двойник-актёр.

«Враг» нужен был Вильнёву, чтобы подтянуть свои знания, — прежде всего, навык работы с актёрами. Режиссёр чувствовал, что он легко выстраивал отношения с операторами, художниками-постановщиками и другими членами съёмочной команды. А вот актёры были как приглашённые звёзды: он пересекался с ними лишь на съёмочной площадке. В этот раз Вильнёв решил сделать всё по-другому.

Я провёл с Джейком Джилленхолом месяц. Мы ели, пили, разговаривали о жизни, женщинах, кино, искусстве, политике и об актёрской игре. Для меня это было очень вдохновляюще.

Дени Вильнёв
режиссёр

Работать так Вильнёву понравилось гораздо больше. С тех пор он всегда выстраивает доверительные отношения с актёрами: даёт им больше свободы и прислушивается к их советам. Для Вильнёва хороший актёр как планета: со своим внутренним миром, культурой и отсылками. И своё видение, и частицу внутренней вселенной он должен перенести на экран.

Во «Враге» Вильнёв вновь рассказывает историю о разрушающемся спокойном мире. Показать это на экране ему помогает цветовой контраст. В целом «Враг» имеет жёлтую цветовую палитру — никаких ярких деталей нет, они возникают только с появлением двойника.

Контраст Вильнёв использует и для разграничения двойников на экране. Внешне они идентичны, поэтому для подчёркивания разницы нужно было применить дополнительный элемент — костюмы. Главный герой, — спокойный и рассудительный, — носит одежду светлых тонов, а его двойник, — безбашенный и более агрессивный, — наоборот, тёмную.

Отсняв «Врага», Вильнёв приступил к работе над «Пленницами» — мрачным триллером о пропаже двух маленьких девочек-подружек. Дети исчезли в разгар празднования Дня благодарения. Здесь Вильнёв снова работает на контрасте: веселье и смех резко меняются на ужас и отчаяние.

Весь фильм родители и детектив полиции ищут девочек и их похитителя. Зацепка только одна — старый фургон, который стоял на улице в день пропажи. Герои фильма строят догадки и вместе с ними это делают и зрители. Чтобы подтолкнуть людей у экранов к каким-то выводам, Вильнёв использует разные приёмы, в том числе строящийся монтаж.

Пример строящегося монтажа в фильме «Пленницы» (2013)

Создавать напряжение в кадре Вильнёву помогают медленные панорамные съёмки, планы с реакциями героев, съёмки со спины, контраст света и тени, спецэффекты и декорации. А также кадры отражений: Вильнёв часто использует в фильмах зеркала и стёкла — для разных целей. Например, на кадре ниже мутное отражение помогает показать, что герой Хью Джекмана так доведён до предела, что уже сложно понять, удаётся ли ему сохранять ясное сознание.

Создать правильное настроение в «Пленницах» Вильнёву помог оператор Роджер Дикинс: позднее они вместе работали над «Убийцей» и «Бегущим по лезвию 2049». Во время съёмок он научил режиссёра важности раскадровки. До знакомства с Дикинсом Вильнёв считал, что она ограничивает творчество, и делал её только для технически сложных эпизодов, например требующих участия каскадёров.

Дикинс же показал Вильнёву, что раскадровка помогает найти правильные кадры и движения камеры. И, напротив, даёт больше свободы на съёмочной площадке, ведь все участники процесса знают, что им нужно делать. К тому же, слепо следовать нарисованному плану не нужно, и ничто не мешает менять в процессе. Вильнёву работать так понравилось, и все последующие фильмы он снимал уже с раскадровкой.

После «Пленниц» режиссёру предлагали крупные проекты, но он отказывался от них, потому что считал себя не готовым к следующему шагу.

В кино как в карате — мне нужен был пояс нового цвета.

Дени Вильнёв
режиссёр

Интересный фильм по силам всё же нашёлся — «Убийца» (Sicario). История о женщине-агенте ФБР, которая волей судьбы попадает в отдел по борьбе с наркотиками.

«Убийца» мог быть совсем другим фильмом: продюсеры настаивали на замене главной героини на героя-мужчину. Но сценарист фильма Тейлор Шеридан категорически отказался. И Вильнёв был этому очень рад: он хотел видеть женщину-протагониста, к тому же в такой нестандартной маскулинной роли.

В «Убийце» Вильнёв продолжил плотнее работать с актёрами и прислушиваться к их идеям. Так, он с радостью согласился на предложение Бенисио Дель Торо урезать реплики его героя, сделав его молчаливым и загадочным. Режиссёр вообще любит говорить, что слова — это для театра и для телевидения, а у кино есть другие способы доносить идеи.

Вильнёв во время съёмок прислушивается не только к актёрам или оператору, а ко всем членам команды. Ему интересно мнение каждого.

Если бы я хотел иметь полную власть и быть диктатором, я бы делал скульптуры из льда в своём подвале. Я хочу создавать кино. И если я буду работать с 500 людьми, я буду работать с их сильными и слабыми сторонами. Задача режиссёра собрать команду и вдохновлять их, давать энергию каждому.

Дени Вильнёв
режиссёр

«Убийца» — непростой и мрачный фильм. Вильнёв хотел создать саспенс и заставить зрителя постоянно ждать опасности. Главным вдохновением для режиссёра стал фильм Акиры Куросавы «Семь самураев», герои которого тоже постоянно находятся в ожидании.

Нагнетать атмосферу ему, как и прежде, помогала работа камеры, эффект контраста света и тени, а также звуковые эффекты. Например, в сцене ниже звук летящего вертолёта постепенно сливается с музыкой, которая, в свою очередь, звучит мрачно и тревожно, как сирена, предвещающая опасность.

Сцена из фильма «Убийца» (2015)

Ещё один приём, который Вильнёв использует в «Убийце» — очень странные и пугающие детали, которые скрываются за внешней нормальностью. Например, в стенах совершенно обычного дома в обычном районе, находятся трупы людей.

Возвращение к фантастике

После «Убийцы» Вильнёв уже был морально готов к какому-нибудь очень масштабному проекту. Даже поработать с любимым в детстве жанром научной фантастики. Он пересмотрел множество сценариев, но хорошего как-то не попадалось: в основном были фильмы о сверхсильном оружии или очень быстрых машинах. В них не было ничего о человеке.

Наконец, в руках Вильнёва оказался сценарий фильма «Прибытие». История о прилетевших на Землю пришельцах покорила режиссёра двумя моментами. Первый — необычный подход к изображению инопланетян: они не проявляют ни агрессию, ни симпатию к людям. Вообще непонятно, зачем они прилетели. У фильма была загадка, которую так любит Вильнёв.

Вторая — «Прибытие» не только о встрече с пришельцами, но и о внутренней драме главной героини — переводчицы Луизы. Пригласить на эту роль Эми Адамс Вильнёв решил ещё во время чтения сценария. Потому что он видел в ней невероятный талант и способность прочувствовать этого персонажа. Заполучить актрису в проект было просто: ей тоже понравилась задумка, и она согласилась на съёмки спустя 48 часов после получения предложения.

В научно-фантастическом фильме детали особенно важны. Вильнёв это отлично понимал, поэтому много времени уделил тому, чтобы создать декорации космического корабля и продумать образы инопланетян-гептаподов.

В первом случае загвоздка была в том, что Вильнёв хотел использовать как можно меньше зелёного экрана. Поэтому гигантский тоннель и комната внутри корабля с белым экраном в конце были созданы в реальном размере.

Сам корабль инопланетян, конечно, не был построен в реальности, но на проработку его концепции тоже потратили достаточно времени. Вильнёв хотел сделать его непохожим на то, что люди привыкли представлять себе, слыша фразу «летающая тарелка».

Идея сделать корабль овальным, принадлежит самому режиссёру: вдохновением стала случайно найденная им фотография странной экзопланеты. Детали корабля прорабатывали уже художники-постановщики: они сделали его вогнутым, угольно-чёрным и перевёрнутым вертикально.

С инопланетянами сложность заключалась в том, что Вильнёв хотел показать существо из другой реальности, в котором зритель узнавал бы что-то, что уже видел в природе. Образы гептаподов рисовал Карлос Хуанте: вместе с Вильнёвым художник работал и над «Бегущим по лезвию 2049», и над «Дюной».

Сначала инопланетян хотели сделать похожими на кисти рук, но потом немного поменяли концепцию и превратили их в кальмарообразных существ. В качестве «голоса» решили использовать звуки, подобные тем, что издают глубоководные животные.

«Прибытие» получило восемь номинаций на «Оскар». И одну статуэтку фильм выиграл — за лучший монтаж звука. В фильмах Вильнёва звуковое сопровождение всегда играет важную роль. Тем интереснее, что первый вариант монтажа он просит делать без дополнительных эффектов. Режиссёр считает звук достаточно сильным художественным средством, способным повлиять на восприятие кадра. И если смотреть фильм сразу с ним, можно упустить какую-нибудь плохо проработанную деталь или ошибку.

Следом за «Прибытием» Вильнёв занялся самым дерзким на тот момент проектом в своей жизни. Начал снимать сиквел одного из его любимых фильмов — «Бегущий по лезвию».

Предложение поставить фильм режиссёр получил ещё в 2014 году, когда снимал «Убийцу». Тогда он испытал два чувства: восторг и ужас. Делать продолжение такой классики ему казалось безумием. К тому же, Вильнёв не чувствовал себя готовым для такого масштабного проекта. Поэтому сначала снял «Прибытие», набрался опыта и уже после принялся за работу.

Перед Вильнёвым стояла ответственная задача: сохранить основные идеи и детали вселенной, заложенные в первом фильме, и рассказать совершенно новую историю. Двигаться в нужном направлении ему помогали советы Ридли Скотта — режиссёра оригинального фильма и продюсера «Бегущего по лезвию 2049».

Правда, иногда вовлечение Скотта в процесс было излишним: он постоянно присутствовал на съёмочной площадке, и это напрягало Вильнёва — он чувствовал слишком большое давление.

Как-то я в шутку спросил: «Ридли, кто ваш любимый режиссёр?» Он ответил: «Ингмар Бергман и Кубрик». Тогда я сказал: «Ридли, как бы вы себя чувствовали, если бы снимали фильм, а Бергман стоял у вас за спиной?» Он рассмеялся и вышел со съёмочной площадки.

Дени Вильнёв
режиссёр

В «Бегущем по лезвию 2049» Вильнёву снова нужно было подробно проработать мир фильма: показать его масштабность и сохранить технологичность оригинала. Вместе с Роджером Дикинсом они продумали детали и создали раскадровку. А концепт-арты по наброскам рисовали известные иллюстраторы Эммануэль Шиу и Поль Чадейсон.

Дальше уже постарались декораторы. Вильнёв, как и в случае с «Прибытием», хотел как можно меньше использовать зелёный экран. В первую очередь, ради комфорта актёров: он считает, что работать с реальными декорациями им гораздо проще. Плюс, для съёмок видов города были созданы миниатюры.

Важную роль в визуальном оформлении «Бегущего по лезвию 2049» играли цвета: каждый из них обозначал определённый этап в жизни героя или эмоции. Жёлтый — смятение или загадка, оранжевый — опасность, зелёный — что-то живое, белый — правда, розовый — любовь.

Визуальные эффекты в итоге принесли фильму «Оскар». Ещё одну статуэтку «Бегущий по лезвию 2049» получил за операторскую работу. Интересно, что даже самые сложные сцены снимались с одной камеры. Вильнёв работает так всегда: не хочет разрываться между несколькими экранами одновременно и упустить из виду что-нибудь важное.

Не меньше внимания Вильнёв вновь уделил и звуковому оформлению фильма. Над ним режиссёр со съёмочной командой работал в течение целого года.

Музыка и звуковые эффекты в «Бегущем по лезвию 2049» дополняют друг друга, создавая общую мелодию и настроение

«Бегущий по лезвию 2049» понравился зрителям и критикам, но в прокате провалился. Впрочем, этот факт не помешал Вильнёву занять кресло режиссёра в новой экранизации «Дюны» — ещё одной классики из мира научной фантастики и ещё одного его любимого произведения.

Снять свою «Дюну» Вильнёв мечтал с детства: он зачитывался романом Фрэнка Герберта, но экранизацией Дэвида Линча не был впечатлён.

Я помню, что был очень рад тому, что фильм делает Линч, потому что я большой поклонник его творчества. Но настроение фильма… некоторые сценарные решения… это была не та «Дюна», о которой я мечтал.

Дэни Вильнёв
режиссёр

Приступить к работе над собственной адаптацией Вильнёв не спешил. За шесть лет режиссёр снял пять фильмов и для него это был слишком ускоренный темп. Первым делом после «Бегущего по лезвию 2049» он взял небольшой перерыв, чтобы отдохнуть и набраться сил.

К тому же «Дюну» он назвал самым сложным проектом в своей карьере, поэтому и времени на подготовку нужно было больше. Чтобы сделать в «Дюне» всё идеально, Вильнёв отказывался от всех других предложений, в том числе от 25 фильма о Джеймсе Бонде.

И, чтобы не утрамбовывать весь роман в одну ленту, режиссёр решил разделить «Дюну» на две части. Первая выйдет в прокат уже в конце 2020 года. К съёмкам второй Вильнёв планирует приступить после премьеры.

Вот так, шаг за шагом, осторожно и внимательно Дени Вильнёв добрался до материала, о котором мечтал с детства. Но это определённо лишь ещё одна веха из множества других, которые ждут его дальше.

 

Источник

Читайте также