SHAFT’s his name. SHAFT’s his game – Джон Шафт, полвека на экране

SHAFT’s his name. SHAFT’s his game – Джон Шафт, полвека на экране

Созданный писателем Эрнестом Тайдиманом в самом конце 60-х годов двадцатого века, частный детектив и борец за права чернокожего населения Америки Джон Шафт впервые появился на киноэкране без малого полвека назад, в самом начале семидесятых.

Давайте посмотрим, как развивалась его экранная судьба за эти десятилетия: с чего все началось, к чему пришло. Итак, добро пожаловать в 1971 год.

Шафт / Shaft (1971)

Who’s the cat that won’t cop out when there’s danger all about?

На заре жанра блэксплойтейшн, практически в самом начале будущего потока фильмов о жизни черного народонаселения Америки, на экраны вышел фильм о частном детективе Джоне Шафте, которому будет суждено стать иконой жанра.

Сегодня самый первый «Шафт» 1971 года – наверное, самый известный blaxploitation-фильм, а Ричарда Раундтри, сыгравшего в нем заглавную роль, несмотря на то, что он снялся более чем в 50 картинах, до сих пор вспоминают в первую очередь именно благодаря этой самой роли непотопляемого и уверенного в себе Джона Шафта.

Первые киноприключения неунывающего детектива были сняты режиссером Гордоном Парксом, который гораздо больше известен в США как писатель, композитор и фотограф-самоучка, выросший со временем в одного из самых влиятельных фотожурналистов 20-го века. Именно Паркс делал в свое время самые модные и популярные фотографии для Vogue, и именно он стал первым чернокожим фотожурналистом в журнале LIFE.

Чем же так хороша эта картина? На мой взгляд, это, прежде всего, точно и глубоко переданное чувство свободы, которым практически пропитана вся лента. Шафт идет наперекор везде и всему: потоку машин, полицейским чинам, преступным королям.

Да, еще не все дозволено, и негров по-прежнему считают вторым классом, но в ходе просмотра картины постоянно ощущаешь, что подобное положение дел доживает свой век, еще чуть-чуть и все изменится: официантки перестанут отводить глаза, а таксисты отдавать предпочтение белым пассажирам.

Кроме фактурного главного героя, картина по праву может похвастаться прекрасной музыкой (не зря фильм получил Оскар за лучшую песню – спасибо Айзеку Хейзу), великолепными видами Гарлема начала 70-х (за это сполна отдаем должное оператору Урсу Ферреру) и неплохим, хоть и весьма предсказуемым, но нескучным сюжетом.

Начало фильма и та самая заглавная песня, ставшая затем очень популярной.

Самое главное – картина вышла цельным, ладно скроенным продуктом, который не хватает звезд с неба, но способен создать аутентичную атмосферу и обстановку (улицы, интерьеры, одежда, прически), в которой находятся главные герои, наблюдать за которыми интересно и чертовски приятно.

Бледнолицые братья при этом показаны в фильме отнюдь не сплошными злодеями или проходимцами, хотя подобное привычно видеть в картинах этого жанра. В то время как отдельные герои белой расы несомненно заслуживают порицания за свои поступки, другие (например, лейтенант Вик Андроцци) вполне положительны и при этом интересны для зрителя ничуть не меньше, чем сам Шафт и его усердные старания отработать предложенные деньги и выйти сухим из воды в ситуации, в которой он оказался.

В итоге перед нами на протяжении полутора с небольшим часов – добротно и с определенным талантом сделанная лента, не претендующая на оригинальный и увлекательный сюжет, но берущая за душу своей музыкой и прекрасной операторской работой, что позволяет фильму и сегодня выглядеть живо и достойно, в отличие от многих других своих соплеменников по жанру.

Став по-настоящему успешным в прокате, «Шафт» режиссера Гордона Паркса удостоился двух продолжений, а спустя почти 30 лет на экраны кинотеатров выйдет вольный ремейк, в котором роль детектива сыграет Сэмюел Л. Джексон.

Еще через 20 лет Джон Шафт вновь появится на экране и вновь в исполнении Джексона, но на этот раз уже в компании своего отца и сына Джона Шафта-младшего, который служит в ФБР. Однако, об этом чуть позже, а мы вновь возвращаемся в 70-е.

Трейлер фильма «Шафт» / Shaft (1971).

Для тех, кому интересны рейтинги, сообщаю оные: Кинопоиск — 6.5, IMDb — 6.6, RottenTomatoes — 88% у критиков, 68% у зрителей.

Большая удача Шафта / Shaft’s Big Score (1972)

You liked it before, so he’s back with more

Как я отметил выше, неожиданно оказавшись кассовым хитом (картина Гордона Паркса с бюджетом чуть более 1 млн. долларов США, включая рекламу и маркетинг, собрала в прокате только за первый год более 10 млн.), «Шафт» был просто-таки обречен на продолжение, с которым никто не стал затягивать, и уже летом следующего года зрители вновь наблюдали за новыми приключениями элегантно одетого чернокожего детектива.

Начало фильма «Большая удача Шафта» 1972 года.

Сюжет второго фильма крутится вокруг расследования, связанного с гибелью друга Шафта, а на экране вновь продажные полицейские, итальянские злоумышленники и знойные негритянки.

Второй фильм про Шафта, уходя от камерного детектива, весь масштаб которого ограничиваался перемещениями героев по Гарлему и близлежащим микрорайонам, начинает обретать черты хорошо всем знакомой бондианы: появляются масштабные сцены перестрелок, гонки на яхтах и вертолетах, а каждая более-менее миловидная девушка должна быть обязательно очарована и соблазнена Шафтом. Ну чем не агент 007 в темном?

Cigarette Girl: Cigarette?

Shaft: No, thank you. What else can you help me with?

Cigarette Girl: Well, I’m off at four o’clock.

Несмотря на то, что все основные лица по-прежнему на своих местах (режиссер, оператор и исполнитель главной роли), и мы по идее должны получить примерно такое же ощущение и удовольствие как и от первой ленты, по факту картина вышла глупее, банальнее и разухабистее, потеряв при этом былое очарование и шарм.

Из старой команды ключевых людей недоступным оказался лишь создатель заглавной мелодии – композитор Айзек Хейз, но тут авторы сумели выйти из положения – Хейз написал трек Type Thang, а остальное музыкальное сопровождение создал сам режиссер Гордон Паркс, который, как я уже писал ранее, являлся по совместительству успешным фотографом и музыкантом.

Интересное наблюдение – итальянцы на протяжении всех трех фильмов из 70-х стабильно будут занимать места главных злодеев и негодяев. То ли это совпадение, то ли кто-то с кем-то что-то не поделил, но факт остается фактом – главный экранный мерзавец обязательно будет выходцем с Апеннин.

Лишь в картине 2000 года акценты будут смещены, и главным злодеем станет 100% представитель американского истеблишмента с самодовольной улыбкой, ощущением полной безнаказанности и нездоровой психикой.

Бюджет новой ленты про Шафта вырос в два раза, достигнув отметки почти в 2 млн. долларов, и это, к сожалению, далеко не всегда пошло картине на пользу. Основная потеря, на мой взгляд, связана с тем, что образ главного героя отдалился от первоначального нуарного мачо, легко ассоциируемого с персонажами Хамфри Богарта или Берта Ланкастера, став гораздо ближе к пафосу и максимальной вычурности Джеймса Бонда.

Фильм потерял оригинальность, присущую первой части трилогии и ставшую во многом причиной успеха прошлогодней картины, получив взамен совсем уж банальный сюжет, более простых и ходульных персонажей и почти полное отсутствие экранной интриги.

В целом вся лента разваливается на отдельные эпизоды и смотрится как набор мизансцен: Шафт в участке, Шафт в постели с красоткой, Шафт там, Шафт сям. Как в свое время точно подметил кинокритик из газеты New York Times Роджер Гринспан, «it becomes less responsible, less detailed, less personal, less serious and less fun».

Несмотря на все свои недостатки, картина заработала более 4 млн. долларов США и была положительно принята и зрителями, и критиками. Хоть не повторив успех первой части, фильм не стал провалом, что предопределило появление еще одной, третьей в ряду, картины про Джона Шафта, которая выйдет в свет также через год, летом 1973 года.

В новом фильме градус бондианы возрастет настолько сильно, что картина по сути потеряет всякое родство с предшественниками, оставшись связанной с ними лишь номинально – главным героем в исполнении бессменного Ричарда Раундтри.

Трейлер фильма «Большая удача Шафта» / Shaft’s Big Score (1972).

Напоследок вновь о циферках, то бишь рейтингах. У второй картины про Шафты дела с ними таковы: Кинопоиск — 6.3, IMDb — 6.1, RottenTomatoes — 58% у критиков, 47% у зрителей.

Шафт в Африке / Shaft in Africa (1973)

THE Brother Man in the Motherland.

В третьей картине про детектива Шафта авторы фильма решили забросить главного героя на его т.н. историческую родину – в Африку. Еще дальше от родного Гарлема могла быть только Антарктида 🙂

Придумав смешную, но совершенно нелепую завязку (оставим это на совести авторов), британский режиссер Джон Гиллермин (позже он снимет замечательный «Ад в поднебесье» в 1974 году и «Кинг Конга» в 1976-м) и сценарист Стилинг Силлифант (автор сценария к великолепному детективу Нормана Джуисона «Душной южной ночью», ставшему обладателем Оскара как лучший фильм года и признанному Американским институтом киноискусства одним из величайших фильмов в истории кинематографа) отправляют Джона расследовать дело о торговле чернокожими людьми, которых нелегально переправляют из Африки во Францию.

Начальные сцены картины «Шафт в Африке».

Из предыдущей команды на своем месте остался только исполнитель главной роли, актер Ричард Раундтри. В дополнение к новому режиссеру и сценаристу поменялся композитор и оператор фильма.

Подобные перемены неизбежно повлияли на общую тональность картины: девушек в окружении детектива становится больше, попасть в его объятия они стремятся еще сильнее, Шафт начинает больше и глупее шутить, причем не всегда по делу и порой совершенно перебивая своими шутками детективную интригу, созданную в предыдущих сценах.

Хотя в одной из сцен фильма Джон с экрана заявляет: «Now, wait a minute. Now, I’m not James Bond. Simply, Sam Spade», – на самом деле он противоречит себе. Полностью потеряв черты, характерные для брутального детектива родом из 40-х, он стал самым что ни на есть чернокожим тайным агентом, действующим с ничуть не меньшим размахом, чем пресловутый агент 007.

Бюджет картины остался на старом уровне, немногим превосходя планку в 2 миллиона, только вот касса оказалась более плачевной – собрав всего лишь порядка 1,5 млн. долларов, картина не смогла окупить даже затраты на собственное производство. Это и послужило одной из причин завершения голливудских историй о Шафте на почти три десятка лет.

Кинокомпания MGM пыталась частично спасти положение, оперативно продав права на сериал про Шафта на телевидение, но и там не снискала удачи – сериал, шедший на канале CBS, был отменен после всего лишь 7 эпизодов.

При просмотре африканских приключений Джона Шафта стоит помнить, что к участию в этом фильме писатель и создатель оригинального образа чернокожего детектива Эрнест Тайдиман не имеет никакого отношения. Как он заметил в одном из своих интервью: «All I do is get the cheques».

Критики в целом тепло приняли картину, хоть и отметили почти полную смену атмосферы по сравнению с начальной картиной трилогии, но обычные зрители не оценили по достоинству задумку авторов, сменивших уютные этнические улочки Гарлема на бескрайние африканских пустыни и превративших картину в аттракцион из локаций, драк и перестрелок, с бессменным итальянцем в роли главного негодяя – вот тут стабильность проявила себя целиком и полностью.

Закончить краткий обзор этой ленты мне хочется самой, пожалуй, глубокой и при этом меткой фразой про рабство, прозвучавшей из уст Шафта в сторону мелкого полицейского из Парижа, пытающегося по мере своих сил расследовать дело с работорговлей:

Fuck the law! What is the law doing about the shitheads who charge a hundred francs a month to stay in a crap house like this. Why don’t you really clamp down on the slave trade?

I’ll tell you why. Because the black ghettos of Paris is as far away from the Champs Elysees as 125th Street is from Park Avenue!

You need a bunch of poor bastards to work on your roads and your god damn kitchens! So, don’t lay any of that law will punish ’em shit on me!

Меняются страны и континенты, меняются привычки и женщины, но одно остается в Джоне Шафте неизменным – свой собственный взгляд на правосудие и отсутствие страха и боязни вершить его своим собственным способом. Как раз за это, помимо стильных шмоток и фирменной самодовольной улыбки, я (да и, наверное, многие другие) люблю Шафта не один десяток лет.

Трейлер фильма «Шафт в Африке» / Shaft in Africa (1973).

Продолжая традицию завершать рассказ о картине ее рейтингами, напомню про них у третьей ленты. Итак, Кинопоиск — 6.0, IMDb — 5.9, RottenTomatoes — 60% у критиков, 52% у зрителей.

Детектив Шафт / Shaft (2000)

Still the man, any questions?

На рубеже тысячелетий, спустя почти 30 лет после выхода первой трилогии о Джоне Шафте, Голливуд решил вернуться к элегантному и по-хорошему наглому чернокожему детективу, борющемуся за правду и параллельно за права своих сестер и братьев по расе.

Вышедший в 2000 году, фильм с Сэмюелом Л. Джексоном в главной роли, на мой взгляд – это своего рода киноапокриф первым кинолентам про Джона Шафта. Вновь перед нами харизматичный и бескомпромиссный чернокожий детектив, у которого своя правда и который не боится идти поперек всем и всему, верша правосудие так, как он его видит.

Теперь, правда, Шафт – уже не частный детектив, а полицейский, и одет не так элегантно и стильно как его предшественник, но обладает все той же прямотой, наглостью и упертостью, а также способностью по-прежнему находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Как и оригинальная трилогия, новый фильм обладает простым, но увлекательным сюжетом, в котором важна не только главная линия, но и все то, что происходит вокруг – окружающая обстановка такой же главный герой, заслуга которого в успехе фильма ничуть не меньше, чем у актеров и команды.

Основное отличие новой ленты от фильмов 70-х – главный антигерой. Традиционных итальянцев сменил 100% белый американец-расист в исполнении Кристиана Бейла, который, кстати, с блеском сыграл подобного психа, но в существенном более развернутом варианте, в картине «Американский психопат», вышедшей в один и тот же год с новой лентой про Шафта. Фильмы меняются, Бейл – нет. И в данном случае это очень хорошо.

Как мне кажется, создатели нового фильма сумели отлично передать атмосферу ленты полувековой давности с поправкой на современные тенденции и положение дел в обществе, при этом по полной отдав дань уважения оригинальной ленте: это и шрифт, выполненный в стилистике старых фильмов, и заглавная песня, с которой начинался тот самый, первый фильм про Шафта, и расширенное камео Ричарда Раундтри, исполнителя роли Шафта в первой трилогии.

Ему в новом фильме досталась роль дядюшки Джона, который по-прежнему работает частным детективом и все также любит привлекательных девушек с кожей цвета кофе без молока.

Отрадно видеть, что на фоне молодых и даровитых, старые актеры ничуть не теряются: в совместных сценах Раундтри и Джексона старина Ричард выглядит ни разу не хуже, а порой, как мне кажется, затмевает в кадре своего напарника, что, кстати, объясняется и сюжетом фильма – он опытный и более хладнокровный человек, который пожил, лучше знает, что и как, и порой по делу наставляет и поучает своего темпераментного и несдержанного племянника.

Фильм вышел действительно неплохой (для меня – отличный), он может похвастаться плеядой достойных актеров: от Ванессы Уильямс в нелепой шапочке-пидорке и ублюдочного белого подонка в исполнении Кристиана Бейла до Тони Коллетт и Джеффри Райта, а еще на экране мелькают Баста Раймс, Дэн Хедайя и Рубен Сантьяго-Хадсон. Почти 20 лет минуло, а мне иногда по-прежнему так и хочется пересмотреть под вечер этот фильм в компании со стаканчиком Jim Beam в руке.

Одна из моих любимых сцен в ленте «Шафт» 2000 года.

Единственный, в моей вселенной, серьезный недостаток ленты – это нарочитая правильность нового Шафта, его лишили каких-либо мелких недостатков, негативных черт и слабостей, сделав героем без малейшего упрека. Это, во-первых, выглядит неправдоподобно, а во-вторых, лишает Джона определенного очарования, которым в полной мере обладал его alter ego из 70-х, неблаговидные поступки которого лишь добавляли ему очарования и фактуры.

Сегодня мне немного обидно, что фильм не обрел славы своего предшественника, став лишь одной из работ в послужном списке режиссера и актеров, но здесь скорее всего вина не картины, а времени.

Несмотря на то, что картина 2000 года не может порадовать запоминающейся музыкой, а операторская работа отнюдь не завораживает, как это было в оригинале – главная причина отсутствия большого признания в том, что фильм вышел в то время, когда жанр blaxploitation давным-давно отжил свое, оставшись в сердцах и умах лишь своих фанатов и кинокритиков, а ситуация в обществе хоть и была насыщена проблемами, но права чернокожих были отнюдь не во главе повестки.

Трейлер картины «Шафт» / Shaft (2000).

Если посмотреть на сборы, то и здесь все тихо, спокойно, без перекосов в какую-либо сторону. Так, при бюджете порядка 46 млн. долларов США, без учета расходов на продвижение картины, в прокате она собрала около 70 млн. дома в США и немногим более 100 млн., если смотреть на весь мир в целом, что позволило полностью покрыть затраты и немного заработать.

P.S. Напоследок поделюсь маленькой радостью: я был очень тронут, увидев, как авторы новой ленты повторили этапную сцену, когда главный герой идет по проезжей части поперек движению машин в потоке. В точку и прямо до глубины души!

P.P.S. У этой картины рейтинги таковы: Кинопоиск — 6.5, IMDb — 5.9, RottenTomatoes — 67% у критиков, 41% у зрителей.

Шафт / Shaft (2019)

You know, I hear that cat Shaft’s a bad mother…

Ну, вот мы и подошли к последней на сегодня киноистории про Джона Шафта. В 2019 году уже от лица компании New Line Cinema, а не MGM нам поведали об очередных приключениях чернокожего детектива.

В этот раз на экране предстают целых три поколения Шафтов: тут и чертовски хорошо для своего возраста выглядящий Ричард Раундтри, и нестареющий Сэмюел Л. Джексон, и новое поколение в лице Джона Шафта-младшего (его сыграл актер Джесси Ашер), который пошел почти по стопам своего отца и работает аналитиком в ФБР.

Трейлер фильма «Шафт»/ Shaft (2019).

Конечно же, никакого блэксплойтейшна здесь нет и в помине, да и странно было бы его здесь видеть, ведь на дворе уже XXI век. Вместо этого – перед нами почти двухчасовая картина о прогулках с оружием и без него по районам и кварталам Нью-Йорка, этакий вариант Хитча с криминальным оттенком, в котором вспоминают Матрицу, Морфеуса и кое-что еще из недалекого прошлого.

Несмотря на все аллюзии на популярные картины и струны ностальгии, намеренно затронутые авторами картины, фильм вышел неплохим, но без каких-либо явных заслуг и достижений, позволяющих выделить его среди десятков ему подобных лент на криминальную тему.

Если отбросить упомянутые ранее ностальгические связи, призванные увеличить кассу ленты в прокате, то перед нами неплохой, но одноразовый боевик с весомой комедийной составляющей, содержащий шутки про миллениалов и расовые предрассудки, затрагивающий отношения отцов и детей, мужчин и женщин и многое-многое другое – как говорится, всем сестрам по серьгам.

Единственное, что порадовало лично меня – это душевно и хорошо показанная олдскульность среднего поколения в лице Джона Шафта-среднего. На дворе двухтысячные, век сотовых телефонов, компьютеров и зарождения тотальной слежки, а герой в исполнении Джексона словно остался в далеких 90-х, когда только начиналась его полицейская карьера. И при этом выглядит он отлично. Хотя, дедуля Джон Шафт-первый в исполнении того самого Ричарда Раундтри – как прежде, еще круче и выразительнее.

СПОЙЛЕР!

Перестрелка в ресторане, в которой Джон Шафт-младший впервые берет в руки оружие – это, наверное, самый милый и настолько же самый нелепый эпизод в картине, где все ладно скроено: тут поплакали, тут посмеялись, но на выходе получили милую пустышку.

Сцена из фильма «Шафт» 2019 года.

Пустышкой фильм оказался и по сборам: при бюджете в 35 млн. долларов США в прокате лента сумела заработать лишь 21 млн. Отчасти студии помогло, что почти половину бюджета на производство картины, т.е. около 15 млн., согласился вложить канал Netflix в обмен на право показа картины своим подписчикам за пределами США.

В остальном в ленте все как всегда – Шафт-средний все также ходит поперек движению машин, носит стильную одежду (сын, кстати, в конце картины тоже перенимает эту привычку отца) и безмерно много шутит. Слава богу, в большинстве своем смешно.

А финал этой истории почти полностью повторяет финал предыдущей ленты, что, видимо, еще одна, та самая последняя струна и момент для умиления. Жаль только, что с предпоследней картины прошло уже почти 20 лет, и вряд ли кто вспомнит эту аллюзию и дань уважения ленте Джона Синглтона, если только не смотреть все истории про Шафта подряд одна за одной. Собственно говоря, как это я и сделал.

Рейтинги фильма: Кинопоиск — 6.5, IMDb — 6.4, RottenTomatoes — 33% у критиков, 94% у зрителей (очень показательная разница).

Эпилог

Вот примерно так сложилась экранная судьба чернокожего детектива Джона Шафта за почти полвека: от ленты, ставшей иконой жанра блэксплойтейшн, до милого, но проходного комедийного боевика.

Что будет дальше – покажет время, но я с удовольствием еще не раз посмотрел бы за новыми подвигами главного героя. А пока, за неимением подобной возможности, пересматриваю фильмы 1971 и 2000 годов – они для меня самые замечательные во всей этой истории.

Party’s over. You have to split.

Some other time, huh? Same feeling. Same place.

Right now, I gotta take care of some business.

В самом конце еще немного хорошей музыки из не менее замечательного фильма.

Всем, кто дочитал – спасибо 🙂 вы молодцы. Надеюсь, было интересно. А Кабаша продолжит вспоминать фильмы жанра blaxploitation и другую его звезду по имени Пэм Гриер.

 

Источник

Читайте также