Все мы знакомы с тем, что такое матрица. Наши представления сформированы в первую очередь культовым фильмом братьев Вачовски. И не только — тема эта поднималась и в «Нейроманте» Уильяма Гибсона, и в «Лавине» Стивенсона.Так что же отличает матрицу в Shadowrun?
Матрица
Shadowrun — это мир высоких технологий. Новые медикаменты. Новые виды еды. Новые развлечения – например, Simsense, позволяющий записать опыт одного человека и передать его другому, выводя театр или реалити шоу на новый уровень. Киберимпланты — от неуклюжих металлических конечностей старого образца до незаметных микрокомпьютеров, встроенных в голову, изменяют жизни миллионов людей. А для тех, кто не хочет помещать в тело металл и пластик, существуют биомодификации. Но технология, которая определяет Шестую Эпоху сильнее всего — это матрица.
Матрица — это глобальная виртуальность реальность, заменившая знакомый нам интернет после того, как в первой версии глобальной сети распространился вирус, уничтоживший миллионы компьютеров и грандиозный объем данных по всему миру. Новую систему сделали более защищенной, ограничив доступ в нее тем, у кого есть идентификатор – SIN (System Identification Number). Хотя первоначально им обладало большинство законопослушных граждан, со временем прослойка людей, лишенных «номера», разрасталась, включив целые сообщества, вызвавшие гнев корпораций или правительств, а также множество нелюдей.
Главное, новая матрица стала виртуальной реальностью. Пользователь использовал нейроинтерфейс, чтобы визуализировать цифровое пространство как отдельный мир, где любой объект — это отображение программ и массивов данных. Человек ходил между громадными конструкциями, отображавшими крупнейшие склады информации — серверы корпораций или национальные банки данных, «брал» и «передавал» файлы.
А в процессе взлома хакеры «сражались» с программами, защищающими от незаконного проникновения — так называемым «льдом» (от английского ICE – Intrusion Countermeasures). В результате взломы стали гораздо утомительнее: нагрузка на мозг означала, что неудачливый взломщик рисковал получить поверхностные физические повреждения. А незаконный, но широко использовавшийся корпорациями и преступниками «черный лед» мог привести к смерти человека, пробравшегося в запретную часть сети.
Такая версия матрицы известна многим. Ее можно увидеть в серии Shadowrun Returns или в книгах «Секреты Силы». Но время не стоит на месте, и «старую» матрицу сменила новая. После второго большого обрушения, напоминавшего катастрофу 20-х годов, корпорации заменили виртуальную реальность аугментированной. Начиная с 2060-х, у пользователей исчезла необходимость «погружаться» в матрицу — вместо этого карманные приборы, аналоги современных смартфонов, показывали им «слой» матрицы поверх обычного мира в режиме реального времени. Представьте, что каждый человек проецирует вокруг себя ссылку на свою страницу в социальных сетях, в окнах магазинов светятся их сайт, а уличные музыканты транслируют свои композиции прямо в наушники.
Впрочем, такая матрица просуществовала недолго. Она оказалась слишком уязвима для взлома. Хакеры часто атаковали системы, находясь на безопасном расстоянии и не подключаясь к сети, что защищало от «черного льда». И мегакорпорации решили взять сеть под контроль.
После новой реформы матрицы превратилась в жестко регламентированную структуру, находящуюся под постоянным надзором системы GOD (Grid Overwatch Division), агенты которой быстро вычисляли и жестоко карали любого нарушителя. Теоретически, новая матрица неуязвима, но для бегущих в тенях нет ничего невозможного — им удалось выкрасть планы корпораций и определить уязвимости новой сети, запустив новый раунд жесткого противостояния.
Узнать больше о мире Shadowrun и бегущих в тенях можно из трилогии художественных книг Роберта Н. Чаретта «Секреты силы». Повести (и другие товары по Shadowrun) сейчас доступны по предзаказу на сайте краудфандинговой платформы CrowdRepublic.