День первый, в который Гаруспик выяснит, что на консолях играть сложнее, чем на ПК.
Из-за технических проблем на ПК в «Мор» у меня поиграть не получилось. Но до этого я прождал много лет, так что смог подождать и ещё немного. 7 марта «Мор», ремейк-переосмысление первой и самой знаменитой игры Ice-Pick Lodge, наконец-то вышел на PS4. В конце прошлого года случился порт на Xbox One — версии, насколько я могу судить, ничем не отличаются.
Томить не буду: порт в техническом плане — не очень. Консольные версии отдали на аутсорс, как это часто бывает: ими, судя по всему, по большей части занималась студия Pingle, до этого адаптировавшая Hello Neighbor под мобильники.
Я прохожу игру на PS4 Pro, но не думаю, что есть какая-то разница. Главных проблем две: постоянные дозагрузки и низкокачественные модели домов и объектов, которые не успевают замениться на высокополигональные.
Также не всегда успевают прогрузиться персонажи — я читал, что это доставляет проблемы, особенно когда ты оказывается в том месте, где сейчас с задержкой должна появиться модель какого-нибудь горожанина. Бывают, конечно, и фризы — особенно часто почему-то в прологе.
Пока что главная проблема — загрузки между районами. У меня так Гаруспик умер. Убегал ночью от бандита и наткнулся на загрузку, запутался, погиб. Ну, зато хоть в театр сходил.
Боюсь представить, что будет, когда на улицы вырвется болезнь: загрузки сильно дезориентируют и в критической ситуации вполне могут довести до заражения или смерти.
К управлению никаких претензий нет, разве что драться с геймпада, конечно, менее удобно, чем с мышки и клавиатуры. Но, во-первых, в новом «Море» драться в принципе неудобно, а, во-вторых, привыкаешь быстро. Но фиксации на цели, конечно, всё равно сильно не хватает — особенно учитывая, что враги юркие и часто крутятся вокруг Гаруспика.
Словом, если вы до сих пор не играли в «Мор», но желание есть, то лучше делать это на ПК. Но бывает так, что на ПК поиграть возможности нет, а на консоли есть. И вот тогда-то — добро пожаловать, это совершенно точно того стоит.
На релизе в обзорах много писали о том, что «Мор» — это издевательство. Игра слишком сложная, нарратив спотыкается о систему выживания (Гаруспик ест как не в себя), большая часть игры — беготня туда-сюда, прохождение слишком легко «запороть».
Ну… да, «Мор» — это издевательство. Мучильня, как говорил её автор Николай Дыбовский. Ремейк этого нисколько не стесняется и заявляет прямо, сразу. Марк Бессмертник, режиссёр местного театра, а заодно и всего вашего приключения, открыто издевается над игроком, с порога заявляя, мол, ты только пришёл и уже сразу облажался.
Ещё писали, что «Мор» — не для всех. Отвратительное клише! О нет, «Мор» — для всех, просто, вероятно, не каждый сможет справиться с этим произведением. Впрочем, как и с любым другим произведением. Но вы уж постарайтесь, не расстраивайте Марка Бессмертника — не хочется, чтобы он оказался прав.
«Мор» в этом отношении честен и сам с собой, и с игроком. И вы должны быть честны сами с собой в плане ожиданий. Игра не прикидывается чем-то комфортным, удобным и зрелищным. Это трудное испытание, и таким оно и должно быть. Чтобы всё дерьмо из человека вытрясти, чтобы человек получше немного стал.
Здесь мрачно. Здесь страшно. Здесь вас ненавидят. Здесь такие правила, которые вам придётся принять. Если получится, то вас ждёт достойная награда.
Да, в техническом плане «Мор» не задался — тем более уж на консолях. В плане игрового процесса тоже многое можно было сделать иначе, сделать лучше. Но всегда и во всём есть плюсы и минусы. Главное, чтобы первые перевешивали вторых.
Я проживал первый день «Мора» уже раз 10 — сначала в бете, потом пытаясь поиграть в полную версию на ПК. Вчера ночью я прожил его вновь, и это было как впервые.
Лара Равель вновь встретила меня томным, усталым взглядом и добрыми, нежными словами — как всамделишного старого друга. Гриф тоже сказал, что сильно скучал — пусть и по-своему сделал это. Большой Влад всё так же внушает страх и давит властью, а на улицах всё так же пахнет цветущей твирью.
«Мор» — это не набор геймдизайнерских приёмов и ошибок, а ощущение. Ощущение жизни, несмотря на то, что история — она в первую очередь о смерти. Несмотря на то, что всё — иллюзия и постановка. В каждую фразу каждого персонажа, в каждый листочек каждого дерева здесь заложено высшее творчество. Энергия созидания.
Я вернулся домой и в этот раз твёрдо намерен пройти это чудесное испытание до конца.