На лабутенах.
Всегда хочется рассказать о каком-то необычном игровом опыте. И в какой-то степени вышедшая в 2016 году Haydee от отечественных разработчиков лично для меня таковой и стала. Нет, игровые механики (метроидвания по структуре, неторопливый экшн с трудными головоломками по геймплею) и повествование, а точнее его передача через окружение и детали, не новы, но в совокупности складываются в примечательный продукт.
В начале прохождения Haydee создает впечатление откровенного трэша. Нет, речь идет не о геймплее, а об образе главной героини — полуобнаженной то ли женщины, то ли робота с внушительными формами. Однако игра постепенно засасывает в омут игрового процесса, и некая «трешовость» игры уже не кажется чем-то неестественным. Наоборот — ты начинаешь получать удовольствие от этого.
Кем приходится главная героиня сказать наверняка сложно, а без подсказок разработчиков из Haydee Interactive практически невозможно. Киборг для сексуальный утех в лабутенах или аугментированный клон с гигантской грудью? Но стоит признать — она весьма харизматична. Уместным сравнением будет Лара Крофт образца середины 90-х. Имея внушительные формы, мы точно также решаем головоломки, «паркурим», исследуем локации и отстреливаем немногочисленных противников. Haydee — внебрачная дочь классических Tomb Raider и Resident Evil, вдохновленная Portal и Half-Life.
В игре нет ни катсцен, ни звуковой или текстовой информации. Догадываться о происходящем приходиться самому. История преподносится исключительно за счет антуража локаций, противников и главной героини. Главный вопрос, который возникает, — «где мы находимся?». Проходя Haydee, появляется четкое ощущение, что игрок оказался внутри научного эксперимента. Пожалуй, крайне извращенного. При этом героиня лишь одна из тысячи подобных себе роботизированных клонов (условно остановимся на такой формулировке). Большая их часть потерпела неудачу на своем пути. Мы будем очень часто натыкаться на трупы девушек-киборгов. Ты понимаешь, что не первый, кто ищет выход, и явно далеко не последний.
Haydee заставляет строить теории, додумывая самостоятельно окружающий мир. Вполне возможно, что это и никакой не сумасшедший эксперимент. Может, главная героиня пришла в себя в давно заброшенном научном комплексе, чей искусственный интеллект поддерживает жизнь в здании автономно, воспроизводя и девушек-киборгов, и машин для убийств.
Игра пропитана атмосферой загадочности. На протяжении всего прохождения пытаешься её разгадать. Сам же игрок постоянно ощущает безысходность и одиночество. Большая часть времени будет потрачена на исследование и разгадку головоломок — сложных, но не настолько, чтобы их не решить.
По началу Haydee кажется сложной игрой. Очень сложной. Она учит игрока осторожности и планированию каждого действия. Только после того, как начинаешь следовать этим правилам, играть становится легче.
Смертельная опасность в Haydee может поджидать игрока за каждым углом. Не успел среагировать на внезапное появление противника, не заметил мину на стене, не смог допрыгнуть до нужного выступа, нажал не ту кнопку — тебя ждет быстрая смерть. Умирать по началу придется часто. Игровой мир к игроку очень недружелюбен.
Недружелюбность мира Haydee выражается и в тотальном дефиците всего. Все найденные вещи складируются в инвентарь — носить все с собой физически невозможно. Как и в Resident Evil приходится выбирать, что оставить, а что взять с собой в опасный путь. Патроны и аптечки также занимают отдельный слот в инвентаре.
Да, если обыскивать каждый закуток, то припасов можно найти достаточно. Но игрок несколько раз подумает, стоит ли ему идти за аптечкой, около которой замечены несколько противников и мины. Враги тут могут доставить достаточно проблем. Если потерпите неудачу, будет больно. В Haydee нельзя сохранятся в любой момент и сколько угодно раз. Опять же — реверанс в сторону классического Resident Evil. Вместо печатной машинки — специальные компьютеры, вместо чернил — дискеты. Их количество строго ограничено. Такая механика заставляет ценить свою игровую жизнь и всеми силами цеплять за любую возможность выжить.
Музыкальное сопровождение в Haydeе строится на электронных композициях в стиле ambient. Написана крайне умело, а самое главное — не надоедает и не раздражает. При этом в каждой локации играет своя композиция, положительно сказываясь на погружении в игровой мир Haydeе.
Ещё одной интересной особенностью Haydeе стала физика персонажей. Физическая модель убитых противников ведёт себя правдоподобно, даже получаешь удовольствие от того, как враги безжизненно падают на пол. С грудью главной героини в этом плане тоже всё в порядке.
Противники в игре — роботы-убийцы. Делятся на два типа: бронированные, но медленные, и быстрые, но с малым количеством жизней. Естественно, к каждому из них нужен свой подход. Это особенно заметно, когда враги нападают группами. Пропустил два-три удара — смерть.
Боевая система — более менее сносный шутер от третьего лица. В нашем распоряжении пистолет, магнум и SMG (пистолет-пулемет). Иногда можно соорудить ловушку из мин. В целом, стрельба из оружия реализована неплохо, орудовать огнестрелом приятно.
Загадочный комплекс делится на несколько различных секций и напоминает настоящий лабиринт. Практически всегда есть несколько путей, куда можно отправиться исследовать здание. На обход всех помещений может уйти далеко не один час. И это несмотря на то, что одно из достижений Haydeе подразумевает скоростного прохождение за час.
Haydeе может прийтись по вкусу далеко не всем. Но те, кому игра понравится, не смогут оторваться до финальных титров. Мир Haydeе крайне интересен, но, к сожалению, подробно не раскрывается. У игровой вселенной огромный потенциал. Хочется ещё.