Что мы увидели в первом эпизоде сериала от HBO.
На канале HBO стартовал сериал «Хранители», основанный на знаменитом графическом романе Алана Мура и Дэйва Гиббонса. Ещё до премьеры шоураннер Дэймон Линделоф заявлял, что новый проект — не прямой сиквел и тем более не ремейк классики. Его действие разворачивается в наши дни, а в центре сюжета совершенно новые персонажи.
Однако уже в пилотном эпизоде нетрудно заметить явную наследственность. Авторы показали развитие мира «Хранителей», вспомнили несколько классических персонажей, а заодно оставили приятные визуальные отсылки к оригиналу.
Причём нужно учитывать, что «Хранители» от HBO продолжают именно комикс, а не одноимённый фильм Зака Снайдера. С этим связано несколько важных моментов.
Внимание! В тексте есть лёгкие спойлеры к первому эпизоду сериала.
Президент Роберт Рэдфорд
Действие графического романа, а теперь и сериала разворачивается в альтернативном мире, очень похожем на наш. В «Хранителях» в США не было Уотергейтского скандала, президент Никсон отменил ограничение по двум срокам и его в третий раз избрали на пост главы государства.
Под руководством Никсона американцы выиграли войну во Вьетнаме, присоединив его в качестве ещё одного штата. Там и родилась главная героиня нового сериала Анджела Абар, работающая в полиции.
Портрет самого Никсона вырезали на горе Рашмор, и он входит в четвёрку самых знаменитых президентов США наравне с Авраамом Линкольном, Джорджем Вашингтоном и нынешним главой государства.
В последнем выпуске «Хранителей» Мур упоминал, что актёр Роберт Рэдфорд баллотируется в президенты в 1988 году. Сериал подтверждает, что в итоге он выиграл у Никсона, а потом задержался на своём посту на долгие годы.
Учитывая актёрское прошлое, Рэдфорд — некий аналог Рональда Рейгана в нашем мире, совпадают даже инициалы. Вот только он, изначально придя как более либеральный оппонент Никсона, так и не позволил себя сменить и установил довольно жёсткие законы в стране.
Полицейские в масках
Сериал начинается с резни в городе Талса. Это реальное событие: в 1921 году местные жители под предводительством Ку-клукс-клана устроили массовые погромы среди темнокожего населения.
Однако же дальше история мира «Хранителей» несколько отличается от нашего мира. В комиксе в восьмидесятые президент Никсон запретил деятельность всех мстителей в масках. Но со временем самим полицейским пришлось спрятать свои лица.
Расовые беспорядки продолжались. По словам главной героини, во время некоей «Белой ночи» на стражей порядка и их семьи массово совершали нападения. Поэтому службу в полиции сделали секретной. У всех сотрудников есть фальшивая работа, а о их реальной деятельности знают только самые близкие.
Во время службы низшие чины носят форму и жёлтые повязки, а детективы облачаются в необычные костюмы, похожие на одежду классических супергероев. В этом заметна некая ирония, поскольку анонимность превратила и самих полицейских в подобие мстителей в масках.
Сама Анджела носит костюм, подобный одеянию монахини. Её коллега Зеркало надевает отражающую маску. Есть даже детектив с явным намёком на русское происхождение и работник в костюме гигантской панды.
Подобный гротеск свойственен и оригинальным «Хранителям», которые пародировали традиционные наряды персонажей комиксов. При этом суперсилами из них обладал лишь доктор Манхэттен. Так что, по сути, новые герои отличаются от старых только тем, что им дали законное основание носить маски.
Культ Роршаха
Главные противники полиции — праворадикальная организация «Седьмая кавалерия». Противостоянию полиции с последователями этой группировки и посвящён основной сюжет сериала.
Адепты «Седьмой кавалерии» говорят о расовом превосходстве и явно продолжают идеи Ку-клукс-клана. Только они сменили белые балахоны на маски Роршаха. Но и у этого есть своя логика.
В финале комикса Роршах отправил свой дневник, в котором рассказал всю историю заговора Озимандии, в ультраправое издательство «Новый дозорный». Сам герой, кстати, тоже любил их читать.
Журнал всячески поддерживал деятельность народных мстителей. А вот к расовым и национальным меньшинствам издатели относились очень резко. В конце восьмого выпуска комикса даже приведена типичная статья из «Нового дозорного».
Вероятно, после публикации дневников и разоблачения Адриана Вейдта все сторонники подобных взглядов объединились, сделав маску своим новым символом.
Здесь можно спорить, насколько последователи переврали идеи самого Роршаха, который всё же не казался расистом. Но в любом случае это типично для фанатиков, которые могут выворачивать любую историю на свой лад.
После усилившихся нападений «Седьмой кавалерии» президент даже ввёл «рэдфордсации» — компенсации пострадавшим от подобных преступлений.
Деймон Линделоф неслучайно выбрал тему расизма основной для сериала. «Хранители» Мура отражали актуальные проблемы того времени — Холодную войну и боязнь начала Третьей мировой. Сегодня же в США так же много говорят о расовом неравенстве.
Манхэттен на Марсе
Также в первом эпизоде новых «Хранителей» можно увидеть доктора Манхэттена, который находится на Марсе. И здесь как раз важно понимать, что сериал продолжает историю комикса, а не фильма Зака Снайдера.
Экранизация 2009 года по большей части точно передаёт содержание первоисточника. Но вот в финале есть одно серьёзное отличие. Возможно, оно обусловлено ограниченным хронометражом, возможно — желанием сделать концовку более современной.
Алан Мур показал, что человечество объединилось и забыло о ядерной войне после того, как Озимандия создал иллюзию нападения на Нью-Йорк гигантского моллюскообразного пришельца. В результате погибло несколько миллионов жителей, но зато другие страны решили помочь Америке и отказались от конфронтации.
В версии Снайдера масштабные взрывы происходят в крупных городах по всему миру. А виновным в них выставляют доктора Манхэттена. И в итоге человечество прекращает распри исключительно из страха перед всесильным существом.
В обоих случаях Манхэттен после этого покидает Землю в поисках более простого мира. Он говорит Озимандии, что, возможно, даже захочет создать где-нибудь новую жизнь. Разница лишь в том, что в мире оригинального комикса и сериала он не превратился для всех в символ страха и разрушения.
Поэтому в новых «Хранителях» люди могут наблюдать по телевизору за деятельностью доктора Манхэттена на Марсе. Пока он создаёт и ломает какие-то огромные здания.
Судя по трейлерам, позже он вернётся на Землю и, вероятно, станет непосредственным участником событий.
Дождь из кальмаров
И ещё одно событие, продолжающее именно идеи комикса. Оно связано всё с тем же нападением инопланетян. В оригинале Озимандия собрал множество творческих людей, которые создали образ жуткого монстра со щупальцами.
Потом он клонировал мозг умершего экстрасенса, поместил его в чудовище и с помощью технологий доктора Манхэттена телепортировал существо в Нью-Йорк. В результате миллионы людей умерли от выплеска энергии.
Озимандия говорил, что экстрасенсам по всему миру ещё долгие годы будут сниться кошмары. Но, похоже последствия оказались куда серьёзнее. В мире сериала периодически начинается дождь из кальмаров.
Видимо, остатки телепатической энергии до сих пор как-то влияют на мир. Человечество всё ещё боится вторжения — в городах даже установлены специальные сирены, предупреждающие о падении с неба моллюсков.
Озимандия в изгнании
Когда дневник Роршаха попал в печать, люди узнали о зловещем плане Адриана Вейдта. Что с ним происходило после этого, пока неизвестно, но на момент действия новых «Хранителей» Озимандия признан мёртвым.
На самом же деле он просто прячется. Вообще Линделоф пытался скрыть, какую же именно роль сыграет Джереми Айронс в сериале. И в первом эпизоде его персонажа не называют по имени, обращаясь просто «хозяин». Но СМИ давно уже писали, что актёру досталась именно роль Озимандии.
Поэтому можно предположить, что он просто подстроил свою смерть и перебрался в очередное тайное место, подобное заброшенному острову, где Вейдт создавал своего монстра.
Помимо Озимандии и доктора Манхэттена в сериале ожидается появление ещё одной героини — Лори Юспешик, второго Шёлкового призрака. Теперь она работает в ФБР и, что самое удивительное, взяла фамилию своего реального отца — Эдварда Блейка, известного как Комедиант.
Ополченцы
В мире комикса Хранители — вторая команда супергероев, вставших на стражу порядка. Поэтому там есть вторая Ночная сова и второй Шёлковый призрак. А первыми маски надели Ополченцы (Minutemen).
И, похоже, их в мире сериала чествуют как настоящих звёзд, выпуская шоу American Hero Story. На постерах можно заметить Правосудие в капюшоне — самого первого героя, который и собрал «Ополченцев».
В фильме Снайдера про первую команду супергероев почти не упоминают, их судьба показана на вступительных титрах. В комиксах же первая Ночная сова Холлис Мейсон писал биографическую книгу, где подробно рассказывал историю персонажей.
Кстати, в 2012 году вышла серия комиксов Before Watchmen, где некоторые выпуски посвятили именно «Ополченцам». Правда Алан Мур в их создании участия не принимал.
HBO же планирует показать своеобразный «сериал в сериале», где расскажет историю первых супергероев США. Но неизвестно, насколько она будет соответствовать реальности.
Визуальные отсылки
Помимо множества сюжетных связок, сериал «Хранители» зачастую ссылается на произведение Мура чисто визуально, просто чтобы порадовать фанатов.
Например, когда Анджела показывает детям, как готовить печенье, разбитые яйца падают в стеклянную миску в форме смайлика — символа оригинального комикса. Без капли крови тоже не обходится.
И точно так же в финале эпизода она видит своего начальника повешенным — на его значок капает кровь.
Отдельного внимания заслуживает детектив Уэйд, он же Зеркало. Нетрудно заметить, что он в сериале — аналог Роршаха. Уэйд тоже неопрятен и точно так же иногда поднимает маску.
К тому же тест Роршаха используют для выявления нарушений психики. И в комиксах герой умел по интонации отличить, говорит ли человек правду.
Маска Зеркала отражает лицо собеседника и намекает, что он видит истинную сущность человека. Во время допроса детектив точно так же может понять, обманывает ли его подозреваемый.
И ещё одно напоминание о Роршахе — сцена, в которой Анджела идёт в свой кондитерский магазин, где на самом деле переодевается в полицейскую форму.По дороге она встречает человека с плакатом «The future is bright». И это будто противоположность сцене, где сам Роршах участвовал в акциях протеста с плакатом «The end is nigh».
Члены «Седьмой кавалерии», чтобы не быть захваченными, принимают яд. И момент, когда героиня пытается остановить одного из арестованных, очень напоминает сцену, где Вейдт травил наёмного убийцу.
Ну и остаётся только гадать, по какой причине полиция взяла на вооружение именно Соволёты с огнемётами.
На самом деле Линделоф не обманул: сериал «Хранители» можно смотреть, даже не будучи знакомым с первоисточником. Авторы постепенно познакомят неподготовленного зрителя с устройством мира и его отличиями от нашей реальности.
Но всё же для поклонников творчества Мура и Гиббонса они припасли десятки приятных отсылок, позволяющих осознать, что сюжет новых «Хранителей» действительно неразрывно связан с графическим романом. И тогда история кажется намного более слаженной и интересной.