Сериал «Домашний арест» — потерянная пьеса Островского

Сериал «Домашний арест» — потерянная пьеса Островского

Держу пари, многим из вас знакома ситуация, когда начиная разбираться в том, что занимает место на жестком диске компьютера, даже не подозреваешь, сколько там оказывается всего интересного: фото пятилетней давности, музыка, игры, так и не дождавшиеся, чтобы их прошли, фильмы и сериалы, которые вы скачали и не посмотрели….. Вот именно так и случилось у меня с сериалом «Домашний арест», недавно я нашел его в недрах ноутбука, посмотрел, а затем решил поделиться впечатлениями.

Сюжет повествует об Аркадии Аникееве, мере провинциального городка Синеозерска. Подходит срок выборов, герой подает заявку на участие, надеясь получить пост во второй раз, но вот незадача: неожиданно его ловят на получении крупной взятки. До суда Аркадия сажают под домашний арест по месту прописки. Вот только на этом злоключения чиновника лишь начинаются. Оказывается, что он будет отбывать наказание не где-нибудь, а в коммунальной квартире, в которой прошло его детство.

Лично у меня подобный синопсис вызывает ассоциации с пьесами Островского — комизм ситуаций, образов и характеров, встречающихся в сериале весьма схож, мне кажется. Основное различие в том, что читая, например «Бешеные деньги», , «Бесприданницу», мы должны принять во внимание эпоху, в которую написан текст, ибо нравы и взгляды XIX века весьма отличались от теперешних, а вот смотря «Арест» ничего такого делать не нужно, так как на экране отображены реалии нынешней России. Естественно, в угоду жанру комедии некоторое вещи показаны с большой долей преувеличений и допущений, но несмотря на это, происходящее крайне похоже на правду.

Через образы Анекеева и других чиновников подается сатира на настоящую, действующую власть. Главный герой умен, хитер, эгоистичен, его не заботит ничего кроме личной выгоды и денег. Все остальные не лучше.

С другой стороны — простые, лишенные власти люди — те самые жильцы коммуналки. У каждого своя жизненная ситуация, свои проблемы и чаяния.

Характеры персонажей не оригинальны, но это и не нужно — они не герои эпического фэнтези, а простые люди, с понятными характерами в ком-нибудь из них вы обязательно увидите частичку себя. Эти казалось бы элементарные архетипы очень грамотно прописаны и встроены в историю, каждый из основных действующих лиц имеет личную предысторию и сюжетную арку, благодаря чему, следить за ними интересно.

Кстати, сценарий шоу выполнен крайне качественно. Тут есть основная линия, красной нитью идущая через все двенадцать серий, но при этом каждый отдельный эпизод имеет свой микро-сюжет, выстроенный по всем правилам драматургии: есть свое начало, свое развитие, кульминация, спад действия и завершение. Получается, что каждая серия двигает основную арку вперед, а также раскрывает некоторое количество иных деталей. При этом ничто из показанного не существует просто так, все элементы важны. «Чеховские ружья» развешены, к слову сказать весьма хитро, иногда нас даже не предупреждают, не дают намек, что заготовили сюжетный твист.

Даже пресловутые любовные треугольники поданы так, что не раздражают, а наоборот, кажутся вполне закономерными. В «Домашнем аресте» сначала раскрывается и объясняется характеры действующих лиц, а потом уже, очень аккуратно вводится тема любви и отношений, благодаря чему успеваешь понять мотивы, да и сами отношения показаны просто, без лишних попыток в драму. Плюс, все «Шуры-муры» не выставляются напоказ, словно они основная тема шоу.

Однако, некоторые ходы сценаристов вызывают вопросы. Где-то жертвуют логикой, где-то создают слишком надуманные, абсурдно-тупые ситуации, или ударяются в наивность. Подобного не так много, но если учесть, что в остальном шоу написано далеко не самым плохим образом, ошибки сильно выделяются и немного рушат магию. Правда в итоге все равно выходит крепкий сюжет, которому прощаешь недостатки.

Бонусом к качественному сценарию идет хорошая актерская игра. Актеры очень удачно вошли в образы, чем оживили действие, это даже удивительно, ведь обычно в сериалах с ТНТ это редкость, а тут…. В качестве примера приведу шикарный монолог главного героя в пустой комнате, когда он только попал под арест.