Всем привет! Детективный сериал «Алиенист», вышедший в 2018 году, хоть и получил неоднозначные оценки, всё же был продлён на второй сезон, который вышел совсем недавно. Я решила поделиться с вами своим мнением о том, каким этот сезон получился: стал ли он интереснее, чем предыдущий, изменился ли в лучшую или в худшую сторону, в общем, рассказать о его плюсах и минусах.
Сюжет так же, как и в первом сезоне, строится вокруг жестокого, психически нездорового маньяка. Только здесь антагонист не расчленяет мальчиков-проституток, а похищает и убивает младенцев. Тут не будет моря крови и обезображенных трупов, но это не значит, что сезон получился менее жестоким. Персонажи остались те же: доктор Лазло Крайцлер, он же алиенист, журналист Нью-Йорк Таймс Джон Мур и Сара Говард, у которой теперь своё детективное агентство. И если в первом сезоне центральным персонажем был всё-таки Крайцлер, то здесь внимание зрителя переходит на Сару, что меня лично очень радует, ведь, на мой взгляд, она более живая и харизматичная (хотя пальму первенства я бы всё равно отдала Джону Муру). Отчаявшаяся мать, у которой украли ребёнка, обращается к Саре, и та начинает искать преступника сама, не желая обращаться за помощью к друзьям. Но вскоре она понимает, что похищение носит ритуальный характер и без алиениста тут не обойтись. К расследованию подключаются Лазло и Джон, который не может пройти мимо несправедливости.
Учитывая, что это детективный сериал, во время его просмотра будет возникать много вопросов. Однако нюанс в том, что на них вам никто не ответит. И деталей, за которые можно зацепиться, сценаристы не дают, просто кидая голые факты, из-за чего проследить за ходом размышлений героев невозможно. Почему персонажи решили именно так? Что заставило их сказать или сделать именно это? Непонятно. Недосказанность, которая в продуманных проектах интригует и цепляет, здесь скорее раздражает.
Несмотря на то, что повествование довольно обрывочное и поверхностное, оно получилось затянутым. Герои много ходят, разговаривают друг с другом, посещают торжества, в общем, делают всё, что угодно, но не продвигают расследование, хотя у них есть подозрения и даже улики, касающиеся, например, доктора и медсестры. Но проверять они их, конечно, не будут. Алиенист – тот, кто работает с психическими расстройствами, и название сериала предполагает, что нам дадут заглянуть в тёмное, грязное и запутанное сознание маньяка, что будут какие-то научные обоснования выводов Крайцлера или хотя бы просто обоснования, но вместо этого персонажи бросаются друг в друга пафосными фразами, которые никак не влияют на сюжет. Даже преступника они обнаруживают скорее случайно, а не благодаря своим выдающимся способностям.
Интрига, вокруг которой строится сюжет, тоже, к сожалению, получилась слабой. Не смогли сценаристы разжечь интерес зрителя. В первых сериях он ещё теплился, но к середине совершенно угас. Такая же проблема была, кстати, и в первом сезоне. Я искренне надеялась, что во втором тайна, окутывающая маньяка, будет всё-таки посильнее, но, увы, этого не произошло. Хотя историю и мотивы убийцы раскрыли несколько лучше, но концовка всё равно осталась такой же пресной, ничего нового сценаристы не привнесли. А некоторые сюжетные линии вообще остались без продолжения, оборвавшись на полпути.
У меня возникло ощущение, что в сериале была попытка смешать несколько жанров: детектив, психологический триллер и ужасы, потому что некоторые кадры отлично подошли бы для страшных фильмов. Изуродованные куклы, фотографии мёртвых младенцев – всё это ещё как нагоняет жути. Хотя такие вставки не столько пугают, сколько вызывают чувство омерзения и даже тошноты, поэтому особо впечатлительным людям лучше смотреть сериал с осторожностью.
Но надо отдать должное художникам-постановщикам и декораторам: антураж конца 19 века передан безукоризненно. Элегантные платья и костюмы, чрезмерная роскошь салонов и убогая нищета больниц, ты словно оказываешься в Нью-Йорке 1897 года. Постарались на славу и графические дизайнеры: индустриальный, развивающийся город с высоты птичьего полёта выглядит весьма натурально, как и другие элементы графики. Отдельного внимания стоят хорошие ракурсы, необычные переходы и освещение: полутона, мрак и лёгкая дымка добавляют кадру загадочности и какой-то мистики. Нельзя не заметить и то, насколько детально проработан художественный мир сериала. Создатели делают всё, чтобы он был максимально правдоподобным и добавляют исторический контекст: поэтому наряду с основным действием мы видим протесты суфражисток, забастовки борцов с классовым неравенством и политические игры на фоне войны Испании и Америки. Так что если вы любите исторические картины с атмосферой декаданса, то «Алиенист» вам, вероятно, понравится.
У проекта было всё, чтобы стать одним из лучших в своём жанре: красивый визуал, знаменитые, обаятельные актёры, великолепная задумка, ведь увидеть мир глазами убийцы, понять его психологию – это невероятно интересно. Создатели сериала тоже небезызвестные: мастер интриги Кэри Фукунага в кресле продюсера: на его счету «Настоящий детектив» и «Оно», режиссёр Якоб Вербрюгген, который ставил «Чёрное зеркало» и «Карточный домик» и сценарист Хуссейн Амини, работавший над фильмами «47 ронинов» и «Белоснежка и охотник» (2012 год).
Источником для «Алиениста» послужил одноименный роман Калеба Карра, причём сам автор выступал в качестве консультанта и, надо заметить, часто не соглашался с режиссёром. Его, я думаю, можно понять, ведь в книге история рассказывается последовательно, а метод, который использует Крайцлер описан подробно, читатель понимает, как он действует и выстраивает логическую цепочку событий. Именно этого и не хватает экранизации. А ведь у создателей было время, чтобы подробнее раскрыть методику алиениста, уделить внимание важным деталям, но вместо этого хронометраж растянули на ненужные разговоры и посиделки в салунах.
И что мы имеем в результате: поступки героев немотивированы, загадки практически нет, повествование ведётся скачками, пропуская важные моменты. Увы, на одной эстетике хороший сериал не построить. Однако, по словам сценаристов, материала для «Алиениста» ещё много, поэтому сериал продлили на 3 сезон, и, может быть, там нас порадуют хорошим сюжетом.