Камерная драма о юности, пропитанная духом свободы.
Вы когда-нибудь задумывались в какой именно момент человек взрослеет? Когда он переходит черту прощания с легкомысленно беззаботным и по-доброму наивным детством?
Происходит ли это в момент первого невинного поцелуя где-нибудь на заднем дворе младшей школы, или когда человек впервые пробует крепкий алкоголь, выкуривает первую сигарету, решает уйти из родительского дома, или же когда всё это вместе неосознанно приводит его к мысли о времени, неумолимо идущем вперёд?
Зачастую взрослая жизнь подходит незаметно, изменяя детское сознание, диктуя новые правила существования в мире, прививая совершенно иные интересы и желания. Много даря, но и не меньше забирая взамен. Для многих начало нового жизненного этапа знаменуется достижением определённого возраста.
Однако, пожалуй, глупо полагать, что только счётчик лет на странице паспорта может определять внутренне состояние человека и его отношение к жизни. Ведь каждый выбирает свою судьбу сам и сам сталкивается с последствиями этого выбора.
От этого зависит в какую секунду безобидный ребёнок превратится в новую, возможно лучшую, а может быть и худшую версию себя. Только одно можно сказать наверняка, как бы ни произошло, это будет стоить пережитых волнений и преподанных жизнью уроков. Иначе к чему это всё вообще?
Именно на эту тему с нескрываемой долей ностальгии рассуждает Джона Хилл в своей дебютной работе в качестве сценариста и режиссёра – картине «Середина 90-х».
Фильм был представлен в сентябре 2018 года на Международном кинофестивале в Торонто, а уже в октябре вышел на большие экраны. Для многих критиков лента стала «Многообещающим первым появлением Джона Хилла в режиссёрском кресле». И с этой формулировкой нельзя не согласиться.
Очевидно, что для самого Хилла вопрос взросления, тем более раннего столкновения со взрослой жизнью очень близок, беря во внимание то, с какой любовью он подошёл к реализации своего первого авторского проекта в кино и то, как эта любовь вдыхает в картину жизнь на экране.
Как автору, ему интересны обыденные и даже привычные, но от этого не менее серьёзные проблемы, с которыми сталкивается подавляющее большинство детей и подростков.
Желание казаться старше своих реальных лет, отрицание важности семьи и семейных ценностей в угоду отчаянных попыток найти себя, страх перед будущим, грусть по ушедшим временам, тревога о далёкой мечте и боязнь её потери, ценность настоящей дружбы. В конечном итоге примирение, способность извлечь правильные уроки из сложившейся ситуации и принятие нового жизненного пути, пусть даже и в старой обёртке. Хилл очень просто говорит о действительно сложных вещах.
Герои картины – самые обычные парни с улицы со своими стремлениями и идеями, объединённые одним общим интересом. С первого взгляда кажется, что это совершенно недалёкая дворовая шпана, которая только и умеет, что прожигать свою жизнь, бесконтрольно матерясь, куря травку, шатаясь по сомнительным вечеринкам и катаясь на скейтах.
Однако со временем каждый раскрывается с лучшей стороны, старательно пытаясь заглушить худшую, и перед зрителем предстают совершенно другие люди. По ходу хронометража персонажи становятся всё ближе, как для зрителя, так и, что ещё важнее, для самих себя.
На характерах ребят и их взаимоотношении друг с другом строится почти всё повествование. На первое место история ставит именно человеческие чувства, а не окружение. Конечно, во время просмотра может создаться впечатление, что исключительно среда определяет отношение человека к жизни и его внутренний мир. Но стоит капнуть чуть глубже и становится ясно, что всё совсем наоборот.
Как полотно, крепкими нитками сценария Джона Хилл сшивает воедино конфликт между скорым наступлением взросления и ответственностью с обязательствами, которые диктует идущее вперёд время, доказывая не только то, что он вполне конкурентоспособен, как сценарист, но и то, что рассказ об обычных пацанах с улицы может быть не менее поучительным, чем любое классическое произведение. Что, конечно, нисколько не принижает значимости последнего.
В этом плане «Середину 90-х» можно интерпретировать, как личное обращение Хилла и к себе, и к более старшему поколению по поводу того, что взрослые должны уделять своим детям как можно больше внимания. И в тот же самый момент, они должны доверять выбору своих детей.
Ведь какие страхи могут скрываться за ежедневным катанием на скейте, и что для ребёнка значит дело, которым он занимается, можно будет понять только серьёзно отнесясь к обоим наставлениям. Параллельно с этим Хилл оставляет сообщение и для младшего поколения, образно поощряя его постоянные попытки обрести себя, и напоминая о важности быть в этих попытках настойчивым и не сдаваться.
Помимо поиска ответов на вопросы подростковой психологии, этим фильмом режиссёр отдаёт дань уважения культуре того времени. По ходу просмотра создаётся стойкое впечатление погружения в эпоху с головой. Музыка, развитие уличного скейтбординга, стиль в одежде, автомобили и интерьеры помещений.
Лента буквально пропитана уличной Америкой 90-х. Поэтому вполне вероятно, что для людей, совершенно незаинтересованных в этом, картина может показаться бессмысленной.
Так же не малую роль в создании атмосферы и передаче настроений играет операторская работа Криса Бловелта. А конкретно его решение, я уверен совместное с режиссёром, о съёмке ленты в соотношении сторон 4:3 с очень простой, порой даже статичной картинкой, балансирующей между стилем профессиональной и любительской съёмки видео из домашнего архива. Максимально эффектная идея!
Без достойных актёрских работ фильм бы не имел и половины того обаяния, которым обладает. Благо с этим аспектом у картины всё отлично. Особенно, если учесть тот факт, что подавляющее большинство ролей исполнили настоящие уличные скейтбордисты, что, наверное, только сыграло на руку достоверному попаданию в образы.
Отдельно стоит упомянуть Санни Сулджика (Стиви – главный герой). Шикарное исполнение очень требовательной роли, что было довольно сложно ожидать от такого юного актёра.
О явных минусах картины говорить достаточно трудно, потому что то, с чем фильм должен справляться хорошо, он справляется ещё лучше. А то, что могло бы быть в фильме плохо, к счастью, получается не хуже первого.
Пожалуй, единственное о чём можно упомянуть – это довольно небольшой хронометраж, который с одной стороны теоретически ограничил рамки для развития истории, но с другой не позволил этой истории разрастись необязательными подробностями. Конечно, если специально задаться целью, то отыскать серьёзные проблемы будет реально. Но делать этого не хочется никак.
Резюмируя, стоит сказать, что в первую очередь, «Середина 90-х» это фильм о свободе духа. Той свободе, которая вопреки всем обстоятельствам наполняет существование смыслом. Эта картина – настоящая находка для тех, у кого вопрос: «Зачем нужен этот кусок дерева с колёсами?» не вызывает ни единого сомнения, как и для тех, кто ценит по-настоящему качественные независимые проекты.
Очень честное и искреннее кино о жизни, порой способное вызвать как чистосердечный смех, так и подвести ком к горлу. Безоговорочно удавшийся первый опыт Джоны Хилла в качестве сценариста и режиссёра, по крайней мере на поле трогательных минималистичных драм об обыденных общечеловеческих проблемах. Да и просто, очень тёплая и душевная лента, от всего сердца, по-дружески дающая один важный совет: «Катай, падай, но всё равно вставай».
P.S.: Оригинальный монтаж кадров из фильма под «Wu-Tang Clan — Tearz», замечательно передающий дух того времени. Осторожно, спойлеры!
P.S.S.: Буду очень признателен вашей подписке на блог. Хорошего дня, надевайте защиту, когда катаетесь на скейте!