В «далёкой-далёкой галактике» появился первый триллер.
Честно говоря, мне надоело слушать про каждый сериал по «Звёздным войнам», что он будет «не таким», что будет отличаться от фильмов и всех предшественников.
До недавнего времени это хоть в какой-то мере удалось только первому сезону «Мандалорца». Во втором он уже скатился в фансервис: появились Асока Тано, Люк Скайуокер, Боба Фетт и прочие персонажи и элементы, которые порадовали поклонников, но снова сменили частную историю на продолжающуюся десятилетиями сагу.
В «Книге Бобы Фетта» и вовсе к финалу сезона забыли про самого Бобу, сняв, по сути, «Мандалорца 2,5».
С «Оби-Ваном Кеноби» печальней всего. Я не буду пересказывать все ошибки сериала, об этом написали десятки текстов. Меня разозлило, что главный герой здесь снова спасает Лею. Как будто во всей киновселенной нет больше ни одного ребёнка, которому понадобилась бы помощь.
И вот, 21 сентября Disney+ показал сразу три эпизода сериала «Андор». Про который заранее тоже говорили, что он будет необычным, совсем не таким, как другие проекты киновселенной. И тут главный сюрприз.
Сериал действительно позволяет взглянуть на «Звёздные войны» немного под другим углом, а основной сюжет, наконец-то, не пытается быть частью «великой саги», а просто рассказывает о локальных конфликтах и простых персонажах.
Дальше уж сами решайте: это плюс или минус сериала. Ведь поклонникам Скайуокеров, Йоды и прочих знакомых элементов здесь ловить почти нечего. А достаточно взглянуть на рейтинги эпизодов того же «Мандалорца» и «Книги Бобы Фетта», чтобы понять — многие хотят именно фансервиса.
Это действительно самый приземлённый сериал киновселенной
Итак, главный герой — Кассиан Андор, которого все знают по фильму «Изгой-один». Но если в картине его показывали уже матёрым повстанцем и борцом с системой, то сериал отбрасывает зрителя на пять лет назад.
Тогда Андор промышлял продажей ворованных запчастей, а параллельно искал близкого человека. После нелепого конфликта на него открывает охоту… нет, не Империя, а один работник корпорации, который считает, что должен следить за правосудием.
За сюжет сериала отвечает Тони Гилрой. Именно он доделывал «Изгой-один» за Гаретом Эдвардсом. Но ещё этот сценарист известен по фильмам о Джейсоне Борне. И опыт автора в шпионских триллерах оказался гораздо важнее, чем его знакомство со «Звёздными войнами».
В первую очередь Гилрой делает персонажей неоднозначными и живыми. Часто в «Звёздных войнах» вы видите главного героя, который случайно убивает безликого эпизодического злодея и расстраивается из-за этого.
А когда одному из начальников корпорации сообщают о преступлении, он предлагает просто замять дело и списать на несчастный случай, чтобы не связываться с расследованиями.
И так со всеми героями за единичным исключением: они не ситхи, которые возводят всё в абсолют, и не благородные спасители мира. А обычные люди с сомнениями и слабостями, которые хотят заниматься исключительно своими делами.
Это вообще почти не «Звёздные войны», а скорее сериал HBO
Нет, конечно, оргий и кровищи «Игры престолов» не ждите. Но часто ли в «Звёздных войнах» герои занимаются сексом? Пусть даже за кадром, но вот со всеми заигрываниями «до» и кофе в постель с утра, а не как у Энакина и Падме.
И тут же впервые (!) в этой киновселенной прозвучало слово shit. Представляете, здесь люди тоже ругаются, едят какой-то фастфуд из коробок на рабочем месте, страдают от похмелья.
Да и в целом обстановка намного мрачнее. Планета, на которой сортируют всяческий хлам и мусор, больше напоминает нуарную фантастику в стиле «Бегущего по лезвию». А мультяшность сменилась более реалистичными декорациями.
Кстати, «Андор» — первый сериал по «Звёздным войнам», где не использовали технологию StageCraft. То есть вместо плазменных экранов за спинами персонажей старались по старинке строить реальные декорации (а в ролике о съёмках говорили, что на площадке даже звучал саундтрек).
И это чувствуется во многих сценах — герои явно «живут» в этом мире. Здесь даже дома и быт более понятные и знакомые, чем безумные декорации основных фильмов серии.
Хотя это, конечно, лишает «Андора» практически всех связей с киновселенной. Грубо говоря, если сменить имя главному персонажу и убрать пару деталей, сериал можно считать самостоятельным произведением в отдельном киномире.
Причём Гилрой (как мы помним, он знаком со «Звёздными войнами») рассказывал, что такой подход был ключевым условием его работы над проектом: никакого фансервиса и сюжет, посвящённый жизни простых людей.
Трудно понять, он «неспешный» или просто скучный
Пока что зрителям показали три эпизода. Можно сказать, что в сумме это полуторачасовой телефильм.
Те, кто ждал от «Андора» экшена, драйва и крутых схваток, могут разочароваться. Серьёзная битва тут всего одна, да и та вообще не глобальная и без каких-то трюков. Чаще герои о чём-то договариваются, добывают информацию, спорят и строят планы.
Мне такой подход понравился: есть возможность познакомиться с героями и их жизнью. А вместо постоянного экшена — нагнетание атмосферы и саспенс.
Но если представить, что вы собрались с друзьями, чтобы в весёлой компании посмотреть бодрую космооперу, уже к финалу первой серии можно заскучать. Тут требуется именно погружение в атмосферу.
Что до меня, «Андор» — ровно то, чего я давно уже хотел от «Звёздных войн». Причём дело тут даже не в качестве самого сериала. Просто обидно, что есть огромная киновселенная, но весь её сюжет, кроме разве что мультсериалов, крутится вокруг одних и тех же планет и героев.
Хочется верить, что «Андор» неплохо выстрелит, и новые проекты пойдут по тому же пути: авторам будут давать локальные истории про второстепенных персонажей и отдалённые уголки галактики.
Тем более, что уровень постановки и проработки «Андора» действительно впечатляет. Это реально что-то новое, интересное и живое. Дайте ещё, пожалуйста.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»