Одной из проблем игровой библиотеки VR устройств для «классического» игрока (разумеется, с моей субъективной колокольни) является нехватка тайтлов, относящихся к узнаваемым игровым сериям. Понятно, что есть Half-Life: Alyx, есть перечень крупных и не очень проектов, портированных на VR с «больших платформ», но на этом, с большего, список заканчивается. Стоит зайти в любой онлайн-магазин по VR – а там кроме игр по лицензии сплошь какие-то новые тайтлы, свои студии разработчиков, свои какие-то серии. Непонятно, незнакомо, следовательно, лучше в это не ввязываться.
Myst VR (как можно догадаться из названия, является VR ремейком самого первого Myst) в этом плане со своим анонсом и релизом в конце 2020-го года несколько вышел за пределы инфополя VR комьюнити и стал новым поводом для разговоров для игроков с классических платформ, мол, есть во что играть на этом вашем VR! Долой проекты-однодневки – на VR приходят действительно серьезные проекты!
Для тех, кто в танке или просто не интересовался – с адвенчурами на VR все хорошо и без Myst. Благодаря форм-фактору шлемов и открывающимися с ним возможностями это реально чуть ли не самый удобный способ игры в квесты – и разработчики этим активно пользуются. У любого из шлемов, будь то PlayStation VR или Oculus Quest, в библиотеке есть много хороших или хотя бы крепких проектов (про часть из них можно почитать, например, по статье ниже).
Как же на фоне этого смотрится Myst? Ну, странновато. С одной стороны, если рассматривать игру как трибьют классике (чем она, собственно, и является), ощущения положительные – снова оказываемся на незнакомом острове, снова сами находим себе занятие и методом тыка пытаемся понять, что от нас хотят, снова бродим по разным мирам-эпохам, дабы помочь местным персонажам.
Хотя игру полностью перерисовали (а еще поменяли у местных персонажей визуал с предзаписанных роликов с актерами на трехмерные модельки – заметное упущение!), геймплейно все осталось без каких-либо изменений – все прежние головоломки на месте, какие-то необязательные интерактивные элементы тоже. Какие-то нелогичные моменты (к примеру, можно «застрять» в локации из-за того, что знание о том, как пройти какой-то отдельный ее момент находится в другом, теперь уже недостижимом месте) – тоже в наличии, полная преемственность.
При этом на фоне прочих адвенчур на VR Myst несколько теряется. Когда в других проектах VR для разработчиков является способом преподнести историю совсем иначе (яркие примеры – Fisherman’s Tale, Moss, Ghost Giant – в каждой из этих игр VR является инструментом для создания ситуаций, неповторимых на классических платформах) – в Myst оно является просто формой к уже порядком подустаревшему и никак не изменившемуся содержанию.
В Myst VR нет чего-то такого, чтоб ради него переходить с realMyst (и снова для тех, кто в танке – это еще один ремейк Myst, в котором пререндеренную графику променяли на полное 3D) и уж тем более ради чего можно было бы купить шлем виртуальной реальности. Это просто еще одна версия классической адвенчуры, которую почему-то решили на некоторое время сделать эксклюзивом Oculus Quest, хотя сама виртуальная реальность здесь совсем не выглядит обязательной.
Отдельно скажу про визуальную часть. С одной стороны, она достаточно приятная и по настроению с большего соответствует оригиналу (хотя, можете это оценить сами по скриншотам). С другой – тут совершенно не пахнет тем вау-эффектом, какой в свое время производил оригинал, да и в целом на VR (и даже на самом Oculus Quest) хватает проектов, которые выглядят заметно поприятнее – хотя, вероятно, это заслуга стиля и всего такого.
Кроме того, есть определенная ложка дегтя по технической части – во-первых, текстуры здесь местами будто бы хотят нас отправить в эпоху PS2, во-вторых, читать местные тексты (что является немаловажной частью игры) просто физически больно. Но не исключено, что в будущем это еще исправят – разработчики уже выпустили 2 патча, и обещают не останавливаться.
В свое время Myst стал поворотной точкой для геймдева – принято считать, что он повлиял и на популяризацию CD-ROM формата, и на использование пререндеров как способа визуализации. Сомнительно, что на VR-версия окажет подобное влияние на индустрию – да и вряд ли ставилась подобная задача, не тот масштаб.
Для людей, знакомых с первоисточником или его переизданиями, Myst VR может стать новой формой взаимодействия с любимой игрой из прошлого, чуть более интересной, чем предыдущие, но и не без недостатков. Для остальных же пользователей VR устройств его стоит воспринимать как абсолютно необязательное приключение, у которого есть много сильно более удачных альтернатив.