Привет.О смерти хотя бы раз в жизни думали все, а те кто еще нет — скоро будут. Это неизбежно.
Ты можешь сидеть, мирно вкушать ужин под деловитое брюзжание ТВ и обогащаться знаниями о брачном периоде самцов тюленей. Но в следующее мгновение ты можешь поперхнуться своим борщом, потому что твоему ребятенку втемяшилось именно сейчас спросить, а куда это подевался их хомяк Гоша?
Тут у тебя возникает дилемма.
- Либо присочинить историю о том, как Гошу настиг кризис среднего возраста и тот, в поисках смысла жизни, вступил в иностранный легион. Прощальной же записки решил не оставлять, обещал вернуться.
- Либо честно сказать, что отец семейства спустил мирно почившего от несварения Гошу в унитаз. Отпустил в посмертное путешествие по городской канализации. И вообще это смерть благородная, ибо хомяк отправился в последнее плавание подобно викингу и в хомячьей Вальгалле его уже ждут.
Подобные рассуждения явно посещали Ингмара Бергмана, раз он снял «Седьмую печать» — философское размышление, на тему смерти и смысла жизни в частности. За более чем 60 лет со времен выхода картины кино- и не очень критики успели буквально покадрово облизать фильм, поэтому будет лучше посмотреть на кинокартину с точки зрения того, что может дать этот фильм более современному зрителю.
Попутно предлагаю подумать над тем, в чем заключается смысл жизни по версии Бергмана, нужно ли этот смысл искать, и зачем стоит думать о смерти и религии. А еще в конце я бонусом сообщу презабавный факт об одном из реквизитов фильма.
Завязка в фильме следующая. Рыцарь Антониус Блок, на пару с оруженосцем Йонсом последние 10 лет махали мечами и конечностями в крестовом походе. В какой-то момент смысла в сием действе стало немного, и поэтому они передислоцировали свои бренные кости обратно на родину в Швецию. Сразу после возвращения мирное возлежание парочки на берегу моря прерывает Ангел Смерти, который явился собственной персоной к Антониусу Блоку.
Рыцарь отправляться на тот свет посчитал не целесообразным и поэтому изобрел одну идею. Он вспомнил, что на древних фресках Смерть часто играет в шахматы, и поэтому предложил ему (тут Смерть мужчина) сыгрануть партийку, но с парой условий.
- Пока они играют, рыцарь и его спутник находятся в безопасности;
- Если Мистер Блок выигрывает, то Смерть будет должен отступить.
Добавляем сюда весело гуляющую по Швеции чуму, приправливаем всеобщим психозом на этой почве, и делаем вывод, что ребята вернулись на родину как раз вовремя.
Первое, на что обращаешь внимание – это атмосфера. Средневековье у Бергмана очень детализированное и уместное. Оно приземленное, без лоска и стерильности, которыми напичканы современные фильмы. В «Седьмой печати» нет ни приключений, ни экзотики, ни замков, ни массовых актов употребления алкоголя с проведением рыцарских турниров в последствии. Даже классических боев на мечах не завезли, а Антониус Блок за весь фильм ни разу не достает меч из ножен.
Картину сняли на фоне типовых деревень и естественных пейзажей. Твои глаза сразу обращают внимание на покосившиеся дома, запущенные заборы, хаотично расставленные столы в таверне. Ты смотришь на детали одежды, на ее материал и функционал. Ты обращаешь внимание на повозку бродячего актера Юфа и на то, насколько удобно расположил в ней вещи ее владелец. Каждая подобная деталь выступает как часть пазла, в котором каждый новый фрагмент глубже погружает тебя в мир фильма.
Но Ингмар Бергман не упарывался в историзм. Детали его средневековья работают в первую очередь как художественный элемент и это простительно, не документалку ведь снимали. Подключив головной мозг и навык жмакания по ссылкам в интернете, можно найти ряд забавных исторических неточностей. Приведу краткий список:
- Крестовые походы закончились примерно в XIII веке, тогда как чума стала шляться по планете как минимум в веке XIV.
- Движения религиозных мазохистов или флагеллантство, если переводить с человечего на научный, в Швеции не было, но в фильме они есть. Весьма фактурные ребята, кстати.
- В церкви Тёбю есть фреска «Смерть, играющая в шахматы», которая послужила источником вдохновения для Бергмана. Нарисовал ее Альбертус Пиктор, узко известный в широких кругах художник, живший аж в XV веке. В фильме его играет Гуннар Ульсон, если это имя кому-то что-то говорит.
Самая мякотка фильма — диалоги, которые просто обязаны были войти в учебник по сценарному мастерству. Если не в профессиональным учебник, то хотя бы для начальных классов. Диалоги в «Седьмой Печати» очень сильно влияют на выразительность сцен и задают темп фильма. Приведу пример.
Рыцарь со товарищ, едут вдоль берега и ищут постоялый двор. Возможно ради отдыха, возможно ради последующих возлияний – это не суть важно. Тут Йонс видит человека, сидящего возле камня, и спрашивает его о постоялом дворе. Но незнакомец промолчал, продолжив мирно сидеть, не считая нужным отмахнуться от назойливых мух или погладить тощего пса, скулящего у его ног.
Оруженосец подходит ближе, чтобы растолкать человека, но резко отдергивает руку. Незнакомец валится на бок, и ты видишь его лицо. Лицо с выеденными глазницами и белым оскалом на частично обглоданном черепе. Не особо изменившись в лице, Йонс догоняет Антониуса, который задает ему вопрос.