«Сделано в России»: 51 отечественный фильм 1991-2017, которые нравятся Johnny Walker

Моя субъективная вкусовая выборка из преимущественно коммерческого российского кино. Быкова, Звягинцева и иже с ними в списке нет. Ярое несогласие и минуса приветствуются!

«Сделано в России»: 51 отечественный фильм 1991-2017, которые нравятся Johnny Walker

Многие отрывки и трейлеры в не очень хорошем качестве.

Комедия строгого режима (1992)

Эта классическая буффонадная комедия о побеге из тюрьмы, быть может, сейчас и смотрится не так ярко, как в год выхода. Но чего у неё не отнять, так это искристого стиля и бесподобного главного героя-зека в блестящем исполнении Виктора Сухорукова. Ленин из него вылитый! А поскольку в современном российском кино с комедийным жанром вообще до сих пор напряженка, пару дополнительных очков лента заслуженно получает от меня в свой актив.

Утомленные солнцем (1994)

Фильм — подведение итогов. Черта, за которой закончился мир старый и начался «мы наш, мы новый». Последний, на мой взгляд, великий фильм Никиты Михалкова, после которого он как режиссер, собственно говоря, и закончился. И если бы это была его последняя работа… Но предположения оставим теоретиками, а мне как зрителю достается шикарный актерский ансамбль и режиссура кино большого стиля.

Особенности национальной охоты (1995)

Абсолютный и непререкаемый канон разгильдяйства и обаяния. Настоящий гимн обычаям и ритуалам, от которых поколение еще долго не отвертится. И пусть злые языки твердят «мол пошло, грубо и не смешно». Александру Рогожкину в этой ленте удалось все: сочные и колоритные персонажи, крылатые цитаты на века и непередаваемое настроение. Второго такого фильма не будет. Хотя…

Ширли-мырли (1995)

Дикая феерия абсурда. Настоящий парад бурлеска и шизы. Определенно, Владимир Меньшов шел ва-банк и не прогадал, нехило обескуражив и основательно встряхнув замшелые стандарты. И снова фразы, ушедшие в народ, обаятельные артисты и настоящий праздник безумия. Классика, одним словом.

Кавказский пленник (1996)

Сложная и неудобная тема, поданная постановщиком без навязшего на зубах пафоса и излишней патетики. Есть живые люди, есть война. А остальное, как жизнь рассудит. По итогу душа в клочья и дикое желание жить. Этапная работа Сергея Бодрова-старшего.

Брат (1997)

Икона стиля и кинематографический культ. Работа Алексея Балабанова пережила его злопыхателей, кричавших об однодневной чернухе. Картина до сих пор актуальна и таковой останется навсегда. НАУ не даст соврать!

Вор (1997)

Еще одна знаковая работа, во всей красе открывшая массовому зрителю всю мощь артиста Владимира Машкова. Твердая железная рука Павла Чухрая. Суровая и одновременно человечная, как сама жизнь, история.

Мама, не горюй (1997)

Сколь спорная, столь и забавная в своем баловстве лента Максима Пежемского относится к той категории картин, которые либо любишь, либо от них плюешься. Колоритные персонажи, крылатые реплики … хомячки. Повторить подобное сродни безумию, да и стоило ли? Коль оригинал так хорош.

Особенности национальной рыбалки (1998)

Войти в одну реку дважды нельзя. Александр Рогожкин с легкостью опроверг данный постулат своей «рыбалкой». Актеры искрят, курьезы локомотивом сметают с ног и… ностальгия.

Блокпост (1998)

В один год с «особенностями рыбного промысла» постановщик выдает, что называется, пощечину наотмашь. Простая история на нелегкую для страны тему в руках постановщика обретает живые и дивные черты. Но грусть и тоску от финала так просто из сердца не выкинешь.

Страна глухих (1998)

Еще одно яркое явление наследника мастодонта режиссуры. Тодоровский-младший в каждом кадре уверенно доказывает и самоутверждает свое личное и индивидуальное авторское «Я». А страна узнала Максима Суханова, Дину Корзун и Чулпан Хаматову, которая в силу типажа и молодости слегка стушевалась перед слишком уж сильными партнёрами по площадке. Тонкая и пронзительная картина.

Классик (1998)

Незаслуженно забытый жанровый образец от Георгия Шенгелия наглядно доказывает зрителю, что авантюру и закрученную историю у нас снимать умеют. Плюсом обаятельнейший дуэт молодого Алексея Гуськова и матерого Сергея Никоненко. И вот она – афера века!

Лунный папа (1999)

Спустя год после работы у Тодоровского, Чулпан Хаматова уверенно солирует у Бахтиера Худойназарова в лирической и теплой трагикомедии с приветом Эмиру Кустурице. Сцена у гинеколога — серьезная проверка на дыхалку от смеха. А поскольку проект международный, то и Морис Бляйбтрой в помощь. Ну и Николая Фоменко не забыли. А как последний феерично тырит баранов с вертолета!

ДМБ (2000)

Безумный тандем Качанов-Охлобыстин в действии. Кто-то говорит тупо, а для меня смешно, шизоидно и психоделично. Армейские будни и, конечно, каноничный суслик!

24 часа (2000)

Первая и весьма уверенная попытка Александра Атанесяна сработать на ниве коммерческого криминального боевика без чернухи. Киллер в бегах, синдикат на хвосте. Все жанровые стандарты в обороте, а убедительные Максим Суханов и, увы, покинувший наш мир Андрей Панин добавляют веса. Конечно, время играет против ленты, но даже с этим нюансом это, если не «отлично», то «хорошо» как минимум.

В августе 44-го (2001)

Картина с крепкой детективной составляющей по роману Владимира Богомолова берёт мёртвой хваткой за горло. Финальная сцена на лесной опушке – бенефис Евгения Миронова и парад режиссуры Михаила Пташука. Да, фильм в основном белорусский, но в моем списке как «Наше кино» он, на мой взгляд, по праву.

Звезда (2002)

Явление массовому зрителю постановщика Николая Лебедева и замечательного артиста Игоря Петренко. Отточив навыки на триллерах, Лебедев превосходно трансформировал старую советскую классику по книге Эммануила Казакевича в крепкий и драматичный военный триллер с пронзительным финалом.

Война (2002)

Невозможно молчать о войне. Вот и Алексей Балабанов высказался в своей манере. Жестко, хлестко, бескопромиссно. У ленты есть нюансы, к примеру, в виде раздражающего персонажа британского журналиста, но мощь и железную руку постановщика со счетов не спишешь. Лучшая роль Алексея Чадова. И снова Бодров-младший в символичном плену.

В движении (2002)

За 4 года до официального издания «ДухLess» и задолго до «Селфи» молодой Константин Хабенский с помощью Филиппа Янковского демонстрирует зрителю зачатки людей нового поколения. Не столь отталкивающе как у Минаева, но баланс цинизма и «души» в нужных пропорциях. На тот момент свежо, на сегодняшний день органично и цельно.

Свои (2004)

Весьма неожиданная работа Дмитрия Месхиева поражает не только выцветшей световой гаммой, но и жестоким моральным выбором, перед которым поставлен человек в адских условиях войны. Монументальный Богдан Ступка, которого уже нет с нами. Картина, которая так просто не отпускает.

72 метра (2004)

Владимир Хотиненко постановщик с твердой рукой. Но здесь, вместо сжатого кулака и бессильной ярости, зритель чувствует, несмотря на трагедию, все же надежду. Некая фэнтезийная воздушность придает особый шарм этой нетривиальной ленте с волшебной музыкой маэстро Эннио Морриконе и отлитым в граните актерским ансамблем.

Турецкий гамбит (2005)

Первый и по праву настоящий год российского коммерческого кино и год Акунина два в одном. И первый блин от Джаника Файзиева был испечен по всем правилам и без комочков. И пусть меня дико раздражал женский персонаж, но интрига, актеры и съёмки искупают эту мелкую неприятность с лихвой. Яркий и крутой хит-блокбастер без скидок на дебют.

Статский советник (2005)

Филиппу Янковскому в этот раз суждено было выступить вторым, что сказалось и на кассе. А ведь незаслуженно не дополучивший зрительского внимания «советник», чертовски хорош, начиная от бесподобного актерского состава и заканчивая изящной сюжетной шахматной партией. Мне же камерная лента Янковского по итогу оказалась милее громкого и цветастого приключения Файзиева. Как тогда, так и сейчас.

Дневной дозор (2005)

Размявшись дозором ночным, Тимур Бекмамбетов громко заявил о себе дневным. Больше бюджет — шире размах. И пусть монтажные ножницы, которые таки и просились в руки на финальной трети, так и остались в шкафу, но химию между Фриске и Чадовым так просто не забудешь. Как не вычеркнешь из памяти крышесносную открывающую сцену осады крепости Тамерланом. Событие в российском зрелищном кино.

9 рота (2005)

Можно долго и упорно кричать, что Федор Бондарчук не режиссер, а продюсер. И так же долго надрывать горло по поводу его крупного режиссерского дебюта. По сути, на первом своем режиссерском широком шаге Бондарчук, слегка споткнувшись в солирующей артистической партии, компенсировал ее историей и прекрасными актерами, коих тут в обилии. Плюсом удачный и гармоничный баланс, благополучно утерянный вместе с творческой удачей и чувством меры в последующих картинах постановщика.

Побег (2005)

Еще один представитель знаменитой фамильной династии после двух «Антикиллеров» выдал, без малого, ремейк «Беглеца». Замах, конечно, вышел амбициозный. Тем приятнее, что вышло неплохо. Классический сюжет, хорошая динамика и крепкий тандем Миронов-Серебряков, где последний с легкостью задвинул, местами переигрывающего, коллегу за скобки. Жаль только, что чрезмерное увлечение клиповой манерой съёмки, в данном случае, даёт не самый лучший результат.

Бедные родственники (2005)

Признаюсь, у Павла Лунгина, я не видел ни одной картины. Собственно, быть может, поэтому самая слабая, по мнению критиков, его работа оказалась в данном списке. В данном случае мы имеем не самый плохой спектакль с жуликоватым Хабенским и взрывным Гармашем. Остальное — приятный фон для настроения.

Охота на пиранью (2006)

Если честно, не особо понимаю фразу «Здесь все так плохо, что даже хорошо», но интуиция подсказывает мне, что применительно к «пиранье» это уместнее некуда. Балансирующий на грани откровенного трешака, этот боевик цепляет убойной харизмой Машкова и Миронова, отличной самоиронией и просто чумовым саундтреком с плотными гитарными рифами с примесью ядреного фолка. На финальной сцене «дуэли» деньги на «эффекты» явно кончились.

Изображая жертву (2006)

У Кирилла Серебренникова эта картина далеко не первая. Но именно ей, на мой взгляд, он громко заявил о себе, перенеся свой спектакль по пьесе братьев Пресняковых на большой экран. Спустя 11 лет картина ни на грамм не потеряла своей смешной и пугающей актуальности. И не потеряет, ибо так мир устроен. А финальный взрывной монолог следователя в гениальном исполнении Виталия Хаева тому неоспоримое доказательство. Китчево-черный замес, суровая реальность и сакраментальное — «русское кино в жопе». Хочется смеяться, но почему-то не до смеха.

Питер FM (2006)

Наверное, одна из самых теплых и очаровательных картин в российской киноистории. Без преувеличения романтический шедевр и пособие как нужно работать в жанре. Точнее совет – душу вложить надо. И тогда получится искренний и добрый дебют Оксаны Бычковой. А уж, какие в «питере» эпические эпизоды с Машковым и Ефремовым!

1612 (2007)

С «историческим» жанром в нашем кино тяжело. Хотиненко откровенно уж в грязь лицом не ударил и выдал эдакую фантасмагорию из мистического волшебства и приключений в историческом антураже. Получилось не идеально, но не без интереса. Артисты и общий план тянут. Темп хороший. А обсуждение стильных интимных стрижек у сельских красавиц отдельная тема для беседы.

Монгол (2007)

Про Чингисхана не снимал только ленивый. Но в бесконечной веренице тематических подборок фильм Сергея Бодрова-старшего выделяется нетривиальной подачей и аскетичностью. Причем последняя никоим образом не влияет на мощь, бьющую по нервам с экрана. Лента задумывалась дилогией, которую из-за низких сборов вряд ли удастся увидеть. Но даже в таком виде это полотно по праву занимает свое почетное место в ряду действительно крутых вещей на заезженную тему.

День выборов (2007)

В далеком 2005-м о «Квартете И» знали лишь те, кто ходил на их ураганные спектакли. И свой первый шаг на большие экраны ребята благоразумно решили сделать именно «выборами». Эксперимент получился отменным. Гротеск во всей своей лучистости и естественности водопадом льется на зрителя не давая опомниться. А о чумовом батюшке в блистательном исполнении Михаила Ефремова, который одним своим появлением задвигает всех участников этого феерического в хорошем смысле слова балагана за кадр, можно оды слагать.

Непобедимый (2008)

А вот за эту, провалившуюся в прокате, ленту Олега Погодина мне особенно обидно. Ибо второго такого ураганного и драйвого экшена я в российской киноистории не припомню. Круто поставленные драки и перестрелки, отличный юмор и самоирония. А самое главное, блестящий актерский тандем Епифанцев-Астахов. Причем первый своей мощной харизмой с легкостью отправляет второго за кулисы. Старая гвардия в лице Стеклова и Соломина на подхвате.

Домовой (2008)

Снова крутой тандем, но в этот раз ставки крупнее. Брутальный Машков в роли киллера. Пьющий Хабенский, спускающий жизнь в унитаз. А сервирует это мрачное и стильное блюдо Карен Оганесян. Тот самый случай, когда круто ну просто все, включая мощный саундтрек от Нино Катамадзе. А финал-то какой!

Адмирал (2008)

Этот фильм многими принято ругать. Но для меня плюсы перевешивают минусы. Хабенский в роли Колчака монументален. Безруков в роли Капеля неплох, но мало. Даже при излюбленном в своей жадности приеме создателей — порезать сериал для кинопроката, все равно вышло хорошо и крепко. Не без недостатков и недокрученности, но картина на мой взгляд все же получилась. Как бы не старалась Елизавета Боярская убедить меня в обратном.

Стиляги (2008)

А на эту картину я к счастью таки попал в кино и свои ярчайшие воспоминания об этом бережно храню. Валерий Тодоровский устроил настоящий праздник и разрыв шаблона, просто взорвав российский кинопром. Шикарный актерский состав, как старики, так и обаятельная молодежь. Блестяще поставленные номера и музыка, которая на века! Бурлеск, шик и безудержный драйв!

Тот, кто гасит свет (2008)

Российский триллер штука загадочная и многим с нахрапу не даётся. А вот Андрей Либенсон сдюжил и выдал твердый жанровый образчик, который, несмотря на слабые места, все же работает и почти без сбоев. Ну а мастерство свое Алексей Гуськов в каждом кадре демонстрирует – не умеет этот артист по-другому, хоть убей!

Горячие новости (2009)

Это российский ремейк на культовый гонконгский боевик Джонни То. И ведь вышло очень круто, даже после оригинала. Открывающая сцена перестрелки это топ! Холодный и брутальнейший Цыганов против упертого и крутого Мерзликина это топ в квадрате! А еще Гармаш в роли киллера и та еще жучка Машкова! В общем, порадовали, как ни крути!

Каникулы строгого режима (2009)

Для меня это была последняя и, наверное, самая удачная попытка сработать в жанре комедии. И пусть снова «Джентльмены удачи». И снова пусть Безруков. И опять Дюжев. Но, на мой взгляд, вышло здорово! Ирония, сочные типажи и хороший юмор. А до чего Алена Бабенко хороша!

Брестская крепость (2010)

Мне очень стыдно, что не на этот фильм я ходил в кино, а на «Сталинград» Бондарчука. Стыдно вдвойне, что и отзыв, помнится, эмоциональный писал какой «Сталинград» отличный. Но время все по местам расставило. И я тот отзыв специально не удаляю, чтобы помнить. Помнить о «Брестской крепости», которая при просмотре дома мне всю душу вывернула и на кусочки разорвала.

О чем говорят мужчины (2010)

У этой четверки киновдохновение работает через раз. «День выборов» прекрасен, «День Радио» отнюдь. «О чем говорят мужчины» волшебный, а вот продолжения мне все наперебой ругали. Ну, это все лирика. Ведь в данном случае всё реализовано отлично! Прекрасные мизансцены, обаятельные артисты и крылатые цитаты. Всё на месте и всё как надо!

Белый тигр (2012)

Тяжелое, вязкое и удушающее кинопроизведение. Режиссер Карен Шахназаров сжимает руку на горле зрителя с начальных титров и хватку не ослабляет до самого финала. Мистическая аура, талантливые и незатертые артисты (Вертков-Кищенко-Гришко), а маленьким бонусом шикарный, как всегда, Владимир Ильин. Для меня Наравне с «Брестской крепостью» одно из сильнейших и при этом нешаблонных высказываний на заданную тему.

Легенда № 17 (2012)

Вот и добрался до «ну камон, Козловского». Уверенная режиссура Николая Лебедева плюс крутой Олег Меньшиков. Хороший темп, эмоциональные моменты. По мне, так очень хорошо.

Шпион (2012)

Раз Козловский, два Козловский. Об Акунине решили вспомнить немного поздновато. Выйди фильм спустя год-два после знаменитой дилогии, то был бы кассовый мега-успех. В целом же, как залихватский шпионский роман в изящной комикс обертке этот жанровый образчик работает четко и по плану. Режиссер Алексей Андрианов в данном случае не самое сильное звено, но кашу сильно не портит. Динамично, интересно, захватывающе.

Географ глобус пропил (2013)

После прочтения превосходной книги Алексея Иванова мысли об экранизации не выходили из головы. Тот редкий случай в нашем кино, когда ждал и верил. Алексей Велединский, несмотря не слегка смазанный по сравнению с книгой финал и центровой катарсис, справился на отлично! Хабенский в роли Служкина– в точку! Александр Робак в роли Будкина – туда же! Молодежь Черных-Брик-Уколова — все как на подбор! Сцена сплава — испытание душевного равновесия на прочность! Сильное кино с хорошим послевкусием.

Территория (2014)

Для меня эта лучший на сегодняшний день российский фильм из тех, что я видел. Этапная веха, прецедентов которой не было и боюсь, если и будет, то нескоро. Александр Мельник создал воистину большое кино старой советской школы. Эпическое полотно на основе гениальной повести Олега Куваева, посвященное настоящим героям своей эпохи. Это кино о тех, кто творил историю и поднимал тогда еще Советский Союз. О людях, которые искренне верили и покоряли. И пусть, некоторые сюжетные ветки чуть короче, чем в книге. Это все мелочи. Книга есть книга, а фильм есть фильм. В кадре блестящий актерский состав во главе с высеченным в граните Константином Лавроненко. Для меня, простите за пафос, великое кино.

Экипаж (2016)

Год российского кино выкатил на суд зрителей целый ворох картин, выполнив план по количеству на пятилетку вперед. После «Легенды № 17» Лебедев пошел в гору и выдал, на мой взгляд, крутой фильм-катастрофу на основе советской ленты Александра Митты. Да, ничего нового. Да, по шаблону. Но кино работает, бьет по эмоциям и прошибает на слезу. Артисты прекрасны, динамика и темп на пять. Мне более чем достаточно.

Вместо ролика пусть будет «два дюжих молодца» у Урганта.

Дуэлянт (2016)

Очень ждал эту картину после первого трейлера. У меня нет никаких сомнений в мастерстве режиссера по созданию антуража и интересной истории. Машков-Фёдоров филигранны. Съёмки, стиль, декорации, игра со светом и жёсткость. Граф Монте-Кристо по-новому.

Время первых (2017)

Почти конец списка. Романтика, эмоции, динамика и крепкое трио Миронов-Хабенский-Ильин. Отличная история о советской космонавтике. От сцены в гостинице комок в горле.

Движение вверх (2017)

Завершаюсь. От сольного спортивного фильма к командной игре. Этот фильм по традиции принято пинать ногами, а для меня это эмоциональная история, которая взяла за живое. Молодые артисты справились на отлично, а Машков снова на высоте. Крепкая режиссура и душевность.

 

Источник

Читайте также