В этой статье я хочу познакомить читателей DTF с рабочими буднями театрального звукорежиссера. Проекты/спектакли, в которых я принимал участие, проходили в 2018‑2019 г. Таким образом данной статьей я подвожу итог собственному прошедшему году и проливаю свет на некоторые творческие и технические аспекты театральной работы. Надеюсь, что для людей, не интересующихся театром, этот текст (и прикрепленные к нему материалы) тоже будет интересен и, быть может, послужит тригером для первого знакомства.
Оглавление
«Кроткая» или звук тишины
«Кроткая» — повесть Фёдора Михайловича Достоевского — одно из последних произведений писателя. Повесть рассказывает о закладчике, который женится на молодой девушке. Их совместная жизнь не складывается из-за тяжелого характера главного героя, и девушка заканчивает жизнь самоубийством.
Это самый интересный материал из всего над чем я когда-либо работал, и мой любимый спектакль. Психологизм и глубина произведения мне очень близка, и во время репетиций я много раз перечитывал повесть, каждый раз находя для себя что-то новое. Но мы здесь для того, что бы поговорить о звуке, поэтому начнем с него.
К работе я стараюсь готовиться заранее, поэтому часто донимаю режиссера расспросами, вытягивая по крупицам информацию, за которую можно было бы зацепиться, так и в этот раз я начал терроризировать Диму (режиссера спектакля) задолго до начала репетиций. В какой-то момент он сообщил мне, что в спектакле будет использоваться музыка Олега Каравайчука. Мне нужно было послушать его и выбрать что нибудь из того, что мне понравится.
Далекие от классической музыки люди, к каким отношусь я, могут охарактеризовать сольные альбомы этого композитора как «авангардную дичь на фортепьяно». Но судьба этого человека тесно переплетена с нашим будущим спектаклем, поэтому я изучил его работы обстоятельно и выбрал несколько вещей, каждая из которых затем попала в итоговый спектакль.
- Напряженная и цикличная Pagina XI как лейтмотив спектакля
- Мелодичный вальс Pagina I как символ снятия напряжения
- Своеобразный сумасшедший кавер на Prelude in C major из ХТК Баха под названием Аве. Прелюдия как кульминационная вещь
- Вальс Аврора, которая играет во время поклона и трейлера спектакля
Ритм
У меня есть мечта: «спектакль в сетке». Под сеткой я подразумеваю сетку Ableton, то есть что бы весь спектакль от начала и до конца был подчинен единому темпоритму и все, что происходит на сцене, в звуке и свете, все было бы четко в такт.
Скажу честно, в «Кроткой» это получилось только отчасти, но не потому, что я не смог это реализовать, а потому, что режиссер как-то раз попробовал объяснить мне суть главного героя «Кроткой».
Тут я начал представлять себе это пространство и то, как оно могло бы звучать. Если в комнате ничего нет, то единственное, что могло бы звучать — это приглушенные звуки внешнего мира, доносящиеся из за стены. Вооружившись этой идеей и желанием все ритмизировать, я набросал демку. Состояла она из музыки Каравайчука, тиканья часов, и звуков извне: ритмизованных шумовых вещей, стуков, шорохов, шагов за стенами. Демку эту отвергли, и поделом. В итоге все было похоже скорее на мультик Диснея, чем на оформление для спектакля. Суть же моей ошибки, была в том, что я не сразу понял идею режиссера — дело не в том, чтобы заполнить пустоту звуками, а в том, чтобы отсутствием звуков пустоту подчеркнуть.
Если спросить человека: «как бы могла звучать тишина», наверняка, 90% людей сказали бы, что тишина звучит как тиканье часов. Без сомнения, звук часов один из самых заезженных и банальных решений, но я считаю что для этого спектакля эти часы необходимы как воздух по двум причинам: громкость и ритм.
Для меня важно было найти такой уровень громкости часов, чтобы слышно их было только при полной тишине. При этом нужно чтобы звук всегда находился в одной точке, как и реальные часы. Поэтому никакого стерео. Что же касается ритма, часы сами по себе ритмичны, а вот музыка Каравайчука — нет, поэтому надо было ее «исправить».
Результата же я хотел добиться такого, чтоб казалось, что музыка не прекращается ни на секунду, даже тогда, когда по факту ее нет. Тема Pagina I каждый раз возникает из пустоты, вторя такт в такт часам, и когда она обрывается, часы продолжают ее безмолвное звучание.
Провокация
Прежде чем мы перейдем к шумам, нужно сказать пару слов о спектакле и репетиционном процессе. В случае с «Кроткой», процесс важнее чем результат, так как спектакль создавался буквально на ходу. Пьесы никогда не было, за основу брался исходный текст Достоевского, поэтому репетиционный процесс строился по принципу этюдов. Это когда актеры импровизируют в заданных режиссером рамках, из таких этюдов и состоит «Кроткая», настоящий театр.
Между репетициями мы с актерами и режиссером много разговаривали, разбирались в характерах и мотивациях, затем опять пробовали. В этом процессе родилась концепция, в которой Он (закладчик) должен четко следовать канве истории и своему безмолвному характеру, а Она (жена) должна постоянно неожиданно провоцировать его на контакт и пытаться вывести из равновесия. Эти провокации породили множество неповторимых моментов как во время репетиции, так и во время спектакля.
Например, однажды с 6 этажа театра вылетела деревянная шкатулка, это было частью провокации, в другой раз режиссер попросил актера пробежать по лестнице 6 этажей перед входом в сцену, для того чтобы поймать дыхание которое должно быть у персонажа в сцене. А самый забавный случай получился когда режиссер попросил актера напугать свою партнершу во время напряженного момента, о чем партнерша, разумеется, не догадывалась. Ее реакция на эту неожиданность, вплоть до мельчайшего жеста, попала в спектакль.
Звуковая подлинность
Декорация спектакля представляет из себя пустую комнату, в которой есть только два ломберных стола и кровать, по краям этой комнаты расположены окна, одно из которых постоянно открывается. Поскольку на протяжении всего спектакля на сцене главенствует гнетущая тишина и напряженность, окно в произведении играет важную роль, оно впускает воздух и сбрасывает накопившееся напряжение. Когда мы репетировали, имитировать этот «сброс» не было необходимости, окно шестого этажа театра выходит на Ельцин центр и каждое его открытие впускало внешний мир в наше изолированное пространство.
Однажды мы заметили очень интересный шум, который получался из-за нескольких сквозняков и прохождения потоков воздуха через щели закрытых дверей. Этот шум я и решил записать для спектакля.
По моему личному убеждению — любая условность в театре негативно сказывается на имерсивности, в звуке же условности обусловлены тем, что есть театральная акустика, и как музыка, так и шумовые вещи воспроизводятся через нее. Но поскольку мы стремимся к достоверности, то звук из окна должен звучать из окна. Поэтому за окном я расположил активную колонку, не видимую для зрителя, но четко локализующуюся как звук из окна.
Еще один шумовой эффект спектакля придумал В.А. Кравцев, художник-постановщик спектакля. Ему хотелось чтобы стекло вибрировало, дрожало, как бы от ветра. Для реализации этой идеи я применил одну хитрость. Дрожание стекла в оконной раме я создал при помощи низкочастотного тона, нашел резонанс, на котором вибрирует стекло, и записал результат. Сам тон же из записи можно затем вырезать эквалайзером. Звук дрожания, как и звук ветра, я поместил в вышеупомянутую колонку.
Достоверного звучания можно достичь тогда, когда звук предмета во-первых, локализуется там, где этот предмет находится, и во-вторых, когда сама запись снята с конкретно этого предмета. Таким образом, постоянно открывающееся и закрывающееся окно, с его дрожащими стеклами, не заставляет усомниться в подлинности звука тогда, когда звук уже идет не от предмета, а из колонки.
В целом, спектакль получился отличный и хорошо был принят как зрителями, так и критиками. Вести этот спектакль одно удовольствие, потому что ты никогда до конца не знаешь что произойдет дальше, несмотря на то, что смотришь это уже в тысячный раз, и все это благодаря актерам, для которых этот спектакль как родной, и работают они на нем на 100%, рождая на сцене настоящую магию театра.
«Стыд» или спектакль на коленке.
«Skammen» или «Стыд» — фильм шведского режиссера Ингмара Бергмана, снятый в 1968 году, и рассказывающий о супружеской паре Евы и Яна Русенбергов, которых судьба занесла в круговорот событий, вызванных страшной войной. Сценарий этого фильма, написанный самим Бергманом, лег в основу спектакля-читки, показанного в рамках выставки, подготовленной к 100-летию режиссера. Актеры читают текст с листа, декораций — минимум, времени на подготовку — пара дней. С такого вот материала и начался мой рабочий год, о котором я и хочу вам рассказать.
Задумка у режиссера была такая — все, что в обычном спектакле должны были делать актеры, свет, декорация, действие, в нашем эскизе должен был делать звук.
Эва и Ян Русенберги сидят за большим деревянным столом, а перед ними стоит старое радио, из которого доносятся отзвуки реальной жизни, в которой бушует военный конфликт. Голоса людей, с которыми встречаются и разговаривают супруги, также доносятся из радио. Таким образом, звуковое сопровождение условно поделено на несколько слоев. В первом находятся шумовые картины/локации, в которых происходят действия. В другом находятся голоса собеседников Евы и Яна, которые звучат как-будто это сигнал бедствия издалека: прерывистые, грязные, с помехами.
Я довольно долго не мог решить, что же написать об этом спектакле. Дело в том, что делался он буквально за 2-3 вечера. За это время мы успели записать всех участников пьесы, смонтировать их, собрать проект, шумы, декорации, и даже один-два раза отрепетировать взаимодействие актеров со звуком. В этом спектакле нет хитрого саунд дизайна или проработанной музыки, весь звук идет через бытовую JBL Charge 3, спрятанную в пустом радио. Однако, несмотря на все эти моменты, именно эта работа для меня самая целостная из всех, над которыми я работал.
Спектакль показали всего два раза в рамках выставки к 100-летию Ингмара Бергмана. Может быть, когда-нибудь мы сделаем его вновь, но уже полноценный спектакль, а до тех пор он ждет своего часа у меня на жестком диске в архивах.