Между тем, среди всего этого многообразного контента начинают теряться произведения, которые, по моему мнению, действительно заслуживают внимания. Дабы представить свою точку зрения, было принято решение создать цикл публикаций о наиболее значимых композициях в игровой индустрии.
Я неспроста начну с игры, разработанной в России в студии Ice Pick Lodge. Именно эта студия и её руководитель Николай Дыбовский относятся к играм как к новому виду искусства. Ice Pick Lodge — это команда энтузиастов, которые не склонны воспринимать игры исключительно как коммерческий продукт и понимают задачи игровой индустрии значительно шире. Подобный подход безусловно отражается на результате, в частности, на саундтреках. Под катом подробно о создании музыки к оригинальной игре “Мор. Утопия” (Pathologic) и её современному переосмыслению “Мор” (Pathologic 2 — релиз ожидается в 2018-м году).
Пара слов о “Мор. Утопия ”
Первый или, как принято говорить, оригинальный “Мор” вышел в далёком 2005-м году и сразу завоевал репутацию уникальной игры. Несмотря на огрехи в анимации и примитивную даже для того времени графику, игровой сюжет смог увлечь многих, а игра получила множество наград. Жанр с трудом определялся как симулятор жизни (а если точнее, выживания) с элементами классического экшена и внушительной квестовой составляющей.
Сюжет игры разворачивался в небольшом степном городке, населению которого грозит вымирание от неизлечимой болезни. От играющего требуется выжить в условиях степной эпидемии и попытаться изменить ход событий. Появившийся значительно позже Fallout 3 будет очень напоминать первый “Мор” развитым квестовым элементом в сочетании с экшн составляющей (хотя, бесспорно, жанры отличаются).
Все кто оценивал игру в далеких 2005-м — 2006-м годах отмечали качественно проработанное атмосферное игровое пространство. Погружение пользователя в созданную разработчиками реальность во многом удавалось благодаря музыке. Композитором игры стал Андриеш Гандрабур.
В 2014-м году студией было заявлено о разработке глубокого ремейка “Мора” на основе старого сюжета. Саундтрек для новой игры был написан фолк коллективом Theodor Bastard и штатным композитором ледорубов Василием Кашниковым, более известным как Mushroomer. В 2016-м году в качестве демо-версии появился своеобразный приквел “Мор.Утопия. У мраморного гнезда”. Выпуск полноценной игры намечен на 2018-й год.
Воля случая или как появился саундтрек первого “Мора”
В 2004-м году, когда при разработке первой игры остро встала необходимость музыкального сопровождения, Николай Дыбовский и Айрат Закиров начали поиск композитора, который им подойдет и сможет реализовать нужную атмосферу для уникального симулятора выживания. В тот же момент Андрей (Андриеш) Гандрабур — композитор, dj (в хорошем смысле этого слова) узнает от своего друга Федора Воскресенского из фолк-коллектива Tinta, о том, что студия с очень необычным проектом ищет композитора. Так начинается сотрудничество молодого композитора и амбициозных разработчиков. Следует отметить, что найденный по сарафанному радио композитор полностью оправдал надежды ледорубов.
Андрей (Андриеш) Гандрабур (фото вк)
Познакомившись, “святая” троица из концептуалиста, композитора и девелопера начинает работу. Как это было распространено в начале нулевых, материал записывается в условиях, максимально приближенных к боевым, в так называемой домашней студии. Фактически из хардерного оборудования использовались только два активных монитора Yamaha MSP5, 4-х октавная миди-клавиатура Evolution, аудио-карты Audigy 2, PC среднестатистической конфигурации и наушники AKG K271. Всё остальное — это популярный в то время Reason и виртуальные синты.
Основная тема
Начиная сотрудничество с композитором, Дыбовский и Ко поставили Гандрабуру жесткое ограничение на использование “нарочито электронных звуков”, что серьезно затрудняло его работу. В одном из интервью Андриеш отметил, что конечный результат был плодом тяжелой и не всегда гладкой работы, а также, что взаимопонимание между ним и Дыбовским относительно музыки было достигнуто далеко не сразу.
Дыбовский лично занимался селекцией (фильтрацией) композиций, что было важно, так как они являлись авторами концепции и лучше чем кто-либо представляли себе подходит та или иная композиция к сцене или нет. Технической частью занимался Айрат Закиров, благодаря его усилиям каждый район в городе, каждый дом, степь, а также отдельные сюжетные сцены озвучены соответствующими треками.
Айрат Закиров
Перед началом агрессивных действий музыка меняется (становится тревожной, ритмичной), выступая фактором, создающим своеобразное напряжение. Для 2005-го года подобный подход, можно считать передовым. Важно отметить, что музыка в игре менялась без изменения ритма и один трек плавно переходил в другой. Это достижение также следует записать на счет Закирова и Гандрабура.
Описывать стилистику музыки, созданной Гандрабуром, бессмысленно, можно лишь отметить влияние таких стилей как trip-hop, drum`n`base, ambient, folk, ethno.
Описывать сложно, лучше слушать, а ещё лучше играть:
Известно, что саундтрек оригинального “Мор. Утопия” никогда не выпускался как самостоятельный релиз. Также можно отметить, что игра создавалось в то чудесное время, когда можно было не оформлять договора на передачу авторских прав. Насколько мне известно, саундрек по сей день принадлежит создателю, ни ледорубы, ни издатель первого “Мора”, “Бука” не являются правообладателем, а Андриеш достаточно спокойно относится к копированию и публикации этих произведений.
К слову, в кампании по сбору средств на современный ремейк игры была также использована музыка Андриеша Гандрабура.
Атмосфера переосмысленной эпидемии
В отличии от оригинала, саундтрек для ремейка (ну или нового взгляда на старую историю) “Мора” создавался людьми, к которым долго присматривались. По словам штатного композитора и саунд-дизайнера ледорубов Василия (Mushroomer`а) Кашникова, он впечатлился Theodor Bastard ещё в середине нулевых и с тех пор его периодически посещала мысль привлечь коллектив к деятельности Ice-Pick Lodge.
Mushroomer
Кроме того, на форуме студии появлялись сообщения о том, что творчество группы странным образом коррелирует с проектами ледорубов.
Также известно, что ещё во время разработки оригинальной игры Николай Дыбовский вдохновлялся работами Theodor Bastard, в частности, клипом на песню «Пустота».
Когда пришло время “переосмысления” на базе старого доброго сценария или, попросту, основательного и глубокого ремейка (меняется всё, начиная от эстетики, пользовательского интерфейса, динамических особенностей и заканчивая внушительной частью игровой механики), ледорубы вспомнили про Theodor Bastard, а те в свою очередь дали согласие.
В отличие от композитора первого мора Theodor Bastard получили полную творческую свободу без каких-либо ограничений. Одной из первых в свободном доступе появилась композиция The Temple Of Lost Childhood, которая, судя из названия, будет звучать в локации “Многогранник”. Трек был опубликован в 2016-м году в финале демоверсии “Мор. Утопия. У мраморного гнезда”, а также в трейлере для этого демо.
Оригинальный трек
Трейлер, в котором звучит композиция
Композиция даёт представление об использованных выразительных средствах и позволяет говорить о том, что Theodor Bastard и Ice Pick Lodge стали очень органичным тандемом. при записи альбома использованы как электронные, так и живые инструменты, некоторые из которых Федор Сволочь сделал самостоятельно. Тягучий женский вокал также органично вписался в созданную ледорубами вселенную.
Theodor Bastard — Mourning Of The Gone
Естественно, не обошлось и без мистического многоголосия, наводящей ужас.
Theodor Bastard — Disappearing (Pathologic 2 OST)
В качестве результата плодотворной и достаточно длительной совместной работы Theodor Bastard представили треки для новой игры в ost-альбоме с предсказуемым названием Utopia. Основатель и композитор проекта, известный под псевдонимом Фёдор Сволочь, даже рискнул нескромно назвать «Utopia» альбомом, открывающим новое музыкальное направление.
Альбом Theodor Bastard — Utopia
Так или иначе, альбом очень впечатляющий, цельный, как всегда у этого коллектива. Theodor Bastard представили колоритный, самобытный, качественно записанный и детально проработанный в композиционном и гармоническом отношении материал. При этом всём, по моему субъективному мнению, он замечательно передаёт настроение игры и способен погрузить слушателя в нужную атмосферу.
Я не умаляю заслуг композитора Андриеша Гандрабура, произведения которого органично вписались в оригинальную игру и во многом создали её настроение. Однако их скорее можно назвать музыкальным сопровождением, так как они в известной степени остались незавершенными. То, что создано Theodor Bastard для новой игры, напротив, представляет собой полноценные и завершенные произведения. Интересно, что несмотря на существенную разницу в стилистике, их можно вполне органично сочетать в одном плейлисте. А это, в свою очередь, говорит о своего рода преемственности.
Финал
Вкусовые пристрастия — дело глубоко личное, но, по моему твердому убеждению, творческий подход к созданию игры всегда предполагает качественный саундтрек. Не исключено, что не все смогут понять или принять стилистику, в которой работали создатели саундтреков к оригинальной игре и ремейку, но, между тем, именно музыка была одним из тех факторов, благодаря которым эта игра стала культовой.
Опыт Дыбовского и его студии показывает, что игра и отдельные её составляющие действительно могут быть подлинным произведением искусства. Я понимаю, что многими такие игры воспринимаются исключительно как ненужный артхаус или сложный для понимания сюр, но развитие индустрии, да и расширение границ самого явления, напрямую связано именно с этим подходом. Более того, именно на примере концептуальных игр можно увидеть насколько важен для игрового процесса такой элемент как музыка.
Джинса
В нашем каталоге представлен широкий ассортимент наушников и других товаров для геймеров. Кроме того, мы предлагаем множество позиций для профессиональных музыкантов, композиторов и звукооператоров
Источник