Самые страшные фильмы из детства | ТОП 10 фильмов ужасов, на которых я вырос

Видео + текстовая версия

Природный цикл близится к своему логическому завершению, дни становятся всё короче, ночи — всё длиннее, а свежий воздух — всё морознее. В последние дни ноября мы провожаем очередную осень, и так уж сложилось, что именно этот сезон наиболее активно пробуждает во мне воспоминания о давно минувшей юности и вещах тесно с ней связанных, поэтому я решил проводить её по-особенному. Конечно, хэллоуин уже далеко позади, да и 13-й пятницы пока не намечается, и всё-таки осень – это время ностальгии, и я считаю, что вспомнить старый добрый хоррор никогда не поздно и не рано, а потому спешу поделиться с вами частицей своего детства, элементом того, что сформировало меня как личность и наградило целым ворохом страхов и комплексов. В этом посте я поведаю вам о фильмах ужасов, на которых я вырос, и которые до сих пор не только вызывают у меня чувство ностальгии, но и всё ещё способны нагнать жути и заставить понервничать. В общем, расчехляйте свои слёзные железы, смазывайте кирпичные заводы и наслаждайтесь…

ДИСКЛЕЙМЕР

Внимание! Скорее всего в этом посте вы не найдёте один или более ваших любимых фильмов ужасов. Это не топ «лучших» представителей жанра, в нём содержатся лишь те фильмы, с которых в детстве ссался сам автор поста.

«В космосе никто не услышит твой крик»

Самые страшные фильмы из детства | ТОП 10 фильмов ужасов, на которых я вырос

Открывает мой скромный топ «Чужой» 1979-го года. Фильм этот несмотря на свой почтенный возраст до сих пор помнят и любят многие, да и как этот шедевр вообще можно забыть! Именно в работе над ним дуэт одного уникального художника прошлого столетия и весьма выдающегося (по крайней мере в его былые годы) режиссёра – Ханса Руди Гигера и Ридли Скотта – объединив невероятную фантазию первого и бесспорный талант второго, создали образ самой узнаваемой и одной из популярнейших инопланетных тварей за всю историю кино и искусства вообще.

Я знаю, что все вы наверняка помните сюжет фильма «Чужой», и обычно пересказ известной каждому истории дается мне с большой неохотой, но «Alien» – случай особенный, поэтому позвольте сделать себе приятное и коротко напомнить вам затравочку фильма. Итак, перед нами далекое будущее. Одиноко плывущий по мертвому пространству грузовой корабль «Ностромо» внезапно получает сигнал с отсутствующего на звездной карте планетоида. Корабль следуя инструкции пробуждает членов экипажа из криосна, а те, в свою очередь после недолгих споров, решают обследовать источник сигнала, ибо кому-то могла быть нужна помощь, ну или человечество в кои то веки обнаружило разумную внеземную жизнь. На планете команда находит огромный, доселе невиданный корабль потерпевший крушение, и он явно был построен не руками homo sapiens. Там же герои находят и омерзительного вида яйца, одно из которых выплёвывает в лицо Джону Хёрту лицехвата и группе немедленно приходится эвакуироваться обратно на корабль. И так на «Ностромо» попадает инопланетный организм, который вскоре превращается в идеальную биологическую машину для убийства, противостоять которой будет молодая и довольно сексапильная для того времени мазель по имени Элен Рипли (Сигурни Уивер).

До сих пор, когда я пересматриваю картину Скотта ’79-го года, меня больше всего удивляет насколько детально авторы поработали над дизайном корабля Жокеев, не спроста ведь львиная доля бюджета ушла именно на декорации. В общем каким бы старым ни был «Чужой» он до сих пор способен восхищать.

«The Ultimate Experience In Grueling Terror»

Следующий шедевр моего топа – это «Зловещие мертвецы» Сэма Рейми, вышедший 1981-м. Вообще я начал своё знакомство с трилогией о похождениях простого продавца отдела бытовой техники по имени Эш с третьего фильма, на который случайно наткнулся ночью в деревне, щёлкая телеканалы. И чего уж сказать, этот фильм стал одним из моих любимейших фильмов вообще, и разумеется, мне немедленно приспичило ознакомиться и с предыдущими частями, но и после этого «Армия тьмы» осталась для меня лучшей в трилогии. И всё-таки она больше была комедией нежели хоррором, а вот оригинал был чистокровным фильмом ужасов…

Пятеро молодых друзей в поисках местечка для своего молодёжного кутежа едут куда глаза глядят, в определённый момент совершают «поворот не туда» и оказываются в глухом лесу, где, впрочем, обнаруживается старая хижина. Не бог весть что, но под пивко сойдёт – решили они и расположились внутри на ночлег. Напомню, что ребята молодые, а значит свои шаловливые ручонки в штанах друг у дружки они удержать были не в силах, поэтому они вскрывают погреб, ожидая найти там вкуснейший бабушкин компот, но вместо него находят под полой древнюю книгу, написанную безумным арабом Абдулом Альхазредом… ну вы поняли. Там же они находят и аудиозапись, оставленную археологом, оную книгу и откопавшим. И вот, когда после долгого и нудного рассказа о своей находке автор записи зачитывает заклинание из книги, начинается самое интересное: охваченные похотью деревья насилуют одну из девиц, возникшие из ниоткуда демоны дэдайты начинают терроризировать и вселяться в остальных, а доблестный Брюс Кэмпбэлл пытается спасти друзей и выбраться из этого проклятого места.

Конечно, сейчас все знают Эша по сериалу, который, конечно, не плох, но он и рядом не стоит с первыми тремя фильмами, и если вы не смотрели их, то вы не знаете настоящего Эша!

«The ultimate in alien terror»

От окололавкрафтовской демонологии и выживания молодёжи вдали от цивилизации вернёмся к ужасу космическому — «Нечто» Джона Карпентера 1982-го. Вряд ли найдётся человек, который ничего о нём не слышал, всё-таки стыдно должно быть не знать о классике. Давайте я коротко пробегусь по сюжету…

Несколько тысяч лет назад в Антарктиде совершил жёсткую посадку инопланетный космический корабль, после чего он оказался замурован под километровой толщей льда до тех пор, пока его не откопали учёные-полярники. Они пробурили лёд, достали оттуда замороженное тело и дальше… чёрт его знает, что сотворилось на норвежской станции (приквел 2011-го я в счёт не беру). Герои фильма 1982 года – полярники с американской базы, — обнаруживают то, что осталось от базы норвежцев, а вскоре зловещее Нечто из другого мира (кстати, так называлась первая экранизация рассказа Джона Кэмпбелла «Кто идёт?») перебирается и к ним, тогда-то и начинается «веселье».

Главным, что пугало в фильме, была не сама инопланетная тварь, а то, что этой тварью мог оказаться любой. Пришелец внедрялся в организм человека, и кстати, не только человека, начинал ассимилировать его клетки, до поры до времени сохраняя земную оболочку, чтобы потом внезапно, со стоном, хлюпаньем и потоками жидких выделений расплескаться по всему помещению и заразить застигнутых врасплох полярников. Не знаю, как у вас, но даже сейчас глядя на этих отвратительных жутких тварей, у меня пробегают по спине мурашки. Ведь есть что-то в этих резиновых куклах, в отличие от современных графонистых милашек! Ну и как тут не упомянуть бородатого Курта Рассела (исполнил роль R.J. МакРиди), которого я полюбил именно после этого фильма. Двигаемся дальше.

«Его зовут Фредди. Фредди Крюгер»

Стоит ли говорить, почему «Кошмар на улице Вязов» 1984 стал для меня в детстве воплощением ужаса?

Страшный дядька с обгорешим лицом в перчатке с острыми как бритва когтями приходит к тебе во сне и говорит — «Иди к Фредди…». И этот современный Морфей настолько ловко манипулирует снами, что тебе кажется будто всё происходит наяву, по крайней мере поначалу… Ну а потом, даже если ты и понимаешь, что всё происходящее – сон, проснуться ты уже не сможешь… скорее всего никогда, ведь всё, что Фредди сделает с тобой во сне – случится с тобой и наяву. Но маньяку в полосатом свитере и шляпке недостаточно, чтобы ты испытывал лишь физические страдания, он достаёт из твоего подсознания твои самые страшные фобии и воплощает их в твоих снах, дабы насладиться твоей паникой и животным ужасом. Вот и попробуйте после такого спокойно ложиться спать и, выглядывая из под одеяла, смотреть как приоткрывается дверь шкафа… Но вернёмся к самому фильму.

В общем-то всё что я перечислил, случилось с группой ребят, которые жили на Elm’s street. Все они в какой-то момент начали видеть сны о странном человеке с обожжённым лицом, но до поры до времени малыш Фредди их только пугал, пока детишки не решили обсудить свои сны все вместе, и тогда Крюгер наконец-то взялся за дело. Самым страшным было то, что этому злодею, казалось, невозможно было противостоять, невозможно предотвратить свою гибель, потому что где бы ты не заснул – дома в своей постели, в школе на уроке, в ванной, или сидя на толчке — ОН придёт за тобой, а ведь всем нам нужен сон, без которого всё равно умрёшь, или впадёшь в кому и вот тогда-то Фредди наиграется с тобой вдоволь…

Я не буду перечислять всех прелестей культового фильма Уэйса Крейвена, благодаря которым «Кошмар на улице Вязов» до сих пор остаётся вполне смотрибельным и может наградить вас лишней фобией и обеспечить парой-другой бессонных ночей.

«Something went wrong in the lab today… something very wrong…»

Кто-то варит в гараже металл, кто-то мет, кто-то самогон, а вот главный герой фильма «Муха» 86-го года, молодой талантливый учёный Сет Брандл, сварганил целую телепортационную установку, чисто ради научного интереса. Телепорт разбирал объекты на молекулярном уровне в одной камере и собирал их обратно в другой, и таким образом Сет мог не только не ходить далеко за пивом, но и закадрить симпатичную журналистку, перенеся в пространстве её чулок. Но на неодушевлённых предметах учёный не остановился. Он сумел запрограммировать установку так, чтобы через неё могла пройти и органика, а затем по пьяни сам влез в телепорт. Когда он очутился на другой стороне Сет почувствовал себя сильнее, выносливее, быстрее, а главное – никакого похмелья! Однако со временем стали проявляться и некоторые побочные эффекты в виде нереальной тяги к сладкому, чрезмерная любвеобильность, выпадение зубов и ногтей, что повлекло за собой полное телесное «преображение» Брандла и превращение его в настоящее чудовище. И причина была вовсе не в сбое работы аппаратуры, не в немыслимом зле, ожидавшим человека за границей портала, а всего лишь в маленьком насекомом, которое залетело в телепорт одновременно с Сетом.

Не знаю, как вам, но мне эта история в своё время дико понравилась и по-настоящему напугала. Причём не столько пугало то существо, которым в итоге обратился учёный, а сам процесс превращения, когда человеческие черты постепенно уступали чертам мухи… ух… как вспомню, так мурашки пробирают. А про первую попытку телепортации бабуина, которая травмировала мою детсткую психику, я вообще молчу. Фильм даже получил Оскар за лучший грим, что на мой взгляд было абсолютно заслуженно. В общем этот сюжет можно смело добавлять в копилку историй о самых страшных результатах телепортации, а сам фильм – на полку с бесспорной классикой ужасов. Только, предупреждаю тех, кто ещё не смотрел, но собирается: уберите еду подальше…

«Приходилось ли вам жить в романе ужасов?»

«В пасти Безумия» 1994-го — пожалуй самый достойный представитель кинематографа из разряда «по мотивам Лавкрафта». Этот фильм не берёт за основу какой-либо рассказ Говарда Филлипса, однако имеет с ними много параллелей и отсылок, но что самое главное, он перенял из них самый дух, атмосферу и даже некоторые повествовательные приёмы.

Сюжет фильма преподносится как рассказ узника психиатрической лечебницы, посвящённый тому, как он собственно до своего нынешнего положения докатился. Человек этот – работник книжного издательства из отдела страховки по имени Джон Трент. Как-то раз его направили разыскать пропавшего писателя Саттера Кейна, который нёс золотые яйца для издательства, производя на свет бестселлеры один за другим. Писал Кейн, разумеется, ужасы, причём книги его были не просто развлечением на досуге, но могли и влиять на человеческую психику, сводя с ума ментально чувствительных и нестабильных людей. А кое-кто даже считал, что всё написанное им воплощалось в жизнь… Джон отправляется в один старый городок в Новой Англии, где должен был находиться Кейн, но прежде чем добраться до писателя, занятого своей последней, завершающей серию ужасов книгой, главный герой сталкивается с тем самым ожившим кошмаром из романов своего клиента. Трент до последнего отказывался верить в то что происходит, в то, что он видит, считая, что всё это подстроено, и его пытаются разыграть, пока в конце концов не оказывается глубоко в Пасти Безумия…

У этого фильма очень нетривиальная концовка, по крайней мере таковой она мне казалась в те времена, и эта концовка пропитана безумием не меньше, чем вся остальная часть фильма, чем все рассказы Лавкрафта. Я смотрел далеко не все фильмы Джона Карпентера, однако «В пасти безумия» в моих глазах в очередной раз утвердила за ним звание подлинного мастера ужасов…

«How far can Too Far go?»

Честно признаюсь, в детстве я ни разу не смог посмотреть «От заката до рассвета» 1995 полностью, настолько этот фильм меня пугал своими вурдалаками. Относить его к ужасам было бы не совсем корректно: большая его часть — это чисто родриговский боевик, а оставшаяся, пусть и изобилует страшными мордами кровососов, вряд ли могла напугать взрослого адекватного человека, хотя, быть может, и заставила бы понервничать. Но этот топ ведь про то, чего я боялся в детстве, а без культового произведения Роберта Родригеса, здесь никак не может обойтись.

По сюжету двое братьев вне закона после побега из тюрьмы одного из них, грабежа и нескольких убийств, пытаются свалить в Мексику, пока идущие по следам копы их не настигли. Они захватывают семейный фургончик вместе с его обитателями, чтобы использовать их в качестве прикрытия, и пересекают границу. Далее они должны были встретиться со своими подельниками в одном злачном заведении, где вонючие байкеры и дальнобойщики отпускают матюки и меряются своими перочинными ножами, а мексиканские блудницы сомнительной красоты исполняют горячие танцы в негляже. Но местные постояльцы не любили фильмы Квентина Тарантино и заранее возненавидели Джорджа Клуни за «Бэтмена и Робина», а потому накинулись на братьев и тут же получили по щам. А на пролитую кровушку сразу же слетелись вампиры, коих оказалось здесь целый стрип-бар…

И, собственно, с этого момента «От заката до рассвета» из простого боевика превращается в хоррор-боевик. В этом фильме было хорошо всё – и история, и экшн, и саундтрек, и актёры, но вот ужасы сыграли здесь лишь роль фона. Стоит ли за это его ругать? Однозначно нет. Как не стоило и ругать мелкого меня, за то, что он сложил от этого фильма пару кирпичиков…

«Будь осторожен в своих желаниях»

Если вы считаете, что хуже джинна, чем Уилл Смит быть в мире не может, то вы очень ошибаетесь. Пролог фильма «Исполнитель желаний» 1997-го года переносит нас ко двору персидского царя XII в., который решил загадать 3 своих желания одному чертовски хитроумному джину. Царь захотел узреть диковинных чудес, в итоге с его придворными начала твориться невероятная чудесная дичь. Джин предлагает царю исполнить ещё несколько желаний, жаждя натворить больше злодейств и насладиться мучениями смертных, но тут возникает придворный маг и не даёт хозяину загадать новое желание. Колдун запечатывает джинна в волшебный опал и замуровывает его в статую Ахура Мазды и… дело благополучно переносится в наши дни, когда один рукожопый работник роняет свежераскопанную древнюю статую, та разбивается на куски и оголяет тот самый драгоценный опал, который тут же прикарманивает другой рабочий, ну а дальше сами знаете: джинн пробуждается и начинает отрываться на чужих желаниях, на что было с одной стороны смотреть забавно, ведь интересно же, как наш Джинни обратит их желания против них самих, но с другой стороны становилось жутко от того, какая судьба постигала этих людей и их близких.

Неужели джин по доброте душевной раздаёт халяву? Конечно нет, в «Исполнителе желаний» этот адский меценат представляет собой Дьявола, который взамен на желание забирает душу. А души нужны ему, чтобы впустить в мир людей своих братьев из некоего параллельного измерения. Но прежде, чем сделать это, джин должен исполнить три желания человека, который оживил его – девушки по имени Алекс, однако она не спешила поделиться с чёртом своими хотелками, а потому она становится для джинна главным препятствием.

Основной вывод, который можно было сделать после просмотра этого фильма, учтиво подсказан главным слоганом фильма (который я вынес в заголовок), ну и, конечно, что не стоит доверять свои желания подозрительным чертям. А вот посмотреть на то, как люди за свой эгоизм расплачиваются в кино – всегда приятно.

«Бескрайний космос. Беспредельный ужас»

«Сквозь горизонт» 1997-го года… один из самых недооценённых, и по мне так один из лучших научно-фантастических фильмов ужасов. Действие происходит в недалёком будущем, а точнее в 2047 году. В попытках отыскать быстрый способ перемещения по пространству к отдалённым космическим объектам люди изобретают корабль нового образца, способный двигаться со сверхсветовой скоростью. Однако, после запуска, судно, названное «Горизонт Событий» пропадает без вести, и лишь через 7 лет внезапно появляется на орбите Нептуна, посылая сигнал о помощи. К нему направляют спасательную экспедицию, которая, прибыв на место, обнаруживает что весь экипаж пропал, оставив после себя лишь мокрое место, и один изуродованный труп. Конечно, оставлять такое судно было верхом расточительства, а потому спасатели чинят корабль и запускают двигатель. И с этого момента тот кошмар, что извел экипаж «Горизонта» охватывает и новоприбывшую команду.

Всему виной Хаос, проистекающий из варп-портала, который открывает корабль для гиперпрыжка. Этот хаос проникает в сознание, вызывает галлюцинации и видения, заставляя совершать очень неприличные вещи и доводит до безумия. Этому Хаосу и будут противостоять спасатели, заодно пытаясь заткнуть чёрную дыру Варпа, дабы навсегда не оказаться запертыми по ту сторону.

Вы не ошиблись, я написал «Варп», однако ко вселенной Warhammer 40.000 «Сквозь Горизонт» не имеет никакого отношения, хотя я всё-таки люблю говорить об этом как о щепотке Вархаммера. Как верно заметил Стивен Кинг, «Сквозь Горизонт» очень походит на «Восставшего из Ада» в космическом антураже, и я с ним полностью согласен, хоть и ознакомился с фильмом Баркера значительно позже. «Сквозь Горизонт» впоследствии вдохновил не только многих режиссёров, но и, например, разработчиков Dead Space, а отсылки к этому фильму встречаются даже в F.E.A.R., я уже не говорю, что разрабы Silent Hill 4: The Room нагло спёрли гравицапу «Горизонта Событий» и поместили её в финальный уровень игры. В общем этот фильм есть ради чего посмотреть ещё раз и в 2к19.

«And you thought YOUR teachers were weird…»

Вам никогда не казалось, что ваши учителя не от мира сего, а одноклассники и вовсе какие-то инопланетяне? Возможно вы были правы, ведь с группой учеников старшей школы фильма «Факультет» 98-го случилось именно это.

Попавший каким-то образом на нашу планету внеземной организм начал постепенно захватывать одну американскую школу, о чем просекла лишь горстка оболтусов, да и те не сразу поверили в происходящее, а спохватились, когда инопланетная зараза уже грозилась распространиться на весь штат. Собственно, эти ребята и являются главными героями, и именно на них ложится ответственность за спасение школы, Штатов и всей Земли от вторжения. Пришелец, проникая в человека не подчинял его себе полностью, не превращал в карпентеровское нечто или что-то вроде того. Он всего лишь раскрепощал, так что человеческая жертва начинала делать то, что давным-давно хотела сделать, но не делала по тем или иным причинам: например, школьный физрук всегда хотел воткнуть карандаш в руку стервозной директрисе, а информатичка — исхреначить её ножницами… и при этом пришелец не заражал никого насильно, это делали лишь уже зараженные по своему собственному желанию, дабы «здоровые» стали такими же как все. Думаю, вы уже уловили мораль, которую несет в себе этот фильм.

Что интересно создатели фильма не стесняются называть те произведения, которыми они вдохновлялись. Вспомните сцену в библиотеке, когда Стокли и будущий Фродо обсуждают режиссёров и писателей научной-фантастики… в тот момент я узнал для себя много нового. Вообще, взрослея и пересматривая этот фильм, ты начинаешь понимать гораздо больше того, что лежит в подтексте происходящего, например, что вся жестокость исходила именно от желаний людей, а пришелец никому зла по сути и не причинил. Короче говоря, этот фильм, впрочем, как и все остальные из этого списка, можно смотреть и пересматривать множество раз, и каждый из них будет по-прежнему доставлять, а возможно и донесёт до нас что-то новое, ранее незамеченное.

Это далеко не все фильмы, которые до ужаса пугали меня в детстве. Была и куча фильмов про гигантских пауков, и вампиров я начал бояться отнюдь не только после «От заката до рассвета», но все прочие продукты кинематографа не прошли проверку временем, и если в детстве они казались мне «крутыми» и страшными, то теперь вызывают лишь смех и скуку. Разумеется, это не распространяется на такие фильмы как «Восставший из Ада», «Лестница Иакова», оригинальный японский «Звонок», «Ночь живых мертвецов» и прочие культовые произведения – просто их я смотрел уже в гораздо более зрелом возрасте, и включать их в этот топ было бы не совсем честно. В любом случае, я надеюсь этот пост вам понравился и согрел ваши сердца тёплыми воспоминаниями. А быть может кто-то пополнил свою коллекцию олдовых хорроров, и я был бы вам благодарен, если в комментариях вы поделитесь со мной частичкой своих детских страхов, чтобы и я пополнил свою.

И напоследок немного Брандлмухи…

 

Источник

Читайте также