Анджей Сапковский, знаменитый польский писатель-фантаст в основном известен своей сагой о Ведьмаке — и заслуженно. Однако, другое произведение Панджея известно гораздо меньше — это “Сага о Рейневане”, трехтомный роман о гуситских войнах в Европе XV века. Сага состоит из трёх книг:
- Башня шутов
- Божьи воины
- Lux Perpetua
Чтобы лучше понимать о чём речь, обратимся к истории.
Гуситские войны: история, конструкция, основные вехи
Политическая ситуация в Чехии начала XV века было очень сложной. Она в то время была частью Богемского королевства, которым правил король Вацлав IV, сын Карла-с-таким-же-номером и старший брат Сигизмунда, будущего императора Священной Римской Империи. В чешском королевстве нарастает недовольство католической церковью. Проповедник Ян Гус в своих речах обличал церковь, торговлю индульгенциями и призывал к скромности и смирению. Идеи Гуса попали в плодородную почву и он стал получать все большее влияния среди всех слоёв чешского общества. Среди духовенства были недовольные деятельностью Гуса, в Чехии ширился раскол между сторонниками Папы и реформаторами. Духовники требовали осуждения учения Гуса как ереси. Король Вацлав IV поддерживал Гуса. В 1414 году Гус отправился в Констанц для участия в церковном соборе. Король Германии Сигизмунд лично обещал ему безопасность и даже выдал охранную грамоту. Там-то Яна Гуса и арестовали, а потом сожгли на костре за ересь. Если Сигизмунд думал, что жесткая казнь успокоит волнения на религиозной почве, то он сильно ошибался.
Смерть Гуса (а также нескольких его последователей) ожесточила чехов и их требования к Римском церкви стали более серьезными. После смерти Вацлава в 1419 году Прага и вся большая часть Чехии оказалась в руках восставших. Они называли себя чашниками в честь причащения хлебом и вином (из чаши), которые практиковал сам Гус, в противовес устоявшейся практики причащать мирян только хлебом. В 1420 пара Римский объявил Крестовых поход против гуситов и Сигизмунд Люксембург, король Германии и Чехии, со своей ратью вторгся в Чехию, где потерпел поражение. Война продолжилась. Горела сажа, рыдали младенцы, герои жили, творили и получали от жизни удовольствие в таких условия.
Разумеется в остальной Европе покоя тоже не было. Во Франции гремела война, которую потом назовут Столетней. В Англии распространялись учения священника Виклифа, одного из предвестников Реформации. Османы все активнее вторгались в Европу и последним остаткам Византии грозило полное завоевание. В мире набирали ход социальные изменения и многие люди закономерно видели во всех происходящем свидетельства скорого конца света. И они не так уж и ошибались…
Башня шутов
Книга начинается со вступления, в котором безымянный рассказчик описывает события, происходящие в то время в мире. Впрочем, от бурного потока имен, событий и латинских цитат понятнее не становится, ведь этот он рассказывает для современных ему людей, свидетелей тех событий. Это — первое предупреждение для читателя: вся книга написана с точки зрения средневекового жителя, для которого Библия является главным источником морали, а жития святых — точными историческими хрониками. И это делает её ещё лучше.
Главный герой саги — Рейнмар фон Беляу по прозвищу Рейневан, студент-медик 22 лет. Родом из Силезии, однако имеет польские, чешские и немецкие корни. Сирота, имеет брата Патерлина. Учился в Пражском университете, тайно изучал колдовские науки, после восстания в Праге перебрался в Олесьницу. Рейневан образован и умен, но весьма наивен. Как и всякий юноша в большом городе, он искал себе любовных приключений. И, себе на беду, нашел. Адель Стерча, жена рыцаря Гельфрада фон Стерчи, сладострастная бургундка, проводила время с Рейнмаром, пока их милованиям не помешали братья Стерчи. В результате Рейневан, с трудом успев застегнуть штаны, убегает на лошади от Стерчей.
Тут надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что Сага о Рейневане — это одно из немногих произведений где постельные сцены не только можно читать, но и они обладают некоторой художественной ценностью. Автор действительно сумел передать страсть между персонажами без пошлости и банальности.
Итак, наш герой благополучно отрывается от погони, но случается непоправимое — младший из братьев Стерчей, Никлас, умирает из-за несчастного случая. Пути назад для Рейневана нет, Стерчи не собираются прощать ему смерть. Герой пускается в странствия, наивно веря, что он, как герой рыцарского романа, вернутся к Адели и они будут жить долго и счастливо. Фактически, книга состоит из избавления Рейневана от иллюзий путем столкновения с жестокой средневековой действительностью.
По пути он знакомится с Шарлеем — монахом-доминиканцем среднего возраста, который должен сопровождать его в безопасное место, где Рейневан под защитой влиятельных людей должен был переждать разборки со Стерчами. Шарлей оказывается (кто бы мог подумать?) не простым монахом, а весьма мутным и подозрительным типом с повадками плута и мошенника. Он прекрасно умеет драться, разбирается в людях, имеет цинично-практичный склад ума — в общем, к жизни приспособлен гораздо лучше Рейневана. Несмотря несхожесть характеров, они с Рейневаном становятся лучшими друзьями и вместе участвуют в передрягах, в которые они попадают в основном по вине Рейневана. То, что Шарлей его не убил, характеризует его как доброго и терпеливого человека.
В монастыре Шарлей с Рейневаном участвуют в изгнании демонов из старого монаха, ничего в этом деле не понимая. Это одна из самых комичных сцен в книге. Кроме изгнания вышеупомянутого демона (которого на самом деле не было — старик просто потерял сознание) был получен другой эффект — вернулся разум к слабоумному силачу, жившему при монастыре. Он, назвавшись Самсоном Медком, изъявляет желание присоединиться к Рейневану и Шарлею. Метамарфоры, которые он претерпел, были столько велики, что Рейневан резонно полагал, что в него вселился некий дух из горних сфер. Самсон становится крайне высокоморальным, добрым, умным и справедливым спутником героев, сохранив огромную физическую силу и облик дебила. Фактически, он — ходячая совесть книги, причем Самсон ни разу не скатывается в ханжество и морализаторство. Так собралась троица героев, которые поставили перед собой задачу дожить до конца книги.
Вообще, книга богата на внезапные встречи, которые дают ей особую прелесть. Рейневан по пути встречает странствующего рыцаря-еретика Урабана Горна, голиарда, благородного польского рыцаря Завишу Чёрного, ведьм, бродячих разбойников. Каждый из них носит свой взгляд на мир, интересный не только в историческом аспекте, но и сам по себе. Кроме интересных людей, герои встречают и множество интересных мест, которые должен посетить каждый турист — замок раубриттеров, мастерскую эротических икон, тюрьму, застенки инквизиции, языческий шабаш… Эти места не только пропитаны колоритом, но исторически достоверны. Ладно, шабаша с участием волшебных существ могло и не быть. Но зато все остальные события книг вписываются в историю и среди исторических дат есть место деянием главных героев.
Да, в этой фэнтезийной саге есть магия. Это не просто волшебники, пускающие огненные шары, а целая наука и искусство о том, как призывать некие силы, способные выполнить волю творящего. Что это за силы и какова природа магии — неизвестно. Дьявольская помощь? Призыв демонов? Божественное благословение? Или просто знание неких законов мироздания? Но, так или иначе, колдовство чрезвычайно сложно, и чтобы постигнуть его надо долго и упорно учиться. Знание латыни и богословия обязательно, армейского и других древних языков очень желательно. В книге нигде не говорится, является ли магия добром или злом. Герои имеют разное мнение, а сам автор ничего про этого не говорит.
Рейневан, прибыв в поместье своего брата Петра узнаешь страшную новость — его убили некие Черные Всадники. Про них ходят страшные слухи — они невероятно сильны и жестоки, неуязвимы, убивают врагов католической веры с боевыми кличем «Adsumus», все нападения совершают ровно в полдень, а ими командует некий Стенолаз. Так читатель знакомится с главный злодеем саги — Биркартом фон Грелленортом по прозвищу Стенолаз. Оборотень, колдун, подлец, убийца, демон-убивающий-в-полдень и сын епископа Конрада Пяста — выберите что хуже. Стенолаз не имеет ни одной положительной черты (кроме смелости), а его характер прописан всеми оттенками чёрного. Но такие показные злодейства не делают Стенолаза плоским или примитивным — талант автора раскрывает его мерзости со всех сторон. Увы, сам Конрад, ничем его не лучший, выглядит по сравнению с сыном весьма невзрачно.
Так о чем же повествует эта книга? В основном она описывает странствия по Чехии и Силезии главного героя с последующим попаданием в переделки, а так же обретение им любовного интереса в лице Катажины Биберштайн. Некоторые критики ехидно говорят, что Рейневан за книгу где-то 6-8 раз попадет в плен и примерно столько же раз сбегает. Но, такое однообразие сюжета в глаза бросается только при последующие прочтении. Концовка книги очевидна для каждого, кто видел обложку и читал аннотацию (Рейневан присоединяется к гуситам).
Божьи воины
Прошло несколько лет с событий первой книги. Война в Чехии продолжалась, несмотря на некоторые успехи гуситов, до победы было ещё далеко. Рейневан живёт в Праге и стал видным гуситским агентом. Начальник чешской разведки дал ему задание: установить связь с гуситскими диверсантами, действующими на территории Силезии перед наступлением. Но у Рейневана свои дела — он пообещал Самсону Медку, что поможет его духу вернуться туда, откуда его вызвал экзорцизм Рейневана в первой книге (помните этот момент?). Конечно, отказаться он не может, потому как Самсон неоднократно ему помогал. Для обратного экзорцизма надо найти могучего волшебника, живущего в замке Троски, на территории под контролем католиков. Разумеется с самого начала пошло не так все, что только могло…
Книга стала более суровой и мрачной. Рейневан уже в первой книге столкнулся с жестокостью гуситов, а теперь ему лично приходится участвовать в войне, занимаясь разведкой и диверсиями. Какая-то часть вины в разграблении захваченных чехами городов лежит и на нем, но Рейнмар убежден, что он сражается на правой стороне. Конечно, у него есть основания так полагать — ужасы, творимые инквизицией, он видел своими глазами. Но чем дальше, тем больше Рейневан сомневается в правильности гуситских методов. Переломным моментом является сцена погрома, учиненного таборитами в церкви. Чехи в исступлении хотели сжечь деревянную статую Богородицы во имя иконоборчества. Но на ее защиту встает Самсон, а вмести с ним — и его друзья, отстаивая святыню.
Ближе к концу книги Рейневан после ранения попадает в монастырь, где в то время содержалась его возлюбленная Ютта де Апольда. Это под видом обычного женского монастыря там было Сестринство Свободного Духа, проповедующее катарскую ересь и культ Пандеи-Всебогини (и много других религиозных терминов, за употребление которых в приличных церквях отправляют на костер). Там состоялся довольно интересный диалог о религии между Рейневаном и настоятельницей монастыря, в котором она критикует гуситов за жестокость. Увы, её упрек справедлив, хотя в споре она побеждает в основном благодаря произволу автора, а не из-за безупречной моральной позиции. Но самым трудным для героя становится последний выбор: между долгом и близким человеком. Спасти своих товарищей или обрести личное счастье? Сцена, где он в одиночку в бурю едет на лошади, размышляя о своем выборе и наблюдая апокалиптические видения, является одной из самых страшных в литературе (с той её частью, с которой я знаком). Ну, а финальная битва чехов и католиков — лучшая книжная батальная сцена. Вообще.
Конечно, в этом разделе упущено важных деталей. Но, увы, они связаны со спойлерами, поэтому по соображениям совести я их раскрыть не могу.
Lux Perpetua
Герой снова потерял свою любовь и спешит любой ценой вернуть её. Конечно, мир так просто её не отдаст. На пути Рейневана становится католическая церковь, Стенолаз с его Черными Всадниками, бывшие союзники и и прочие неприятные личности. Но, с помощью верных друзей — Самсона и Шарлея — Рейнмар и Ютта обязательно воссоединятся и будут вместе. Именно так происходит в рыцарских романах и поэмах, которыми увлекался Рейневан, не правда ли? Но реальность (как это часто бывает), оказалось не столь благосклонна к любовникам. Война продолжалась, противники все больше озлоблялись. Былые идеалы чехов — коммуна, обновление Церкви, славянское братство, справедливый мир, отступали перед более насущными и приземленными идеалами: грабеж, месть, насилие. Все меньше остается у Рейневана друзей, на которых можно положится. Сцена, где табориты собираются убить Рейневана, который неудачно провел хирургическую операцию их командиру, ясно показывает, что религиозный фанатизм без страха Божьего превращается в безумие.
Но среди беспросветной тьмы есть проблески чистого и непобедимого добра, Света Вечного, Lux Perpetua, в честь которого и названа книга. Это спасение Самсоном детей из горящего дома во время сражения. Это еретик и инквизитор, объединившиеся, чтобы уничтожить замок чернокнижника. Это разгром героями Черных Всадников, произведенный с поистине библейской эпичностью. Это визжащий от ужаса Стенолаз, убегающий от Рейневана. Это спасение Рейневаном чудодейственной иконы от разбойников и примирение его с Богом.
В этой книге автор гениально перед ощущение конца света и разрушения привычного мира. Старые герои умирают, магия забывается, рыцарская часть уходит в прошлое, а прошлое уходит в учебники истории. Символом этого настроения является навязчивая идея Шарлея уехать в Византию, в Константинополь из варварской Европы. Читатель, разумеется, знает, что скоро Византии придет конец, а с ней — и всей средневековой эпохе. Но в этом есть не только смерть нового порядка, но и радость обновления. На смену конным рыцарям приходит профессиональная пехотная армия, появляются новые виды огнестрельного оружия, феодальный строй постепенно сменяется раннекапиталистическими отношениями. Бабло побеждает зло (буквально!). Гуситское движение разбито, но идея о Реформации и обновлении Церкви все равно жива. Магия тоже уходит в прошлое — как светлая, так и темная. Научный прогресс медленно, но неотвратимо набирает ход. Так же прослеживается распространенный (действительно? У него что, так много книг, чтобы говорить о этом?) сюжетный ход у Сапковского: старые герои уходят, оставляя молодым возможность забыть о вражде и построить новый, лучший и справедливый мир.
Последняя часть книги — это своеобразное прощание героя с миром. Извинити, дальше писать не могу, слезы мешают.
Выводы
Главное, что следует отметить — эта сага исторически достоверна. Описанные в ней события действительно происходили, важные персонажи имеют своих реальных аналогов, технологии народного хозяйства вполне соответствуют местности и времени. Конечно, остается открытым вопрос с магией. Я предполагаю, что она действительно была в прошлом, но пришла в упадок из-за гонений.
Кроме прекрасного языка и точной передачи культуры того времени в книге полно юмора и иронии. Чего только стоит беседа олесьницкого бургомистра, священника и других важных господ в первой книге. Они обсуждают недавние приключения Рейневана и обыск в его комнате. Ян Гофрихтер обвиняет Рейнмара в колдовстве и ереси на основе изъятых у него книг, а плебан Галль защищает его ото всех нападок. В конце оказывается, что Рейневан имеет знатное происхождение, связи с высшим духовенством, а его брату все они должны уйму денег. Так что они ну никак не могут обвинить его в колдовстве. Некоторые, наиболее лютовосторженные фразы из книги, не стали мемасами только по недоразумению. «А еретикам и апостатам – кара и бич Божий, flagellanum Dei», «Гыр на них! Бей-убивай!», «Брось её, словно камень на бруствер», «Жизнь единиц не в счет» навеки останутся в моём сердечке. Половину диалогов с участием Шарлея можно смело вставлять в рамочку и вешать на стену.
Но главное достоинство книги — это то что она… добрая. Яро, истово, непередаваемо добрая. Да, именно так. Силы зла в саге выведены не вызывающими никакого сочувствия. Стенолаз, Дуца фон Пак, Ян Зембицкий, бискуп Конрад один гаже другого и закономерно получают кару за свои грехи. Зато положительные герои не только добры и человечны, но и по-настоящему круты. И в конечном итоге добро торжествует: медленно, но верно.
Amen!
Цитаты