Проблема медийного обмана, свободы воли человека и искусственного интеллекта. Антиутопия о нашей реальности, созвучная с Алитой и Призраком в Доспехах.
Это мой седьмой роман Виктора Олеговича Пелевина, я уже немного представляю чего ждать от его творчества, но мне настолько понравилось, что после прочтения была куплена хард версия текста, и эти буквы прожаты на клавиатуре из благодарности и восхищения данным произведением.
Время проведенное с этой книгой было чудесным, я как будто прокатился на крутом отечественном аттракционе — словно лучшем в мире, и теперь зазываю всех кому хочется острых ощущений скорей попробовать окунуться в мир Пелевинской фантастики с крутым стилем и формой, и набором весьма актуальных на сегодня смыслов, когда военные и интимные Cнаффы, в невероятном масштабе снимают и смотрят сейчас на экранах по всему миру.
После ознакомления с циклом Пелевина Transhumanism inc, я решил что не буду раскрывать себе сюжет его произведений даже краткими аннотациями, и просто буду читать его тексты совершенно не зная что меня в них ждет. В седьмой раз, выбор пал на S.N.U.F.F.
Бывает порой что бы втянутся в произведение, нужно какое то время на погружение и привыкание, на знакомство с героями и миром, но тут другой случай, здесь меня затянуло с первых страниц. И чем дальше я продвигался, тем интересней становилось вплоть до самых финальных титров. После первой половины книги появилась легкая светлая грусть, нарастающая с каждой прочитанной страницей, так бывает, когда читаешь по настоящему классную книгу, и понимаешь что движешься к завершению истории, и этот мир и его герои к которым ты возвращаешься день за днем, скоро останутся позади. Их судьба уже не изменится, история мира будет закончена.
Погружение в неизведанное завершилось, я вынырнул на одном дыхание, и мне немного грустно. Будет ли еще что то столь же интересное для меня в отечественной литературе?
Мир романа S.N.U.F.F это будущее после атомной войны, прежние великие государства уничтожены, землю уже посетил Антихрист чтобы дать новую религию Маниту, после чего ему пустили кровь. Новые людские образования, Ацтлан, Ямато, Бразил, Царство Шэнь, Сибирская Республика и Еврайх, подняли над землей свои Офшары.
Офшары это места обитания людей, как в Боевом Ангеле или в Элизиуме, огромные летающие людские города на антигравитационном приводе с якорями, парящие над землей, туда переместилась вся человеческая элита, наука, киноиндустрия, финансы, политика.
Когда началась великая война, Офшары меньше всего пострадали от мятежников и технологий революционных протестов, не очень-то просто чужакам с плакатами ворваться в летающие крепости, но уцелели не все платформы, например Бразильскую по слухам повалил мальчик увитый цветами, приехавший на колеснице из черепов, и сделал он это магической игрой на дудочке. А летающий сто миллионный город царства Шэнь из за поломки, выбросило в космос.
События книги происходят частично на Офшаре Биг Биз он же Бизантиум и частично на территории под ним, в людском образование под именем Уркаганат или Орклэнд со столицей под именем Слава, на земле бывшей Сибирской Республики.
Люди верха именуются высшей расой, они обладают высокими технологиями и производством. Люди низа именуются орками, орки в основном добывают полезные ископаемые, газ, металл, продают их за бесценок в Офшар, и ведут очень аскетичное и суровое существование.
Между жителями неба и земли, элита Биг Биза периодически организует боевые действия, которые снимают ВиаР операторы, летчики беспилотных боевых дронов с киношной оптикой, способные не только красиво запечатлеть картинку для Снаффа но и уничтожить. Повод для войны каждый раз придумывают информационные сомелье и дискурсмонгеры Бизантиума, фальсифицируя события, разгоняя все через СМИ. Битвы проходят, на специально отведенной территории, люди называют ее Цирком, а орки Оркской Славой.
Орки в Цирке в основном умирают выполняя приказы своих Уркаганов, их искусственно ограничивают в оружие и технологиях, хотя некоторым все же везет вернуться с войны, а на стороне людей, выступают роботы, либо актеры под прикрытием боевых камер. Все действо снимается на видео, снимать и монтировать имеют право только люди с неба из организации CINEWS inc, после чего Снаффы становится основой для игровых фильмов либо новостей.
У таких медийных продуктов самое серьезное погружение, зритель верит в происходящее и по настоящему захвачен действием когда на экране происходит реальная смерть или любовь, поэтому люди будущего снимают и транслируют в инфо поле только Снаффы. А для съемки Снаффа нужен постоянный враг, в этой роли и выступают орки. Вот такой жуткий симбиоз, и колониальная / классовая политика людей будущего.
Война со стороны орков — жестокая реальность где многие заканчивают свою жизнь.
Война со стороны людей неба — развлечение, Снафф транслируемый на экраны для увеселения публики либо для манипуляции в новостях.
Глобальные Урки управляющие Орклэндом, хоть и принадлежат к оркам, в основном имеют недвижимость и счета в Биг Бизе, и время свое проводят в городе неба в ресторанах и безопасных особняках, с цифровым видом из окон на старый Лондон.
Тут свойственная для произведений Пелевина теория всего, как устроена социальная реальность, деконструкция политики, религии, культуры русской жизни, информационных технологий, Пелевин раскладывает и пересобирает кусочки нашего мира, дает комментарий, иногда высмеивает явления нашей жизни, но на самом деле это не всегда смешно, а порой очень грустно.
Еще одна центральная тема произведения это взаимоотношение человека и искусственного интеллекта, в виде суры Каи и ее хозяина Дамилолы, есть интересное описание нейросетей, когда Грым использует в своем творчестве креативный доводчик. Весьма подробно и провидчески, исполнено настолько клево, что если вы питаете интерес к темам Бегущего по Лезвию, или Призрака в Доспехах, эта часть книги вас точно порадует.
Что в итоге произошло, можно почитать в романе S.N.U.F.F. 2011 года, Виктора Пелевина. Низкий поклон.