С чего начинал Ридли Скотт: «Дуэлянты» — жестокий исторический фильм о бессмысленном противостоянии

В пятой части марафона дебютов известных режиссёров сравниваем первую работу мастера с «Последней дуэлью» и находим много параллелей.

В предыдущих главах киномарафона мы тоже регулярно сравнивали ранние фильмы авторов с их самыми известными работами. Но в случае с Ридли Скоттом такая аналогия просто напрашивается.

Он начал свой путь в полнометражном кино с исторической картины «Дуэлянты». А последний на сегодняшний день его фильм называется как раз «Последняя дуэль». Хочется верить, что в этом нет символизма, и плодовитый режиссёр ещё порадует поклонников новинками. Но пока что первая и последняя картины посвящены близким темам, хоть и с разным подтекстом.

С чего начинал Ридли Скотт: «Дуэлянты» — жестокий исторический фильм о бессмысленном противостоянии

У этих фильмов действительно много общего. Мало того, отголоски «Дуэлянтов» мелькали и в других исторических работах Скотта, который очень любил завязывать сюжет на длительном противостоянии двух харизматичных героев — достаточно вспомнить «Гладиатора».

Но с чего же всё начиналось.

В середине семидесятых Ридли Скотт — перспективный режиссёр рекламы и поклонник «Барри Линдона» Кубрика — решил снять фильм про Гая Фокса и «Пороховой заговор». Он нанял сценариста Джеральда Воган-Хьюза, но из-за проблем с финансированием проект развалился.

До начала карьеры в кино режиссёр снимал ролики для телевидения. Например, это реклама хлеба стала легендарной в Великобритании.

Тогда авторы взялись адаптировать для кино повесть Джозефа Конрада «Дуэль». Та, в свою очередь, основана на реальной истории: начиная с 1794 года Пьер-Антуан Дюпон де л’Этан и Франсуа Луи Фурнье в течение 19 лет около 30 раз встречались на дуэли, пытаясь убить друг друга.

Точно так же и в кино: Д’Юбер (Кит Кэрредин) приносит Феро (Харви Кейтель) плохую новость. Тот в порыве ярости вызывает гонца на дуэль. Д’Юбер отказывается, но Феро буквально бросается на него. С этого момента герои встречаются на протяжении многих лет. Каждый раз Феро пытается убить оппонента, но их силы примерно равны.

Фильм Ридли Скотта отличается от многих дебютов в нашем списке: это всё же не камерная поделка, снятая друзьями по выходным, как в случае с Ноланом и Джексоном. Но всё же нужно понимать, что режиссёру выделили минимальный бюджет, поэтому ни о каких масштабных сценах говорить не приходится. Это отчасти пошло картине на пользу и сформировало будущий стиль автора.

«Дуэлянты» почти полностью сняты на реальных локациях — денег на масштабные декорации попросту не было. Зато это позволило показать достопримечательности Франции. Не отсюда ли зародилась любовь режиссёра к натуралистичным съёмкам.

Во время работы над «Последней дуэлью» (тоже основанной на книге, пересказывающей реальные события) Ридли Скотт вернётся во Францию, правда на этот раз уже сможет выбрать приглянувшийся старый замок Берзе-ле-Шатель и поставить фильм с размахом.

Отчасти всё из-за тех же ограничений молодой Скотт и сценарист несколько сместили акценты в сюжете. Если автор книги хотел показать саму эпоху, то экранизация посвящена личному противостоянию двух героев.

В молодые годы режиссёр пытался копировать стиль Кубрика в «Барри Линдоне», сюжет которого, кстати, тоже завязан на дуэлях. Он превращал многие сцены в настоящие картины, стараясь использовать естественное освещение. Вот только Скотт отказался от сатиры, сменив её на почти животную грубость.

И снова здесь проявляется любовь режиссёра к натурализму. Вместе с историками и постановщиками боёв он тщательно прорабатывал не только костюмы, но и сами схватки. Поэтому дуэли в фильме совсем не похожи на аналогичные сцены из многих известных картин. Они грубее и прозаичней.

Причём с каждым разом схватки всё злее: легкие сабли сменяют на более тяжёлое оружие. Третья встреча героев и вовсе больше похожа на отвратительную потасовку. Неприятно, но зато правдиво, а не эстетика и комичность советских «Трёх мушкетёров».

Точно так же будут выглядеть сражения, уже более масштабные, в поздних исторических эпиках Ридли Скотта, например, «Гладиаторе» и «Царствии небесном». Никакой красоты и романтики, только злость и заливающая глаза кровь.

И так же режиссёр будет тщательно прорабатывать костюмы к «Последней дуэли» и вообще разбирать моду и стиль эпохи, хоть и оставляя допущения в пользу зрелищности. Все же помнят, как Антон Долин хвалил картину за достоверность? СМИ зря растиражировали эту новость серьёзно, но ситуация очень забавная.

Причём, хоть Скотт, как сказано выше, зацикливает действие на судьбе главных героев, он показал в «Дуэлянтах» далёкий от зрителя мир Франции XIX века.

Здесь дело не только в костюмах и декорациях. Личное противостояние персонажей происходит на фоне войн, которые затеял Наполеон. Один из героев назовёт это «дуэлью наций», которая якобы должна прекратить внутренние распри, но на самом деле только обостряет их.

А финал и вовсе проводит прямую параллель с реальной историей: один из главных героев не погиб, но, как и Наполеон, потерял возможность сражаться, оставшись практически в одиночестве. Что может быть хуже для человека, посвятившего свою жизнь дуэлям.

Из нарочитой грубости происходящего вырастает ещё одна постоянная составляющая творчества Скотта — исследование человеческой жестокости.

В «Дуэлянтах» больше всего поражает бессмысленность происходящего. Феро хочет драться, по сути, просто так. Устами женщины (не забываем, что позже Ридли Скотт станет одним из профеминистических режиссёров) автор озвучит эту мысль очень просто: он изливает на оппонента свою желчь, поскольку сам не справляется с агрессией.

В «Последней дуэли» своеобразным мерилом правды тоже станет женщина. И она же озвучит своему мужу, который всё говорит о чести дамы, неприятную истину: дерётся он ради себя, а вот пострадает именно она. Но мужчины всё равно хотят решить вопрос в схватке, поскольку иначе просто не умеют.

Кстати, посмотрев фильм 2021 года, возникает мысль: было бы очень интересно, если бы в «Дуэлянтах» историю тоже рассказали с двух точек зрения. А ещё лучше, если бы потом добавили третью — нейтральную. Вдруг бы и Феро раскрылся с неожиданной стороны.

Кейтель, конечно, великолепно играет мерзавца, который вечно лезет в драку. Но, возможно, и для него нашлась бы трагическая история. Феро — отличный военный. Он, как и Д’Юбер, получает на службе повышение за повышением, дослуживается до бригадного генерала, но это так и не успокаивает горячий нрав. Что же такое у него на душе?

Ридли Скотт — возможно, один из самых разносторонних режиссёров. Иногда трудно поверить, что «Бегущего по лезвию», «Чужого», «Тельму и Луизу», «Гладиатора», «Хороший год», «Чёрного ястреба» и «Великолепную аферу» снял один и тот же автор.

Но если брать только исторические работы Скотта, то он всегда придерживался примерно одного стиля. И отчасти он зародился именно в «Дуэлянтах». А спустя много лет привёл к незаслуженно тихо прошедшей в прокате «Последней дуэли». И если посмотреть первую и последнюю картины друг за другом (в любом порядке), почерк режиссёра заметен ещё сильнее.

Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска»

#ридлискотт #киномарафон #дуэлянты #первыефильмырежиссёров.

 

Источник

Читайте также