Иногда из этого даже получалось что-то интересное.
Если франшиза становится популярной, то её авторы, ожидаемо, пытаются повторить успех в других медиа. Книги становятся фильмами, фильмы становятся играми. А когда-то популярным ходом было превратить фильм в мультсериал. Некоторые франшизы так получали второе дыхание, другие же приходили в новый формат умирать. Рассказываем о самых интересных примерах.
«Кинг Конг» (The King Kong Show)
Огромную обезьяну Кинг Конга придумал режиссёр Мериан Купер ещё в тридцатые годы. К шестидесятым уже вышла пара американских фильмов, а также японский кроссовер «Кинг Конг против Годзиллы».
В 1966 году стартовал анимационный «Кинг Конг» от студии Toei Animation. Причём это первый японский мультсериал, который делали специально для США. До этого продюсеры Артур Ранкин и Джулз Басс уже заказывали производство своих мультфильмов в Японии, но то был лишь аутсорс. «Кинг Конг» же стал именно аниме-сериалом, предназначенным для американского телевидения.
Однако снимать детский мультфильм про монстра, который рушит города, было нелогично. Поэтому Кинг Конга превратили в положительного персонажа. В самом начале он спасает юного Боби Бонда от тираннозавра, и вскоре они становятся лучшими друзьями.
В следующих сериях огромная обезьяна помогает Бобби и его семье спасать мир от всяческих монстров, пришельцев и роботов. Чаще всего они сталкиваются со злодеем по имени Доктор Кто (не имеет никакого отношения к герою одноимённого сериала), который хочет захватить Кинг Конга и использовать его для своих коварных планов. Для этого Доктор Кто даже создал Механи-Конга, огромного робота-обезьяну.
Пилотный эпизод мультсериала длился час: в Японии его выпустили как полнометражку «Царь мира: Кинг Конг» (Sekai no Ouja: King Kong Taikai), а в США при премьерном показе поделили на две части. Следующие серии уже делали значительно короче, а заодно добавили в них вставки из другого мультсериала Tom of T.H.U.M.B.
Эта пародия на шпионские фильмы посвящена спецагентам, которых случайно уменьшили до трёх дюймов. Но маленьким героям всё равно приходится сражаться со злодеями, передвигаясь на миниатюрных машинках.
Каждую серию «Кинг Конга» делили на два блока по шесть минут, а между ними добавляли короткий эпизод Tom of T.H.U.M.B.
Мультсериал с успехом шёл на канале ABC три сезона, а заодно поднял новую волну популярности Кинг Конга в Японии. Киностудия Toho даже сняла фильм «Побег Кинг Конга», частично основанный на сюжете анимационного проекта.
«Возвращение на планету обезьян» (Return to the Planet of the Apes)
Франшиза «Планета обезьян» от 20th century Fox стартовала в 1968 году. После первого фильма, который очень тепло приняли и критики, и зрители, последовали три продолжения. Их часто ругали за проблемы с логикой и бесконечные повторы одних и тех же сюжетов, но фильмы всё равно неплохо собирали в прокате. Тем более, что расходы на их производство урезали до минимума.
Однако после пятой части франшиза на больших экранах окончательно выдохлась. Тогда «Планета обезьян» переехала на телевидение в виде одноимённого игрового сериала. Он во многом повторяет сюжет первого фильма: космический корабль попадает во временное искажение и терпит крушение на Земле будущего, где обитают разумные обезьяны.
Сериал оказался скучным и его закрыли после 14 эпизодов. Но и тогда Fox не оставила попытки продолжить франшизу. Авторы решили заинтересовать более юную публику — и продолжили сюжет в виде мультсериала «Возвращение на планету обезьян». Руководить процессом поставили автора «Джонни Квеста» Дуга Уилди. По признанию самого аниматора, он смотрел только первую часть франшизы.
В историю вернули персонажей из первых фильмов и игрового сериала. Сюжет снова повторял идею оригинала: астронавты случайно попадают в будущее к разумным обезьянам и пытаются изменить их представление о людях.
«Возвращение на планету обезьян» тоже ожидаемо разругали. Вышло всего 13 эпизодов. Позже авторы обещали снять ещё три серии, чтобы завершить историю, но этого так и не произошло.
«Настоящие охотники за привидениями» (The Real Ghostbusters)
После оглушительного успеха первых «Охотников за привидениями» в 1984 году старт одноимённой франшизы был неизбежен. Тут же появились настольные и компьютерные игры, а чуть позже и комиксы о приключениях главных героев.
Не обошлось и без мультсериала. В 1986 году на ABC стартовало анимационное продолжение истории — «Настоящие охотники за привидениями». Авторам пришлось добавить приписку The Real, поскольку в то же время компания Filmation решила запустить мультсериал, основанный на старом ситкоме The Ghost Busters.
«Настоящие охотники за привидениями» сохранили атмосферу и основной сюжет оригинала: четверо героев вместе с обаятельной секретаршей и привидением по прозвищу Лизун ловят призраков и прочих потусторонних существ, которые угрожают городу.
Визуально персонажей оставили похожими на актёров из фильма, но озвучивали их совершенно другие люди. Интересно, что Эрни Хадсон, сыгравший в оригинале Уинстона Зеддмора, пробовался на озвучку своего героя. Но вместо него взяли Арсенио Холла.
Что интересно, авторы мультсериала не стеснялись относиться к франшизе «Охотников» с иронией. Например, в одной из серий первого сезона герои отправляются в Голливуд, чтобы понаблюдать за съёмками фильма о них. А в финале выясняется, что речь идёт как раз о картине 1984 года.
Также в «Настоящих охотниках за привидениями» появились и другие герои из оригинала. Регулярно возвращался Зефирный Человек, а также один из главных злодеев Уолтер Пэк. Причём последний превратился в друга Охотников.
К чётвертому сезону авторы сериала поняли, что юным зрителям очень полюбился Лизун. Тогда они запустили спин-офф об этом персонаже.
Оригинальное шоу переименовали в «Лизун и настоящие охотники за привидениями» и увеличили хронометраж до часа. В рамках одного эпизода показывали 30 минут общих приключений и пару короткометражных эпизодов про Лизуна. Так сериал хотели сделать легче и позитивнее, чтобы он больше нравился детям.
Со временем образы главных героев немного меняли. Рэя, которого в оригинале играл Дэн Эйкройд, сделали более худым, у Джанин изменилась причёска, а у Лизуна появился хвост.
А поскольку параллельно на большие экраны вышла вторая часть фильма, где снова появился персонаж Рика Мораниса Луис, его тоже добавили в анимационную версию.
Шоу с успехом шло семь сезонов, что редкость для подобных проектов, и закрылось в 1991 году. Несколько лет спустя появились «Экстремальные охотники за привидениями» — анимационный сериал о юной команде, которая сражается с призраками. Но его очень быстро прикрыли.
«Волчонок» (Teen Wolf)
В 1985 году миллионы зрителей открыли для себя новую звезду — Майкла Дж. Фокса. С разницей в месяц на экраны вышли фильмы «Назад в будущее» и «Волчонок», в которых он сыграл главные роли.
Вскоре оба сюжета превратили в мультсериалы. Но первой на малые экраны попала история подростка-оборотня. Оригинальный фильм «Волчонок» рассказывал об ученике старшей школы Скотте Ховарде, который внезапно узнал, что унаследовал от отца способность превращаться в волка.
Типичную для комедийного хоррора завязку совместили с рассказом о подростковых трудностях: в новом облике Скотт завоёвывал популярность в школе, но с трудом привыкал, что его тело меняется.
Мультсериал продолжил эту тему. Несмотря на комедийную подачу и яркую анимацию, его считают серьёзным высказыванием на тему людей с ограниченными возможностями. Ощущения Скотта во время трансформации напоминают поведение людей с приступами астмы или припадками.
По отношению к оригинальному фильму авторы мультсериала позволили себе некоторые вольности в сюжете. Город, где живут главные герои, называется Вулвертон с намёком на способности Скотта.
О превращениях юноши знают только самые близкие, и он пытался скрывать свои способности от окружающих. На этом построена значительная часть сюжетов. В фильме же герой наслаждался популярностью в облике оборотня. А ещё у него появились бабушка с дедушкой и младшая сестра.
За два сезона в городе все успели превратиться в зомби и оборотней — и обратно, Скотт потерял и вернул память и десятки раз чуть не раскрыл всем свою тайну.
Параллельно в кинотеатрах вышла вторая часть «Волчонка» про двоюродного брата Скотта Тодда Ховарда. Там впервые на экранах появился Джейсон Бейтман. А в 2011 году на MTV стартовал одноимённый сериал-ремейк, прославивший актёра Тайлера Пози.
«Рэмбо и силы свободы» (Rambo: The Force of Freedom)
Если все предыдущие примеры основаны на фантастических сюжетах, и вполне годятся для анимации, то желание сделать детский мультик из мрачных и жестоких боевиков выглядит как минимум странным.
Фильм «Рэмбо: Первая кровь» о бывшем военном Джоне Рэмбо вышел на экраны в 1982 году. Он основан на одноимённом романе Дэвида Моррелла и выглядит скорее как антивоенный триллер.
Уже со второй части, мрачную атмосферу и душевные терзания героя решили сменить на боевик, наполненный ультранасилием: в сиквеле Рэмбо отправлялся во Вьетнам, где в одиночку разбирался с целой армией вражеских солдат.
Мультсериал продолжает эту сюжетную линию. В большинстве эпизодов полковник Сэмюэл Траутман просит Рэмбо поучаствовать в какой-либо миссии.
Герой действует не один, а в составе команды «Силы свободы» вместе с гонщиком Турбо и мастером маскировки Кэт, явно основанной на персонаже Кон Бао из второго фильма (в оригинале героиня погибла). Сражаются они чаще всего с генералом Ворхоком, желающим захватить весь мир, и его организацией S.A.V.A.G.E.
Выглядит большинство эпизодов примерно одинаково: Траутман рассказывает Рэмбо об очередном злодейском замысле, тот пафосно соглашается, и команда отправляется в какую-нибудь далёкую страну побеждать врагов.
Разумеется, никакой жестокости, свойственной полнометражным фильмам, не показывают: пули, больше похожие на лазеры, вечно летят мимо, а Рэмбо разбирается с врагами врукопашную, демонстрируя невероятную физическую подготовку.
Изначально отсняли всего пять небольших эпизодов. Они понравились зрителям, и тогда «Рэмбо» получил полный сезон из 65 серий по 20-25 минут. Дальше мультсериал решили не продлевать, а вот на больших экранах франшиза прожила аж до 2019 года.
«РобоКоп» (RoboCop: The Animated Series)
После успеха фильма Пола Верховена «РобоКоп» быстро превратился в огромную франшизу. Вышло несколько полнометражных продолжений и пара игровых сериалов. Но сначала, прямо через год после первой картины, компания Orion выпустила анимационный проект о роботе-полицейском.
Так студия хотела повысить продажи игрушек с персонажами фильма. А для этого требовалось добиться популярности у детей — и поэтому из сюжета убрали всю неоднозначность и жестокость оригинала.
Здесь РобоКоп, он же бывший полицейский Алекс Мёрфи, просто ловит всевозможных преступников, стреляет из лазерного пистолета и, похоже, совсем забыл о проблемах принятия новой версии себя. Он скорее выглядит роботом, хотя и ходит на свидания со своей подругой.
Центральная сюжетная линия мультсериала во многом повторяет оригинальный фильм. Доктор МакНамара (аналог злодея Дика Джонса) пытается скомпрометировать РобоКопа, чтобы заменить его своей разработкой — машиной ED-260. Разумеется, его планы проваливаются.
За два месяца вышло всего 12 эпизодов, рейтинги оказались очень низкими, и мультсериал тут же закрыли.
Но это не последняя попытка показать рисованного «РобоКопа». В 1998 году, после множества провальных продолжений, крутой герой вернулся в анимацию. Причём за новый мультсериал отвечала та же студия, что делала неудачный проект 1988 года.
В «РобоКопе: Команда Альфа» (RoboCop: Alpha Commando) действие разворачивается в 2030 году. Главный герой присоединяется к группе, которая борется с мировым терроризмом. В первую очередь они противостоят организации DARC («Управление анархии, мести и хаоса»).
В новой версии трудно говорить о какой-либо связи с оригинальной франшизой. У всей родни РобоКопа сменились имена, хронология сильно отходит от предыдущей истории. Но главное, изменился сам герой. Теперь это уже не просто гибрид человека и машины, а настоящий «швейцарский нож».