В моем прошлом разборе фильма «Экзорцист Ватикана» была одна интересная деталь, позаимствованная предположительно из игры «Dragonage: Inquisition», речь идёт о символе средневековой инквизиции.
Этот символ означает буквально свет, карающий или искореняющий зло. Меч символизирует свет – сознательное, а глаз тьму – бессознательное, когда свет и тьма объединяются, то получается символика иллюминатов и масонов в виде глаза в треугольнике – третий глаз, он же философский камень. Но до того, две эти противоположности находятся в постоянном противостоянии, а святая инквизиция была следствием этой внутренней борьбы. Я разъясню свои слова подробнее на примерах некоторых вымышленных вселенных и попробую их аргументировать.
1. Звёздные войны.
Световой меч является довольно ярким примером метафоры как об орудии сознания – разума, но не все так просто. Что бы создать более целостную картину я буду использовать понятия из различных научных дисциплин.
Академической наукой считается, что наши мысли представляют собой каскад электрических импульсов в нейронах, возбуждаемых внешними раздражителями. Но понятие внешние в случае психики человека является очень расплывчатым. Густав Теодор Фехнер разделял психофизку на внешнюю и внутреннюю. Первая по мнению Фехнера, призвана заниматься проблемой взаимосвязи между внешним (физическим) миром и его психическим (субъективным) отражением. Внутренняя же психофизика представляет собой то, что мы сегодня называем психофизиологией: это наука о связи между психическими процессами и физиологическими (физико-химическими, электрическими и пр.) изменениями, происходящими в организме и сопровождающими (или вызывающими) эти процессы. Психофизиологические процессы прямо влияют на субъективное восприятие человека и порой людям очень трудно отличить внешнюю объективную реальность, от проекции в его собственном сознании. Человек всегда проецирует свой внутренний мир на внешнюю среду и эту проблему озвучивали еще древние философы и агностики.
Все научные дисциплины так или иначе взаимосвязаны и это не является секретом, примером тому является доказательство Теодора Фехнера, которого считают создателем формулы «S=K\log I», доказывающая наличие научно обоснованной связи между телом и психикой. В «Элементах психофизики» он предложил путь как можно проследить связь величины физического стимула с величинами психических процессов, рассматривая это как решение проблемы дуализма «психика-тело», https://ru. wikipedia. org/wiki/% D0%A4%D0%B5%D1%85%D0%BD% D0%B5%D1%80%2C_% D0%93%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_% D0%A2%D0%B5%D0%BE% D0%B4%D0%BE% D1%80?wprov=sfla1
В основном эти стимулы основаны на первичных программах психики т. е. , инстинктах, формирующих стремление к выживанию, а они в свою очередь формируют восприятие человека и желания. Последние два прямо взаимозависимы. С учётом того, что мышление человека — это электрические импульсы и у мозга есть своя частота колебания, выходит, что наши желания формируют наше мышление: скорость, критичность, глубина.
В таком случае реакция на внешние раздражители полностью определяется инстинктивными желаниями и стремлениями человека, а значит не могут быть причиной возникновения электрических импульсов.
Помимо этого активность мозга человека не прекращается в бессознательном состоянии, имеется ввиду сон и другие бессознательные состояния, при которых внешние раздражители в обыденном понимании либо прекращают свое воздействие на сознание полностью, либо частично.
Так вот, с точки зрения психологии и психофизики, причиной снов является взаимосвязь сознания и тела или по-другому сознательного и бессознательного. Это взаимосвязь, естественно, происходит в какой-то конкретной точке или точках в организме человека и одной из таких предположительно, но в большей степени является шишковидная железа, называемая так же эпифиз. Эпифиз[1] (др. -греч. Epiphysis — букв. Приросток) [2], или шишковидное тело[3] (лат. Corpus pineale, epiphysis cerebri) , — эндокринная железа неврогенной группы [4], представлена небольшим шишковидным телом серовато-красноватого цвета, располагающимся в области четверохолмия среднего мозга.
До сих пор функциональная значимость эпифиза для человека недостаточно изучена. Секреторные клетки эпифиза выделяют в кровь гормон мелатонин, синтезируемый из серотонина, который участвует в синхронизации циркадных ритмов (биоритмы «сон — бодрствование») и, возможно, влияет на все гипоталамо-гипофизарные гормоны, а также иммунную систему. Адреногломерулотропин (Farell 1959) стимулирует выработку альдостерона, биосинтез осуществляется путём восстановления серотонина.
К известным общим функциям эпифиза относят:
Торможение выделения гормонов роста;
Торможение полового развития и полового поведения;
Торможение развития опухолей;
Влияние на половое развитие и сексуальное поведение. У детей эпифиз имеет большие размеры, чем у взрослых; по достижении половой зрелости выработка мелатонина уменьшается.
Древнеиндийские философы считали эпифиз органом ясновидения и органом размышлений о перевоплощении душ[8].
Эпифиз называют железой внутренней секреции, чью функцию открыли последней. Вырабатываемый ею диметилтриптамин вызывает изменённое состояние сознания, похожее на мистические переживания, в связи с чем вокруг функции железы сложилось несколько метафизических теорий.
Любопытным совпадением является, что эпифиз участвует в выработке гормона сна.
Рене Декарт назвал эпифиз «вместилищем души», будучи убеждённым в его уникальном месте в анатомии человеческого мозга, как структуры, которая является непарной. Однако под микроскопом можно наблюдать, что эпифиз разделён на два полушария.»
https://ru. m. wikipedia. org/wiki/% D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA% D0%BE% D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD% D0%BE% D0%B5_% D1%82%D0%B5%D0%BB% D0%BE
Эта шишковидная железа находится ровно между двумя полушариями мозга словно мост, соединяющий логику, которая является свойством сознательного и чувства, которая является свойством тела-бессознательного. Все это напоминает принцип магнитов, вокруг которых образуется магнитное поле благодаря магнитному моменту.
Магнитное поле — поле, действующее на движущиеся электрические заряды и на тела, обладающие магнитным моментом, независимо от состояния их движения[1]; магнитная составляющая электромагнитного поля[2].
Магнитное поле можно назвать особым видом материи[6], посредством которого осуществляется взаимодействие между движущимися заряженными частицами или телами, обладающими магнитным моментом.
В специальной теории относительности магнитные поля являются необходимым следствием существования электрических полей. При переходе от одной ИСО к другой магнитные и электрические поля преобразуются совместно [7].
Вместе магнитное и электрическое поля образуют электромагнитное поле, проявлениями которого являются, в частности, свет и все другие электромагнитные волны.
С точки зрения квантовой теории поля магнитное взаимодействие — как частный случай электромагнитного взаимодействия — переносится фундаментальным безмассовым бозоном — фотоном (частицей, которую можно представить как квантовое возбуждение электромагнитного поля) , часто (например, во всех случаях статических полей) — виртуальным.
Магнитный момент, магнитный дипольный момент — основная физическая величина, характеризующая магнитные свойства вещества, то есть способность создавать и воспринимать магнитное поле.
Магнитными свойствами обладают элементарные частицы, атомные ядра, электронные оболочки атомов и молекул. Как показала квантовая механика, магнитный момент электронов, протонов, нейтронов и других частиц обусловлен наличием у них собственного момента импульса — спина. Он обычно представляется как вращение частицы вокруг своей оси, однако это сугубо модельная картина, служащая лишь для демонстрации аналогии с явлениями макромира.
Магнитный момен.
(m→) создаёт в точке, задаваемой радиус-векторо.
(R→) , магнитное поле
Из всего этого, можно сделать вывод, что причиной всех электрических импульсов в мозге является шишковидная железа, а нейроны, кора и все прочее лишь периферическим образованием, образованным в как следствие адаптации человеческой психики к окружающей среде.
Нельзя сказать, что эпифиз является источником энергии человека, но он является триггером, стимулирующим ее появление. Как без центрального процессора невозможно делать сложные вычисления, так же и без эпифиза эффективность мозга падает в разы. Хотя сам эпифиз является, лишь внешним проявлением сознания человека, а отсутствие первого, не исключает возможности существования самого сознания, но делает его гораздо менее эффективным, в следствии того, что сознание человека сильно рассеивается, что может привести к психическим заболеваниям вроде шизофрении.
Но я скажу, что эпифиз способен не только воспринимать волновые колебания света, но и генерировать их, благодаря чему мы и видим сны. Эти волновые колебания света генерируется как уже было сказано, благодаря взаимосвязи сознания и тела через позвоночник, со множеством различных отделов одним из которых является орган — Тимус (лат. thymus, вилочковая железа, зобная железа[1][2]) — лимфоэпителиальный орган лимфопоэза человека и многих видов животных, в котором происходит созревание, дифференцировка и иммунологическое «обучение» T-клеток иммунной системы. Предположительно тимус и является центральным связующим звеном психики между сознательным и бессознательным. Таким образом можно к выводу о том, как была сформирована метафора о мече.
Но как объяснить то, что мечи у джедаев были разноцветные. В буддизме есть такое понятие как чакры.
Чакры – центрические образования вдоль позвоночника вплоть до темени, каждая из которых имеет свою функцию и свой цвет и всего их семь — самых главных, как цветов в радуге. Каждый из этих цветов отражает частоту колебания формирующиеся этими центрическими образованиями – чакрами, соответствующие так же и семи музыкальным нотам от «ДО» красный – самая низкая частота, до «СИ» фиолетовая – самая высокая частота.
Теперь вспомним про то, как наши желания формируют наше мышление. Низкие частоты колебания волн соответствуют самым первичным, инстинктивным потребностям тела, а высокие колебания волн соответствуют сознательной части человека его духовным и интеллектуальным потребностям, а между ними лежит связующая чакра – зеленая, она же сердечная, соответствующая самым высоким одухотворенным чувствам — любви, и можно сказать, что каждый цвет меча каждого из джедаев является отражением его психического состояния, но для женщин и мужчин условия всегда разные, так как один соответствует сознательному аспекту, а другая бессознательному. Места во всем этом для темного/дурного глаз нет, так как оно является нечто другим, тем куда именно стремится свет, ведь те кто читал мои статьи и раньше, должны помнить, что сознательное и бессознательное являются отражениями друг друга и инстинктивно один стремится к другому. Хотя черный меч так же фигурирует во вселенной звездных воин.
Дурной глаз олицетворяет собой центральное место в бессознательном как к примеру имя Ра’с аль Гул – означающий голова демона — как темная сторона сознательного. Это те области психики куда сознанию трудно получить доступ или вообще невозможно. Расписывать это очередной раз я не стану, так как писал об этом уже в разборе фильма «Экзорцист Ватикана» https://dtf. ru/cinema/1929608-film-ekzorcist-vatikana-psihologicheskiy-razbor
2. Doom: Eternal
Еще один пример меча, карающего зло – это сражение Палача Рока с Иконой греха. Этот монстр с головой быка, но гуманоидным телом явно намекает на доминирование инстинктов над сознанием человека, так как бык является олицетворением хтонического начала. Вонзание меча в бычью голову символизирует почти тоже, что и символ инквизиции, только касаемо ума.
Немного окунемся в предысторию священной инквизиции.
«Термин «Инквизиция» происходит от средневекового латинского слова inquisitio, которым описывался любой судебный процесс, основанный на римском праве, которое постепенно вернулось в употребление в течение позднего Средневековья.[8] Сегодня английский термин «инквизиция» может применяться к любому из нескольких учреждений, которые работали против еретиков (или других нарушителей канонического права) в рамках судебной системы Римско-католической церкви. Хотя термин «инквизиция« обычно применяется к церковным судам Католической церкви, он относится к судебному процессу, а не к организации. Инквизиторы «…их называли так потому, что они применяли судебную технику, известную как inquisitio, что можно перевести как «дознание».»В этом процессе, который уже широко использовался светскими правителями (Генрих II широко использовал его в Англии в двенадцатом веке), официальный дознаватель запрашивал информацию по определенному вопросу у любого, кто чувствовал, что у него или у нее есть что предложить».[9]
Инквизиция, как церковный суд, не имела юрисдикции над мусульманами и евреями как таковыми.[10] Как правило, Инквизиция занималась только еретическим поведением приверженцев католицизма или новообращенных.[11]
Подавляющее большинство приговоров, по-видимому, состояло из епитимий, таких как ношение креста, вышитого на одежде, или отправление в паломничество.[1] Когда подозреваемый был признан виновным в нераскаявшейся ереси, каноническое право требовало, чтобы инквизиционный трибунал передал этого человека светским властям для вынесения окончательного приговора. Светский магистрат, «светская рука», затем определял наказание на основе местного законодательства.[13] Эти местные законы включали запреты на совершение определенных религиозных преступлений, а наказания включали смерть через сожжение, хотя наказанием чаще всего было изгнание или пожизненное заключение, которое обычно смягчалось через несколько лет. Таким образом, инквизиторы, как правило, знали о судьбе, которая ожидала любого заключенного под стражу.[14]
В издании 1578 года Directorium Inquisitorum (стандартное руководство для инквизиции) была изложена цель инквизиционных наказаний:… quoniam punitio non refertur primo & per se in correctionem & bonum eius qui punitur, sed in bonum publicum ut alij terreantur, & a malis committendis avocentur (translation: «… ибо наказание происходит не в первую очередь и само по себе не для исправления и блага наказываемого, а для общественного блага, чтобы другие могли прийти в ужас и отвыкнуть от зла, которое они могли бы совершить») . [15]
До 1100 года католическая церковь подавляла то, что считала ересью, обычно с помощью системы церковных запретов или тюремного заключения, но без применения пыток,[5] и редко прибегая к казням.[16][17] Против таких наказаний выступал ряд священнослужителей и теологов, хотя в некоторых странах за ересь полагалась смертная казнь.[19] Папа Сириций, Амвросий Миланский и Мартин Турский протестовали против казни Присциллиана, в основном как неправомерное вмешательство гражданского суда в церковную дисциплину. Присциллиан, которого многие считали еретиком, был казнен как колдун. Амвросий отказался признать Итакия из Оссонубы, «не желая иметь ничего общего с епископами, которые посылали еретиков на смерть».[20]
В 12 веке, чтобы противостоять распространению катаризма, преследование еретиков стало более частым. Церковь поручила советам, состоящим из епископов и архиепископов, учредить инквизиции (Епископальную инквизицию). Первая инквизиция была временно учреждена в Лангедоке (юг Франции) в 1184 году. Убийство папского легата папы Иннокентия Пьера де Кастельно в 1208 году положило начало альбигойскому крестовому походу (1209-1229). Инквизиция была окончательно учреждена в 1229 году (собор в Тулузе), управлялась в основном доминиканцами[21] в Риме, а позже в Каркассоне в Лангедоке.»
Из этого описания можно сделать вывод, что святая инквизиция считалась божьей дланью, карающей грешников, а самым большим грешником является отец лжи, склоняющий всех к себе. Значит этот символ изображает меч господа, карающий дьявола. Однако нас должно интересовать это понятие не с теологической точки зрения, а с точки зрения психологии.
Все это прямо перекликается с сюжетом самого фильма, в котором герои должны были одолеть зло в лице владыки ада.
Суть этого символа в том, что разум воздействует на бессознательное, таким образом, чтобы нивелировать его негативное воздействие на психику. Бессознательное, само по себе имеет свойство создавать границы для сознания, и оно обусловлено инстинктом самосохранения, в ином случае психика человека не могла бы существовать, но здесь есть и обратная сторона, при нарушении гармонии в психике, одна из ее сторон неизбежно начинает доминировать, что приводит к постоянному противостоянию, психика человека становится словно маятник качающийся из стороны в сторону, в попытках стабилизировать свое состояние которые находят свое отражение в произведениях культуры таких как, картины, архитектурные строения, художественные произведения, игры и кино. Что бы понять это советую подробнее ознакомится с понятием синемалогия Психология кино — Википедия (wikipedia. org).