Тут в «Ведомостях» вчера вышла заметка о фильме «Барби» с очень интригующим названием – «В чем сила, Барби? Почему фильм о кукле стал самым человечным хитом». Заметка спорная, но небезынтересная.
Сразу скажу, фильм я не смотрел и вряд ли посмотрю в обозримом будущем (камон, у меня больше тысячи фильмов в вишлисте). Разговор пойдет обо всей этой шумихе вокруг картины Греты Гервиг, которая (слава богам!) постепенно сходит на нет.
Если вкратце, то заметка в качестве причины успеха «Барби» называет «синтез таланта и больших бюджетов». Дескать Грета Гервиг вместе с Ноа Баумбахом написала замечательный сценарий, а потом не менее талантливо все засняла. Warner Bros только успевали кидать в кинематографистку деньги. Поэтому и кино получилось хорошим, с авторским взглядом на гендерные проблемы, феминизм и патриархат.
Так-то оно может и так, но меня в тексте «Ведомостей» зацепила другая информация. А именно:«По сообщениям еженедельника Variety, затраты на маркетинговую кампанию составили $150 млн – при бюджете самого фильма в $145 млн».То есть затраты на рекламу сопоставимы с каким-нибудь супергеройским блокбастером. На продвижение «Мстителей: Финал» потратили $200 млн.
Я не могу оценить эффективность продвижения фильмов MCU, но маркетингом «Барби» занимались настоящие боги рекламы. PR-компания с постройкой трехэтажного розового особняка, коллаборациями с Google, брендами одежды и косметики, коробками для кукол в кинотеатрах и просто зашкаливающим количество публикаций в СМИ и соцсетях обеспечила небывалый уровень вовлеченности зрителя.
Тут еще стоит заметить, что «Барби» вышла в удачное время, когда в обществе (в основном западном) давно созрел запрос на большие фильмы с агрессивным феминистическим посылом. И ответом на этот запрос стало крупное студийное кино, основанное к тому же на самой известной кукле для девочек. Короче, тематическое наполнение фильма само делает ему рекламу.
Дополнительный пиар «Барби», конечно, обеспечил выход в один день с «Оппенгеймером», который тоже сделан на мощностях Warner Bros. Правда мне с моей колокольни видится, что картина Нолана от такого сдвоенного релиза получила больше плюшек, и благодаря мемам ее аудитория вместе с кассовым потенциалом сильно расширилась.
Фильм «Барби» — это, прежде всего, коммерческий продукт, созданный усилиями корпораций, про что почему-то многие забывают. Его успех определяется не столько качеством, сколько холодным расчетом, направленным на охват максимально большой аудитории. Я боюсь представить, через сколько фокус-групп прошел без сомнения авторский проект Греты Гервиг, сколько команд маркетологов работало над его продвижением, сколько контрактов было заключено в процессе и сколько денег по итогу заработает компания Mattel на такой рекламе своей продукции. Ответ на все озвученные вопросы – много.
На сегодняшний день «Барби» собрала $1,187 млрд. Компания Mattel не растерялась. Уже анонсированы проекты про динозаврика Барни, машинки Hot Wheels, карманные куклы Polly Pocket и другие игрушки. Где-то рядом маячит фильм про «Монополию», но это уже продукция Hasbro. Короче, адаптациям комиксов придется подвинуться. Pink is the new Black.