Рождение и смерть стриминговых сервисов

Предисловие

Предлагаю обойтись без разглагольствований и сразу окунуться в историю. Все рассуждения и воду оставлю на финал данной работы.

Начало

Всё началось в 1997 году. Тогда в США на поприще видеопроката господствовала компания Blockbuster. Это ныне мёртвая сеть салонов аренды видеокассет с фильмами, которая была популярна в 80-е — 90е. Работала аренда так: вы приходите в салон видеопроката и выбираете фильм и сроки его аренды, от одного дня до трёх и далее. Первый день стоил от 2 до 3 долларов, дальше по доллару за день. Blockbuster также предлагал опцию в 5 долларов за 3 дня аренды. Но был один существенный недостаток: клиентам самим приходилось ходить в эти салоны и брать нужные им фильмы. Помимо прочего, аренда сопровождалась бюрократической морокой, и в случае, если человек просрочил аренду, он платил большой штраф, вплоть до 20 долларов на 2001 год. На фоне этого только что продавший свою компанию Pure Software Рид Хастингс вместе со своим другом Марком Рэндалфом решает создать сервис по аренде фильмов. Рэндалф в то время как раз был занят в сфере грузоперевозок. Хастингс же решает исправить все недостатки монстра видеопроката, так что при создании своего сервиса перенёс всё в двухгодовалый, на тот момент, Интернет. Юридическую сторону аренды он взял на долю компании, чтобы клиентам не приходилось тратить время на заполнение договоров и прочей макулатуры. В качестве носителя Хастингс выбрал не устаревшие и быстро портящиеся кассеты, а появившиеся на тот момент всего как несколько месяцев DVD-диски. Так была основана компания Netflix. Хастингс смекнул, что такого рода бизнес потребует широкого распространения отделений, так что сразу же открыл десятки филиалов во всех штатах страны. Можно сказать, что каждый аспект его бизнес-модели был сверхпрогрессивным и опережающим своё время.

Интересно, однако, и то, что Хастингс предлагал компании Blockbuster купить Netflix за $50 млн., но те отказались. Как же сильно они ошибались…

Затем, в 2007 году Netflix постепенно отходит от концепции доставки DVD-дисков и активно развивает свой одноимённый потоковый сервис. К тому моменту в онлайн-библиотеке сервиса было менее 1000 фильмов. Но уже через 2 года их количество выросло в 12 раз. Хоть это всё ещё и было мало по сравнению с библиотекой DVD-дисков, насчитывавшей 100 тыс. фильмов, прогресс не стоял на месте. С ростом скорости работы Интернета и его повсеместным распространением за счёт снижения стоимости его оплаты стремительно росло и количество медиаконтента. За это в том числе стоит поблагодарить и горячо любимый нами YouTube, запустившийся в 2006 году и давший невероятный толчок развитию отрасли.

Здесь я хочу сделать небольшую оговорку по поводу категорий, о которых мы говорим, то есть, обозначу различие между стриминговыми сервисами и онлайн-кинотеатрами (хоть в последнее время их почти нет). В первую очередь, стриминговый сервис отличается наличием оригинального или эксклюзивного контента. Часто при стриминговых сервисах даже есть свои студии (как у Netflix, например), на которых производство и осуществляется. Если онлайн-кинотеатры отличаются между собой разве что оформлением приложения и различными финансовыми исхищрениями в виде скидок и промокодов, имея плюс-минус одинаковую библиотеку фильмов, то стриминговые сервисы соревнуются между собой в скорости выкупа фильмов и сериалов у других студий и качеством собственного оригинального контента. Также долгое время онлайн-кинотеатры работали по принципу реальных кинотеатров, то есть продавали фильмы по отдельности или сдавали в аренду на пару дней. Теперь, правда, и они перешли на подписочную систему, а некоторые даже обзавелись оригинальным контентом (например, КиноПоиск или Megogo).

Новая эпоха

Новую эпоху стриминговых сервисов ознаменовал запуск HBO Go. В отличие от Netflix, HBO изначально был телеканалом. Вещал он аж с 1972 года и за это время успел накопить огромную библиотеку различных фильмов, сериалов, ток-шоу и других передач (и да, именно он выпустил такие сериалы как Во все тяжкие и Игра престолов). Развитие канала также происходило постепенно. Первой весточкой перемен был платный канал HBO on Demand, запущенный в 2001 году и позволявший клиентам смотреть любые передачи телеканала в любое время. По сути, это была ТВ-приставка с возможностью выбора контента. Сам же контент поступал через провайдера. Для примера, представим, что условная Россия-1 сотрудничает с Билайном. Провайдер через свою приставку устанавливает вам сервис и за счёт своих мощностей транслирует контент России-1. Постепенно руководство поняло перспективность потокового вещания через Интернет, и уже через 9 лет запускается интернет-сервис HBO Go, где был собран весь контент телеканала. Ещё через 5 лет запускается сервис HBO Now, который отличало от предшественника отсутствие необходимости в приобретении подписки на телеканал. Правда работало сие чудо только в США. Дальнейшую историю сервиса обсудим чутка позже, ведь параллельно с HBO и Netflix начал развиваться ещё один медиагигант.

В 2006 году запускается сервис Amazon Unbox, который представляет из себя онлайн-кинотеатр с возможностью скачивания контента. По сути, сервис продолжал идею своей материнской компании. Однако Unbox быстро загнулся из-за проблем с воспроизведением контента и его удалением в случае неуплаты подписки. Ему на смену пришёл Amazon Video on Demand (ничего не напоминает?), затем Amazon Instant Video, а к 2015 году сервис обрёл свой окончательный вид. Вместе с тем в 2010 году была основана Amazon Studios, которая, как это нетрудно понять, производила контент для потокового сервиса. В общем, метаморфозов данная компания претерпела больше остальных. Множество ребрендингов, внутренних перестановок и перезапусков сыграли свою роль и отразились на скорости развития сервиса. По большому счёту, выживал он только за счёт того, что входил в подписку Amazon Prime, которая также давала различные плюшки при покупке товаров в онлайн-магазине компании.

Последним крупным стриминговым сервисом, запустившимся в 00-е был Hulu. В России о нём мало слышно из-за того, что доступен сервис только в США, но у себя на родине это достаточно крупный игрок на рынке. Ещё бы, когда твой владелец Disney… Безусловно, в распоряжении Микки Мауса есть ещё множество различных стримингов на подобие Hystory+ или ESPN+, однако контент там представляет собой скорее набор записей прямых трансляций и является побочным эффектом телевизионного производства. Hulu же располагает несколькими сериалами, среди которых и проекты по комиксам Marvel, и огромным множеством ТВ-шоу, такими как Спойлер с Кевином Смитом. Забавно то, что Hulu это полная противоположность HBO в том смысле, что это изначально потоковый сервис, который через несколько лет (в 2017, если быть точным) обзавёлся собственным телеканалом. Тем не менее, запустился сервис в 2007 году и множество раз делился между различными конгломератами, в числе которых WarnerMedia, Facebook и Comcast. Его главой сразу же был назначен уже известный нам по истории Снайдерката Джейсон Килар. Сейчас на Hulu подписано более 41 миллиона человек, даже при том, что контент там не сказать, что очень притягивающий.

Следующие несколько лет все эти стриминговые сервисы сосуществовали и развивались параллельно. Резкие шаги вперёд случались редко и происходили только уже во второй половине 2010-х. Одним из таких стал триумф Ромы Альфонса Куарона на Оскаре-2019. Это первый фильм Netflix и стриминговых сервисов вообще, удостоенный номинации на Лучший фильм (это не говоря о двойной номинации на Лучший фильм на иностранном языке и Лучший фильм года, коей удостаивались до этого лишь пара фильмов). Другим прорывом стал сериал Пацаны от Amazon Prime. Благодаря им про этот сервис все резко вспомнили. Хоть в их распоряжении и были такие шоу как Гранд Тур и Человек в высоком замке, будем честны, вы когда-нибудь использовали хотя бы пробную подписку на Amazom Prime?

Последним крупным событием перед главным периодом для стримингов является прорыв Netflix в наградном сезоне 2019 — начало 2020 как в кино, так и в телевизионной сфере. 2020, в частности, стал первым годом, когда он обогнал HBO по количеству номинаций на премии Эмми.

Количество номинаций на Оскар также стремительно выросло. Из статистики Business Insider следует, что с 2016 по 2020 годы количество номинаций фильмов Netflix выросло с 2 до 24. Это при условии, что для того что бы быть номинированными, нужно иметь хотя бы ограниченный прокат.

Революция

Все мы застали мир в огне. Миллионы людей погибли или сильно пострадали, многие лишились своих работ, а тысячи бизнесов разорились. Пандемия коронавируса затронула каждого из нас. Однако это не мешает медиакорпорациям грести деньги лопатой. Увидев то как десятки, а то и сотни миллионов людей просто сидят дома, ничего не делая, ушлые ручонки маркетологов начали ехидно искать способы на этом заработать. Решение нашлось практически мгновенно — контент! 2020 год стал Ренессансом не только для стриминговых сервисов, но и для всех IT-компаний, в целом. Однако разбирать увеличивающуюся прибыль от продажи айфонов я сейчас не собираюсь.

Предлагаю разобрать хронологию влёта стриминговых сервисов в 2020 году. На самом деле, в самое удобное время запустился Disney+. Мало того, что сделал он это в самый успешный для кинематографа год за последнее десятилетие, так ещё и успел произвести сверхуспешный сериал Мандалорец, входящий во вселенную Звёздных войн. Запуск сервиса произошёл 12 ноября 2019 года, ровно за 2 месяца до начала всем известных событий. Сам же Disney+ представлял из себя библиотеку из ВСЕГО медиаконтента, находящегося в распоряжении конгломерата Disney. Чтобы вы понимали масштаб, о котором идёт речь, по этой ссылке будет схема со всеми владениями корпорации. Но вот небольшая часть того, что им принадлежало даже до покупки компании 21 Century Fox:

Как бы то ни было, люди побежали толпами скупать эти подписки, потому что, мало того, что они получали примерно ¾ своих предпочтений, так ещё и стоила подписка копеечные 8 долларов за минимальный пакет. Для сравнения, главный на тот момент их конкурент Netflix предлагал самую базовую подписку за 9 долларов, а контента предлагал хоть и не меньше, но качеством он уж точно уступал таким франшизам как Звёздные войны, Marvel, Люди-Икс и Чужой.

За 2 недели до него запустился очень неожиданный в сегодняшней подборке сервис. Это изначально не телеканал и не сервис доставки. Это… самая крупная корпорация в мире. Apple TV+ даже можно назвать исключением, потому что он не зависит от вложений инвесторов или рейтингов, ведь является скорее предатком к технике компании, хоть и представен на других платформах. Не смотря на выпуск пары неплохих сериалов типа Утреннего шоу с Дженнифер Энистон и Защищая Джейкоба с Крисом Эвансом, сервис пока не может всерьёз конкурировать с другими гигантами индустрии (хотя казалось бы).

Дальше начался тотальные международный локдаун. Люди сидели по своим домам и всё, что им оставалось, это смотреть телевизор или лазить в Интернете. Так что Netflix и Disney+ следующие 5 месяцев доминировали на поприще стриминговых сервисов. Огромное количество контента, демократическая цена и удобное время запуска позволили сервису мышиного дома всего за полгода набрать аудиторию в 60 миллионов пользователей только в Северной Америке и Европе. На данный момент его аудитория превышает уже 100 миллионов человек. В это же время Netflix только за первые 3 месяца пандемии увеличивает количество своих подписчиков на 15 млн. человек. На апрель 2021 его суммарная аудитория составляет и вовсе 206 млн. человек. Увидев такой невероятный успех, боссы других компаний впопыхах начали делать свои сервисы. И тут началось…

6 апреля запускается сервис Quibi, который пилили ещё с 2018 года. Собрав от инвесторов 1,75 млрд. зелёных, Джеффри Катценберг… Хотя, про него лучше отдельно. Итак, Джеффри Катценберг это бывший руководитель Disney, под руководством которого студия выпустила свои величайшие хиты (Русалочка, Король Лев, Красавица и Чудовище и т.д.). Он также сооснователь и СЕО студии DreamWorks, которую вы тоже наверняка знаете. Более того, этот мужик был кингсмейкером (серый кардинал в политике) Демократической партии США и одним из её самых крупных спонсоров. Теперь можно вернутся к истории сервиса. Итак, главный спонсор Демократической партии чудом находит почти 2 млрд. долларов на реализацию достаточно спорного сервиса по созданию короткометражных фильмов и сериалов для просмотра на телефоне. То есть это должен был быть аналог Карамбы ТВ или Спасибо, Ева!, но с большим бюджетом. Нет, звучит то это круто и перспективно, но только если вы 70-ти летний дед, который считает, что у всех зумеров клиповое мышление. Как бы то ни было, Quibi запускается и… Его судьбу мы оставим на десерт.

Следом, 15 апреля, в свет выходит фирменный стриминговый сервис конгломерата Comcast, владеющего телеканалами объединения CNBC. Чтобы было понятней, это им принадлежат такие сериалы как Бруклин 9-9 (только с 6 сезона) и франшиза WWE (рестлинг, если проще). Peacock, а именно так он называется, не сказать, что интересен из-за не очень разнообразной библиотеки и такого себе качества самих продуктов. Игнорировать его, однако, тоже нельзя, потому что подписано на него 42 миллиона человек, что делает его крупным звеном этой цепочки.

Заканчивает наше весеннее трио самый крупный из всех этих сервисов, чей запуск, однако сопровождался скандалами и множеством проблем. HBO MAX должен был стать конкурентом Netflix и Disney+, но в итоге вышел пук. Не смотря на обширную библиотеку фильмов и сериалов, боссы AT&T, видимо, посчитали себя новыми Apple, так что задрали ценник до каких-то космических 15 долларов в стандартной версии. Это в 2 раза больше, чем у любого из их конкурентов. Такое отношение к клиентам дало о себе знать и в первые 3 месяца после запуска, состоявшегося 27 мая, на сервис подписались только 6 миллионов человек. А теперь вспомните суммарное количество подписчиков Netflix. Дальнейшая история этого сервиса достойна целой документалки, потому что большего ажиотажа вокруг любого другого сервиса и близко не было. Самой известной является история второй половины 2020 года, когда компанией было принято решение (внимание!) выпустить все свои кинотеатральные релизы одновременно в кино и на стриминговом сервисе. И, казалось бы, выпускайте, кто мешает? Тем более, что Disney уже так сделали. Но было одно большое НО: они никого не предупредили. Под никого я подразумеваю актёров, режиссёров, продюсеров, композиторов и всех остальных, кто над этими фильмами работал. Хуже всего отозвались об этом решении два гениальных гения кинематографа: Дени Вильнёв и Кристофер Нолан. Второй, провал фильма которого (вышедший в сентябре Довод собрал в мировом прокате 350 млн. долларов при бюджете в 225 млн.), между прочим, и стал причиной такого решения, вообще назвал HBO MAX худшим стриминговым сервисом и разорвал все контакты с Warner Bros. Вильнёв был более сдержанным, но тоже высказался против такого смешанного релиза, потому что сам является поклонником кинотеатров и хочет, чтобы зрители видели его фильм на самом большом экране. Собственно, руководство сервиса своё решение отменять не собиралось, а потому от гнева киноделов решило просто откупиться, возместив им все издержки (формат выпуска Дюны, правда, до сих пор под вопросом). Просто для тех, кто не в курсе, режиссёры и актёры часто сидят на проценте от сборов, и это прописано в их контрактах. Потому им важно то, как фильм покажет себя в прокате. В данном же случае студия прокат, можно сказать, убила своим решением, дав сервису откусить кусок прибыли своих работников и даже кинотеатров. Многие зрители по понятным причинам такое решение также осудили, хотя есть и те, кто считают его прогрессивным, а кинотеатры пережитком прошлого.

Следующий год у стриминговых сервисов дела идут в гору. Количество людей, сидящий дома растёт, а контента становится всё больше (до тех пор пока в запасе оставались уже отснятые фильмы и сериалы). Явный отрыв остаётся за Netflix, Disney+ и Amazon Prime (с оговоркой, что он включает в себя не только стриминговый сервис), у которых по 100 — 200 миллионов подписчиков. Остальные же терпят крушение. HBO MAX всеми силами пытается привлечь новую аудиторию, что даже анонсируют выход Снайдерката, а Peacock хоть и набирает 30 млн. подписчиков, но делает как-то слишком уж тихо. Хуже всего пришлось сервису Джеффри Катценберга. Спустя 6 месяцев существования Quibi подали на банкротство, а весь контент переместили на платформу производителя видеопроигрывателей Roku. Дальше дела начали идти на спад и у остальных. По статистике консалтингового агентства Deloitte более 60% клиентов стриминговых сервисов отменяют свои подписки после просмотра интересующих их проектов. Перемещаясь в настоящее время, можно наблюдать повышенный спрос на кинотеатры. Фильмы, на которые в обычное время никто бы не пошёл, собирают полные залы. Ярким примером этого является Конг против Годзиллы, который смог обогнать по сборам вторую часть Годзиллы, выходившую двумя годами ранее в более удобное время. И это при том, что КпГ выходил одновременно в сети и в кино. Эта ситуация показывает то, что в отношении решения выпустить фильм в таком виде ошибались и те, кто были за, и те, кто были против. Противники кинотеатров убедились в наличии спроса на них, а защитники кинотеатров выдохнули с облегчением, увидев, что люди всё равно шли на фильм именно в кинотеатр. Также это решение повлияло на руководство WarnerMedia, ведь теперь они приняли решение оставить смешанный прокат особенностью только 2021 года, обещая выпускать последующие фильмы только в кино. Так что на данный момент мы наблюдаем некое затишье на поприще кино, так как из-за пандемии съёмки множества проектов были сдвинуты.

Закат эпохи (но это не точно)

А теперь о названии данного лонгрида. Почему я написал о смерти стриминговых, если у них всё так хорошо? Да, отчасти я слукавил, но лишь отчасти. Дело в том, что обстановка в мире ничего хорошего не внушает, а значит платёжеспособность аудитории расти также будет очень и очень вряд ли. Интерес публики тоже удерживать трудно и пока единственные, кто это делает только за счёт оригинального контента, это Netflix. Disney привлекает аудиторию при помощи фильмов, которые выходили ещё в кино, а Amazon и вовсе включает стриминг в состав общей подписки. Как бы то ни было, не каждый может тратить в месяц по 80 долларов только на стриминги с кино, ведь есть ещё музыка, игры, учёба и т.д. Приходится выбирать. Собственно, я считаю, что такие сервисы как Peacock просто умрут, если не начнут делать действительно мейнстримный контент (пример Quibi это показал). Hulu так же может в обозримом будущем кануть в небытие из-за появления Disney+. Так что можно сказать, что нас будет ждать монополия из трёх – четырёх крупных игроков, за спинами которых всегда есть большой брат.

Другой расклад более вероятный и исходя из него стриминги просто займут нишу инди-проектов. Кинотеатры также будут жить, но скорее в качестве парков аттракционов, куда люди будут ходить за очередными Мстителями или новыми частями Форсажа. Особенно заметно это стало после покупки Netflix‘ом прав на следующие 2 фильма франшизы Достать ножи, за которые они вывалили аж 440 млн. долларов. Просто напомню, что бюджет оригинальной картины был в 10 раз меньше. В общем, стриминговые сервисы станут пристанищем фестивального кино, сериалов и различных шоу, полностью заменив собой телевидение.

Подводя какой-то итог, могу сказать, что стриминговые сервисы были следствием научно-технического прогресса и продуктом, на который есть спрос. Сейчас они настолько развились, что сами могут диктовать тенденции рынка. Например, стандарты Netflix заставили компанию Arri, занимающуюся производством кинокамер, сделать новую модель с разрешением 4.5К, так как сервис был готов запретить использование их камер из-за слишком низкого разрешения. И этот пример далеко не последний. Хоть такое происходит и не часто и руководства стримингов принимают достаточно странные решения, можно сказать, что невидимая рука рынка в любом случае расставит всё на свои места. Пусть даже эти места пока нам не очевидны, а повлиять на их расстановку мы можем только своими купюрами, это всё равно будет очень и очень интересно. А до тех пор нам остаётся только сидеть и наблюдать.

Спасибо большое за прочтение. Если вам понравился материал, поделитесь им в соцсетях!

 

Источник

Читайте также

Меню