Чёрная комедия про путешествие по загробному миру для самоубийц с саундтреком от Тома Уэйтса и Gogol Bordello.
Про хорватского режиссёра Горана Дукича едва ли известно хоть кому-то, кроме поклонников «Самоубийц». Один из самых примечательных инди-дебютов нулевых не подарил миру нового Кустурицу или Джармуша – сняв фильм, получив пару призов на фестивалях и преимущественно хорошую критику, Дукич навсегда исчез с радаров. Так чем же хороша его дебютная картина, к чему вспоминать её сегодня?
Молодой парень по имения Зия (Патрик Фьюджит из «Почти знаменит»), недавно расставшийся с любимой девушкой, решает выпилиться. Под пластинку с песней Dead and Lovely Тома Уэйтса он тщательно убирается в квартире, поливает растения и вскрывает себе вены. Но на этом, как ни странно, жизнь не заканчивается: отрубившись на полу в ванной, Зия попадает в этакий лимб, мир, предназначенный самоубийцам.
Мир этот не сильно отличается от нашего, разве что он немного хуже. Бескрайняя периферия, населённая аутсайдерами и психопатами; здесь никто не улыбается, на небе нет звёзд, а вокруг только разруха и уныние. Однако назвать это место мрачным нельзя, скорее странным и меланхоличным – своим настроением оно напоминает локации из фильмов Джармуша, будь то Нью-Йорк из «Отпуска без конца» или даже Детройт из «Выживут только любовники». И это первая интересная находка Дукича: если сцены нашего мира объективны, представлены в обычной цветокоррекции, то мир самоубийц – это материализовавшееся восприятие человека, глядящего за грань.
Зия отказывается от новых попыток убить себя (вдруг будет ещё хуже?), он снимает комнату, находит работу в пиццерии и под Joy Division монотонно попивает вечерами пиво в местном баре.
Там же он встречает Женю, русского эмигранта и музыканта-неудачника – его образ списан с Евгения Гудзя из группы Gogol Bordello (собственно, песни персонажа – это и есть песни группы). Евгений живёт с родителями и младшим братом. Шутка о русских, для которых очень важна семья и которые даже в загробном мире пьют за здоровье, многое говорит о юморе картины.
Спустя какое-то время Зия узнаёт, что его девушка также свела счёты с жизнью, и вместе с Евгением отправляется на поиски. В самом начале путешествия к ним примыкает Микал – автостопщица, утверждающая, что оказалась в мире самоубийц по ошибке. Что же, случайный передоз и суицид действительно разные вещи.
Кстати, в фильме появляется и вышеупомянутый Том Уэйтс. Музыкант, известный своим хриплым, «вымоченным в бочке с бурбоном» голосом, любит сниматься в нестандартных картинах, за свою карьеру он успел сыграть небольшие роли у Копполы в «Бойцовой рыбке», в «Кофе и сигаретах» у Джармуша, а также в «Семи психопатах» у Мартина Макдоны. «Самоубийцы» здорово дополняют список, здесь Уэйтс сыграл Кнеллера – безумного и загадочного хозяина трейлерного парка.
На первый взгляд «Самоубийцы» – типичная жизнеутверждающая комедия, коих много. На деле же – это довольно оригинальное высказывание о тяжёлом психоэмоциональном состоянии, в котором может очутиться каждый. И главное здесь, словно говорит нам режиссёр, – правильная компания.
Горан Дукич поступил изобретательно, упаковав тривиальную историю о любви в несколько жанровых обёрток: тут и фантастика, и чёрная комедия, и фильм-путешествие. У каждого жанра будто есть своя задача: показать восприятие героя, его реакцию на обстоятельства, а также этап их преодоления.
При этом фильм до конца остаётся развлекательным. Местами он напоминает «Трассу 60» Боба Гейла, однако не столь прямолинейный: за счёт визуальной и сюжетной приземлённости его метафоры и фэнтезийные элементы не бросаются в глаза. Как маленькие чудеса вроде летающих спичек, на которые чудаковатый Кнеллер просит не обращать внимания.