Продолжаю открывать для себя старые игры. Вернее, в данном случае, открывать заново. Впервые в Rise of the Triad: Dark War я играл ещё будучи школьником младших классов. Но не смог далеко в ней продвинуться, так как игра показалась для меня тогда слишком сложной. Зато мне хорошо запомнилось как это круто стрелять с двух пистолетов одновременно. Прям как в боевиках, которые я смотрел тогда на кассетах VHS. И сейчас я решил заново попробовать себя в этой игре. Но начнём по порядку.
Геймдизайнер Rise of the Triad: Dark War – Том Холл, был одним из основателей великой Id Software. Он работал над такими проектами как Commander Keen, Wolfenstein 3D, Spear of Destiny и, конечно, Doom. Как раз при работе над последним у Тома возникли разногласия с Джоном Кармаком и он покинул Id Software, чтобы присоединиться к Apogee.
Изначально игра Rise of the Triad: Dark War, разработку которой отдали как раз Apogee, должна была быть просто сиквелом к Wolfenstein 3D. Её рабочими названиями были Wolfenstein II и Wolfenstein 3D: Rise of the Triad. По первоначальному сюжету протагонисту предстояло после победы над Гитлером сразиться с силами, стоявшими за его спиной, чьей марионеткой он просто являлся. Эти силы, могущественные корпорации, объединённые в организацию под названием Триада, хотели при помощи угрозы применения ядерного оружия, захватить власть над миром. Но в какой-то момент Джон Ромеро из Id Software, которая владела правами на Wolfenstein, связался со Скоттом Миллером, руководителем Apogee, и сказал, что проект отменяется. Миллер предполагает, если верить Википедии, что вызвано это было нежеланием Id Software отвлекать внимание у потенциальных покупателей от серии Doom. Хотя Heretic вышла всего на несколько дней позже Rise of the Triad: Dark War и её издателем были Id Software. В общем, какая-то тёмная история.
Однако к тому времени было уже сделано много работы над новой игрой. И Том Холл решил доделать её со своим собственным сюжетом и новыми фичами, используя улучшенный движок Wolfenstein 3D, выжав из него максимум.
По новому сюжету действие игры происходит «через один год в будущем» (1996-ом?). Группа спецназа HUNT (High-risk United Nations Taskforce) прибывает на лодке к острову Сан-Николас, что в двадцати милях от Лос-Анджелеса, чтобы исследовать деятельность таинственного культа, окопавшегося в местном монастыре. Ваша группа встречает на острове сбежавшего из монастыря человека, которой рассказывает о проведении там оккультных ритуалов и изготовлении оружия массового поражения. Лодка, на которой прибыл спецназ, уничтожается врагом, а все радиосигналы глушатся. Так что у элитного отряда бойцов не остаётся другого выхода кроме как самим пойти на встречу врагу и попытаться остановить запуск ракет по Лос-Анджелесу.
Да, по сюжету, кат-сценам и заставкам, воюете вы не в одиночестве, а в составе группы из пяти человек. Однако в самом процессе игры это никак не отображается, по факту вы один и никаких диалогов или взаимодействия с группой нет. Это чисто сюжетная штука.
Зато в начале игры вы можете выбрать одного из пяти персонажей за кого играть. Это мужчины и женщины разной этничности. Различаются также их игровые характеристики по скорости, точности и здоровью. Детальное описание каждого перса вы можете найти в мануале, который прилагается к игре, ну или в интернете. Но скажу только, что не советую играть основную кампанию за Лорелей Ни, у неё меньше всего хитпоинтов. А Дуг Вендт – самый медленный, но самый выносливый. Слышал мнение, что для прохождения дополнения Extreme Rise of the Triad лучше выбирать самого быстрого персонажа – это Ти Баррет. Я же проходил игру середнячком Тарадино Кассатом. Ах, да, герои различаются голосами, видом и цветом рук и… если я правильно заметил — немного ростом.
Хочу сказать пару слов о странностях мифологии игры. Вообще Триада – это название, как вы, наверное, знаете, для китайских криминальных организаций. Зачем было в качестве международной оккультной преступной организации выбирать именно китайский «бренд» мне непонятно. Можно было бы взять иллюминатов, например. Или рептилоидов) Ну видимо создатели решили, что «Триада» — хорошая раскрученная торговая марка. Но кроме названия и треугольного символа ничего близко китайского в игре нет. Имя главного босса вообще испанское, а говорит он на латыни. В качестве основного оружия в игре используются пистолеты Walter PP и пистолет-пулемёт MP40, всё это немецкие разработки времён Второй мировой и выглядят они немного странно «через один год в будущем». Большинство рядовых культистов также ходят в форме, похожей на нацистскую. Это такой атавизм сиквельного происхождения игры. Если в Wolfenstein 3D в качестве бонусов нужно было собирать драгоценности, то в Rise of the Triad собираются анхи. Кресты с овальным верхом, это изначально египетский иероглиф жизни, который в дальнейшем получил распространение и в коптском христианстве и… в субкультуре готов. Хотя, на мой взгляд, такая эклектика скорее красит игру, чем наоборот. Если китайских нацистов вам мало, то будут ещё боевые роботы и монахи-энергетические вампиры. Но обо всём по порядку.
GOG описывает Rise of the Triad: Dark War как «классический шутер от первого лица с элементами аркады». На самом же деле иногда кажется, что это аркадный 3д-платформер с элементами шутера. Ладно, я может преувеличиваю, но «аркадности» в игре действительно очень много. Как и в других классических шутерах той эпохи, нам нужно собирать ключи, чтобы добраться до выхода с уровня, попутно уничтожая группы и реже полчища врагов. Но геймплей Rise of the Triad: Dark War разительно отличается от геймплея Wolfenstein 3D. Так как игра Rise of the Triad основана на движке Wolfenstein 3D, то сохраняет, как я понимаю, некоторые его ограничения, как то: «одноэтажность» уровней и в основном прямые углы у стен и пространства. Но! В Rise of the Triad: Dark War, как и в Wolfenstein 3D нет кнопки прыжка, но прыгать вам придётся много и очень даже много! Во-первых, в игре есть обилие jump pads, батутов в общем. Зачем кому-то понадобилось расставлять розовенькие батуты по всему готическому монастырю я не знаю, но вот так оно вот. При помощи этих батутов можно подпрыгивать до самого потолка, а потолки в игре высокие, преодолевать препятствия и ловить бонусы. Ваши противники тоже могут на них прыгать, если что. Можно отстреливать их прямо в полёте. Во-вторых, ни один уровень, по-моему, не обходится без gravitational anomaly disks (GAD). Мануал сообщает нам, что ГАДы – это совместное творение высоких технологий и магии главных боссов Триады. По сути — это просто круглые диски, на которые можно вставать. Большая часть из них образует лестницы, создавая иллюзию «этажности» пространства, но многие – ещё и двигаются, то есть летают, позволяя игроку забираться в непроходимые по земле места. На многих уровнях сочетание батутов и ГАДов создаёт классные композиции, позволяющие хорошо повеселиться в воздухе. А где-то наоборот есть необходимость рассчитывать момент, чтобы вовремя прыгнуть на движущийся ГАД с другого ГАДа и это бывает раздражает. Большое внимание в игре уделяется сбору бонусов – анхов. Которые как раз часто находятся в воздухе или труднодоступных местах. Зачем они нужны, если честно, не очень понятно. Мануал сообщает, что если словить достаточно анхов, то можно получить дополнительную «жизнь». Но может с моей версией игры от GOG что-то то не то или не знаю что, но у меня эти дополнительные жизни нигде не отображались (в отличии от Wolfenstein 3D), а умирая, я всё также попадал или на последний сейв или в начало уровня. Однако я всё же из чувства перфекционизма продолжал их собирать) В конце каждого уровня вам начисляются бонусы, которые почему-то делятся, помимо прочего, на… республиканские и демократические. При чём тут политические партии США я не знаю, надо у Трампа спросить. И ещё есть всякие разные забавные бонусы типа Skin of Your Teeth – пройти весь уровень с одной полоской жизни и т.д. и т.п.
Уровни в игре большие, мне кажется, что сильно больше чем в Wolfenstein 3D. Порой даже гигантские. На Steam это продаётся как крутая фишка: «супер огромные уровни – до миллиона квадратных футов!». На деле же многие уровни сильно наскучивают блужданием туда-сюда по однообразным коридорам в поисках третьего ключа от двери, которая, блин, в миле назад. На некоторых уровнях есть «лифты», которые на самом деле не лифты, а просто двери в другую часть карты, но они гудят и дребезжат, создавая иллюзию перемещения по вертикали. В принципе прикольно реализовано.
Что ещё вам может встретиться на уровнях? Pushwalls. Сдвигающиеся стены как в Wolfenstein 3D. Сотни их. Как правило за ними находится полезный лут, но бывают нужны и для непосредственно прохождения уровня. Сдвигающиеся столбы, здесь всё понятно. Touchplates, плиты в полу, при нажатии на которых что-то где-то открывается. Переключатели. Некоторые из которых, активируют выпуск токсичного газа, но вам для этого дадут найти противогаз. Чего не было в Wolfenstein 3D – так это разрушаемости объектов. В Rise of the Triad она реализована. Вам не дадут, как в некоторых более поздних шутерах, разнести стену, чтобы пройти дальше по уровню. Но есть большое количество разнообразных бочек, ящиков, светильников, флагов и прочего что можно раскрошить. Помимо удовлетворения своих деструктивных наклонностей за разрушенным объектом или в нём самом можно найти что-то полезное. Есть «аптечки» в виде… каши и ближе к концу игры – кристаллов. Забавная штука, если выстрелить из гранатомета рядом с кашей, то она типа подогреется и станет более полезной, что даст вам больше хелсов! Надо отдать должное разработчикам за такие мелочи.
Но аркада не была бы аркадой без ловушек! В игре я насчитал тринадцать разных ловушек: от огнемётов, движущихся в полу, до пулемётных точек, от катящихся валунов до перемещающихся лезвий. Ловушек в игре встречается много и порой проходить их бывает достаточно трудно, а то и просто геморно.
Подход к оружию в игре Rise of the Triad: Dark War оригинальный. У вас есть стрелковое оружие: пистолет, два пистолета и пистолет-пулемёт. К сожалению, кроме красоты толку от стрельбы с двух рук нет, пистолет-пулемёт появляется в игре рано. Все они используют один тип патронов. И эти патроны… бесконечные. Есть нож, который можно стащить с какой-то статуи, не помню где именно уже. В случае если враги накинут на вас сеть (а такое бывает), то нож помогает эту сеть разрезать (ну или можно просто стрейфить). А дальше у вас есть только один слот для гранатомёта или магического оружия. Да, только один слот. Придётся выбирать или базука или волшебный посох – что-то одно. Зато разнообразие гранатомётов классное, всего их шесть штук и каждый со своими особенностями: обычная базука, гранатомёт с ракетой теплового наведения (реагирует также на светильники и другие источники тепла!), гранатомёт, стреляющий стеной огня и т.п. Что важно, гранатомёт, который называется Firebomb (далее небольшой спойлер), можно использовать для рокет-джампинга! Кажется это первое такое решение в истории шутеров от первого лица. Split missile можно использовать в двух режимах, зажав левую клавишу мыши для альтернативного режима. Волшебного оружия, правда, маловато, только волшебный посох и волшебная бита. Посох стреляет мощным сгустком энергии, разрывая врагов на куски. А вот с битой всё сложнее. Её можно использовать в ближнем бою, тогда она будет мощным ударом или сразу убивать на повал или отбрасывать противника далеко назад. Мануал пишет, что её можно также использовать и в другом режиме. Тогда бита во все стороны стреляет мистическими взрывающимися бейсбольными мячами. Выглядит красиво, но только на видео. Потому что как, блин, активировать этот режим я так и не понял.
В игре есть ряд прикольных баффов (на 30 секунд). Режим бога – даёт неуязвимость плюс «десницу бога» — руку, испускающую убийственные шары. Режим пса – мой любимый. Превращает вас в неуязвимую собаку, которая может рвать врагов как тузик грелку, а также пролезать там, где человек по своему росту не может. Крылатые сандалии бога Меркурия – собственно дают вам летать. Есть и антибаффы (15 секунд), тоже с оригинальными эффектами.
Враги, они, кстати, сделаны по оцифрованным моделям актёров, в целом делятся на три вида: солдаты, роботы, похожие на далеков из «Доктора Кто», и «undead» монахи. Игра разделена на 4 части и в конце каждой вам предстоит встретиться с боссом. Боссов нельзя убить пулями, только гранатомётами или магическим оружием. Для уничтожения некоторых боссов, требуется не только иметь хорошие рефлексы, но и смекалочку.
Сейчас хочу ещё раз сказать про геймплей и графику. Графика, как я полагаю, для конца 1994 года была хорошая. Враги очень красиво разлетаются на сотни кусочков, особенно восхищают (в плане графики, конечно, я же не садист) пролетающие мимо глазёнки. Есть динамическое освещение, расстреляйте светильник и станет немного темнее. Прозрачные стёкла, которые можно разбить. В стенах остаются дырки от пуль. Можно смотреть вверх и вниз. Можно наблюдать туман и даже молнии! Но если играть в классическую версию, то у неё очень маленькое разрешение — 320х200 (в WinROTT и WinROOTGL пишут что можно менять разрешение), если не ошибаюсь, и проблема не в эстетике, а в том, что при таком разрешении враги в отдалении часто просто полностью сливаются с фоном. В Wolfenstein 3D для меня не было такой проблемы, потому что там сама графика была более контрастной, как мне кажется. А модели врагов и цвет фоновых текстур больше различались между собой. Цветовая палитра Rise of the Triad: Dark War очень мрачная и вся какая-то бледная. Депрессивная я бы сказал. Преобладают серые и коричневые цвета. А даже там, где есть более яркие краски, то они всё равно умудряются выглядеть донельзя уныло. Поэтому устав искать серых противников на сером фоне, я взял за правило расстреливать всё вокруг на всякий случай, заходя за поворот. Благо враги при попадании начинают орать и источать кровь, так что их становится лучше заметно. Не знаю было ли это осознанным решением делать всё таким мрачно-готичным или нет, но, во-первых, это и правда наводит тоску, а, во-вторых, идёт в противоречие с частым юморизмом самой игры. Юморок встречается в игре в разных мелочах, фразах, звуках, катсценах и экране выхода из игры, где вам предлагают выбрать каждый раз новый способ собственной смерти. С противниками отдельная песня. Мне кажется их интеллект в целом не вырос кардинально, если сравнивать с Wolfenstein 3D. Да, появились всякие крутые штуки. Например, враги «ныряют» и перекатываются с оружием в руках, как это часто можно видеть в боевиках. Они притворяются мёртвыми или молят вас о пощаде (не верьте им, они всё равно постараются вас убить!). Они могут даже отобрать у вас оружие, если тесно приблизятся к вам! Но в противниках есть две вещи, которые очень сильно раздражают. Первое это то, что большинство врагов тупо парализует, если в них прицельно стрелять. Второе, что многие враги, особенно на поздних уровнях, имеют неприлично большое количество хитпоинтов. Из сочетания этих двух факторов часто возникает сильная скука при уничтожении врагов. Встречается вам «андед» монах и вот вы реально полминуты стреляете в него из автомата, пока он корчится и издаёт звуки сношающегося ёжика. Врагов при этом встречается не так уж много. В Думе, мне кажется, их больше. Я бы посоветовал поднять уровень сложности до максимального (я играл на предмаксимуме), но только там, блин, хитпоинтов у противников ещё больше. Мой вам совет: всегда или почти всегда используйте гранатомёты, если есть возможность. Я их по ходу игры экономил и совершенно зря. Не отказывайте себе в фане! Взрывайте и разносите всех к чёрту почти десятком различных боеприпасов – это весело! И ещё пару слов про уровни. Да, они большие. Да, порой очень большие. Но как разработчики не старились их разнообразить различными дизайнерскими решениями в целом они получились скучноватыми. Прибавьте к этому обилие ловушек, которые порой уже начинают действовать на нервы, и по часу умирающих врагов и в игре не так уж сложно разочароваться. Игра получилась, как мне кажется, «неровной». Где-то весело-безбашенной, а где-то до жути нудной. Но я думаю, что любителям классических шутеров она должна понравиться.
Забыл сказать про музыку. Музыка в игре довольно простая, но неплохая, преимущественно электронная. Я бы только сделал её ещё чуть более мрачноватой, чтобы лучше гармонировала с «готичным» визуальным рядом. А вот озвучка голосов и звуков при попадании и т.п. мне не очень понравилась. Как-то слишком любительски сделано, имхо.
Для 2021 года это неактуально, но в игре есть мультиплеер. Как я понимаю, весьма неплохой для своего времени. До 11 человек. И, кажется, впервые в шутерах реализован режим «захвата флага».
Это, наверное, всё, что я могу сказать об этой неординарной и неоднозначной игре. Если приложить немного терпения, то от неё вполне можно получить удовольствие и в наше время, особенно мне, кстати, понравился третий эпизод игры, где противниками в основном выступают роботы, а босс там, имхо, так вообще шикарный.
Не знаю, появились ли какие-то другие игры, продолжающие традицию Rise of the Triad: Dark War. В отличие от дум-клонов, про ROTT-клоны я ничего не слышал. А студия Apogee, переименовавшаяся в 3D Realms, выпустила вскоре ещё два культовых шутера: Duke Nukem 3D и Shadow Warrior. Том Холл же в будущем приложит руку к таким творениям как Anachronox и Red Faction.
P.S. Чит-коды, если кому-то нужно, можно найти здесь
P.P.S. Прохождение боссов тут (на английском, но думаю что онлайн-переводчик прокатит)