Книга и фильм | Почему стоит прочитать?
Помню как впервые увидел по телеку трейлер фильма «Я – Легенда»… Мне тогда было лет 10, и в то время я дико фанател по сюжетам, в которых герой в одиночку или в компании пары товарищей выживал или по крайней мере пытался выжить в мире, разрушенном какой-нибудь глобальной катастрофой. И я ощущал острую нехватку подобных сюжетов, ведь они были далеко не частым явлением. Сейчас мне вспоминаются только «28 дней спустя», «Дорога», «Книга Илая», позднее ещё вышел Crysis 2 очень сильно напомнивший мне «легенду»… но это пожалуй и всё.
В общем в те времена такое было редкостью, и от того мой интерес к подобному был ещё более высоким. Но в кино я тогда не сходил, зато через год одноклассник Артём подогнал мне этот фильм на DVD… вместе с «Зелёным Шершнем»… но в отличие от последнего «легенду» я пересматривал множество раз. И, что странно, когда я вновь решил глянуть фильм спустя 7 лет, подобных чувств он у меня уже не вызывал от слова совсем, и мне хотелось забросить его ещё на середине.
А когда я недавно прочитал одноимённый роман Ричарда Мэтесона, по которому и был снят фильм, так я вовсе захотел забыть творение Фрэнсиса Лоуренса, настолько эти киноделы переврали и испоганили оригинальную историю. В этом посте я хочу рассказать вам о бессмертной классике, вышедшей из-под пера Ричарда Мэтесона.
Идея написать роман «Я – Легенда» возникла у Мэтесона после просмотра фильма «Дракула», того, что с Бэлой Лугоши (кстати, ценителям классики рекомендую к просмотру). Образ древнего вампира настолько впечатлил писателя, что он решил наводнить подобными Владиславу Цепешу ребятами весь мир, оставив в живых лишь одного человека. Ну и как говорил один мой препод: «Сказано – сделано!».
Действие книги разворачивается в недалёком, для самого автора, будущем, в 70-х гг. XX столетия. Где-то в этот период случается крупный военный конфликт, во время которого страны подвергаются бомбёжкам. Ну, казалось бы, обычное дело! Однако после этих бомбёжек в Лос-Анджелесе, где проживает главный герой, начинает распространяться какая-то неведомая зараза. Масштабы эпидемии не известны, автор оставляет это «за кадром», но оно и не так важно. Люди каким-то образом заражались, долго и мучительно умирали, а затем их тела сжигали, потому как если трупы не предавать огню – они «возвращались». Возвращались в родные дома и нападали на тех, кто любил их при жизни.
Главный герой романа Роберт Нэвилл стал свидетелем того, как «вернулась» его жена. Долгое время он боролся за её жизнь и делал всё, чтобы помочь ей исцелиться, но всё было напрасно. В конце концов она умерла, и это стало ударом для Роберта. Он знал, что нужно сделать с телом, это было необходимо, но он не мог поступить так с ней. Поэтому вместо того, чтобы отвезти её тело на сожжение, как тому велел закон, Роберт похоронил её традиционным способом. Как итог через какое-то время она пришла обратно в их дом и попыталась убить Роберта. И тогда он переживает новое и самое тяжёлое из потрясений: теперь Нэвилл уже раз и на всегда сам убивает свою жену и остаётся один.
Весь город вымирает окончательно. Вернее, его жители превращаются в классических вампиров, которые пьют кровь, боятся чеснока, религиозных символов, осиновых кольев и солнечного света. Хотя в этом плане Ричард Мэтесон наделяет своих вампиров не всей традиционной атрибутикой. В романе «Я – Легенда», они не избегают зеркал и отражаются в них точно также, как и когда-то живые люди, и, разумеется, автор не стал награждать их способностью превращения во всевозможных животных, иначе эта трагедия превратилась бы в фарс.
В общем, так рождается новый мир – мир, в котором живут вампиры, а человечество находится на грани вымирания, а быть может и уже вымерло, а Роберт Нэвилл – это последний представитель homo sapiens на планете Земля, реликт, пережиток прошлого.
На протяжении трёх лет после начала «конца» Роберт пытается выжить в полном одиночестве, что даётся ему с огромным трудом. Если у героев упомянутых фильмов «Дорога», «28 дней спустя» и «Книга Илая» ещё была какая-то надежда, какая-то цель, у них были рядом живые люди, которые не давали им окончательно опустить руки и являлись стимулом к жизни, то вот Роберт Нэвилл абсолютно один. Один на всей планете. Кругом лишь природа и спящие в тени вампиры, по ночам выбирающиеся на охоту.
Эти существа не те безмозглые зомби, каковыми они были показаны в фильме 2007-го года, в них сохранилась часть рассудка. И каждую ночь они приходили к дому Нэвилла и пытались своими провокациями заставить его выйти из убежища. Это был старый друг Роберта – Бэн Кортман, которого герой не хотел убивать, и это были умершие и восставшие из мёртвых женщины-вампиры. Они стонали и извивались своими телами, зная, что Роберт наблюдает за ними, зная, что он одинок и его плоть жаждет физической близости…
Всё это усугубляло состояние героя, который и так пытался найти смысл к своему дальнейшему существованию. В результате он каждый вечер упивается алкоголем, лишь бы забыть о прошлом, что терзает его разум, и забыть о том соблазне, что ожидает его за дверью убежища. И каждый раз он едва не решается на то, чтобы выйти наружу…
Переживая таким образом каждую ночь, как только наставал день, Роберт собирался, брал с собой оружие и методично начинал зачищать город, дом за домом, разыскивая припасы и убивая спящих вампиров. Но некоторых он забирал с собой, чтобы ставить на них опыты: сначала исследуя вампиров на наличие слабых мест, а затем он пытается разобраться, что именно превратило людей в этих созданий. Сам он избежал подобной участи, потому как во время службы в Панаме его укусила заражённая тем же вирусом летучая мышь, но так как в ней он был ослаблен, вирус не убил Нэвилла, но сделал его невосприимчивым к бактерии, которую сам Роберт назвал Vampiris.
Автор не сообщает, чем Роберт занимался до всего случившегося, но после прочитанного я сделал вывод, что главный герой книги был простым работягой без особых познаний в интеллектуальной сфере. И всё же в какой-то момент он ставит себе задачу выяснить, что именно представляет собой вампирская зараза, и как можно исцелить от неё мир. Он начинает читать книги, изучать биологию, бактерии, болезни, в общем повышает свою эрудицию и находит новый смысл для того, чтобы продолжать жить.
Книга буквально состоит из таких вот эпизодов, когда герой то просто плывёт по течению, то скатывается в пьянство и почти решается самоубиться об вампиров, то вдруг ему приходит в голову идея и он начинает что-то делать, воспаряет духом, начинается такая позитивная линия, а потом резкий провал и снова он оказывается на дне без смысла и желания жить. То это надежда на разработку лекарства, то встреча с собакой, которую он пытается выходить, а затем и вовсе встреча с живым человеком, но рассказывать обо всём этом, я, конечно же, вам не стану.
У романа «Я – Легенда» невероятная атмосфера, поглощающая тебя, быть может не с самых первых страниц, тут уж я лукавить не стану, но делающая это постепенно, так что под конец ты будто выныриваешь из пучины этого тёмного мира. Автор великолепно передаёт состояние главного героя, со всеми его терзаниями, страхами и переживаниями, его метаниями, попытками сделать как лучше и резкие скачки в сторону саморазрушения. Это очень сильно привязывает тебя к Роберту Нэвиллу, местами ты ему сочувствуешь всей душой, местами начинаешь ненавидеть, но ты не перестаёшь с интересом следить за его судьбой и с нетерпением ожидаешь финала.
А финал у этой книги очень сильный. Я хочу, чтобы вы сами её прочитали и обо всём узнали лично, а не со слов какого-то Васи с интернета. Но скажу вам вот что: всё что я поведал вам о вампирах, о постапокалипсисе версии Ричарда Мэтесона может показаться вам тривиальной обыденностью, но, уверяю вас, в конце вас ждёт такой поворот, что Шьямалан позавидует.
Это касается и того, каким на самом деле стал мир, касается природы вампиров и природы самого человека, а вместе с ним и чудовища. Особенно меня зацепило то с какой горькой иронией автор обыграл само название книги «Я – Легенда»… я вспоминаю это произведение, и меня тут же накрывает волна впечатлений, которые я получил от книги, и презрение к фильму, который не передаёт и половины всего того спектра эмоций, настроений и мыслей, что Ричард Мэтесон заложил в свой роман.
Давайте скажу и пару слов о самом фильме. «Я – Легенда» Фрэнсиса Лоуренса – это совсем другая «легенда», которая критически отличается от романа Мэтесона. И дело даже не в месте действия – в книге был Лос-Анджелес, в фильме — Нью-Йорк, и не в природе возникновения вируса – в фильме это объясняется реакцией людей на генномодифицированное лекарство от рака. Дело тут в самой концепции и в том, каким показан главный герой.
Роберт Нэвилл из обычного человека, как было в книге, превратился в военного медслужбы армии США, который после катастрофы продолжает проводить свои профессиональные исследования, пытаясь создать вакцину. И между прочим ему это в конце концов удаётся, что напрямую идёт вразрез с финалом романа. Пресловутый голливудский хэппи-эндинг.
В фильме Роберт так же потерял жену и дочь, однако при совершенно иных обстоятельствах. Они погибают во время эвакуации, когда в их вертолёт врезается соседний, выведенный из строя заражёнными. Герой также три года выживает в пустом городе, в котором не осталось никого кроме него. Но при этом не потерять себя и остаться человеком ему помогает общество собаки, которую дочь оставила ему перед тем, как сесть в злосчастный вертолёт.
Да, в романе Мэтесона тоже была собака и это был один из самых тяжёлых эпизодов книги, почему — рассказывать не стану, роли у этих двух псинок схожие, но судьба совершенно разная. Пожалуй, в фильме смерть Саманты была единственным и самым эмоциональным моментом, за который хочется и любить это кино и ненавидеть одновременно.
В общем то, каким предстал перед глазами зрителя Роберт Нэвилл, не даёт в полной мере привязаться к нему, не даёт сопереживать и не вызывает столько противоречивых чувств, какие вызывал Роберт книжный. Его лишили всех слабостей, желаний, пороков, он перестал быть простым человеком, за которого хочется волноваться, Роберта превратили почти что в военную машину, которую даже три года одиночества, ну, пусть и не полного, не смогли сломить.
Разумеется, свой след в нём эти три года оставили: он разговаривает с манекенами, пытается таким образом представлять в своём воображении обычную жизнь до катастрофы, чтобы умерить свою нужду в обществе. Но это всё равно не передаёт всех тех мук и терзаний, бушевавших в книжном Роберте Нэвилле.
Наконец, вампиры. В фильме она стали безмозглыми зомби, но тут мне хочется сказать, что в первоначальной концовке этот момент был обыгран таким образом, что всё-таки что-то человеческое в них осталось, и это было гораздо ближе к книге. Но в итоге, такой финал посчитали недостаточно годным для большого кино, которое должно срубить кассу, и всё закончилось тем, чем закончилось. Тем самым фильм «Я – Легенда» потерял последнюю связующую нить с книгой.
Возможно, кто-то посчитает, что мол, ну какая разница, вампиры, зомби… да и для XXI века тема вампиров себя уже как-то изжила, а зомби на 2007-й год всё ещё представляли интерес. Однако эта разница действительно важна, но, если я попробую объяснить её суть, я сделаю самый большой спойлер, какой только можно по отношению к этому роману, а мне этого вовсе не хочется, моей целью было сподвигнуть вас самих на прочтение книги.
Как попкорновый боевик без особого смысла, с зомби, Уиллом Смитом и очаровательной овчаркой Самантой, а ну и ещё с приятным саундтреком, этот фильм неплох и даже хорош… Но после прочтения оригинала, лично в моих глазах это кинцо со скоростью углепластика упало до уровня грунта. Лоуренс взял за основу для своего фильма сеттинг книги и имя главного героя, но в остальном это очень трудно назвать настоящей экранизацией книги, скорее просто фильм по мотивам, который имеет с первоисточником несколько схожих черт и череду отсылок, но не более.
* * *
Несмотря на то, что роман Мэтесона вышел вот уже как 66 лет назад, он до сих пор восхищает, и я говорю это не из-за ностальгии. Стыдно признать, но я прочитал его только сейчас, в 23 года. Не скажу, что «Я – Легенда» — это прямо лучшее, что я читал. Тогда почему так велика ценность этого романа?
Еще раз вспомним год его написания. Вспомним какая катастрофа случилась в мире по сюжету «Легенды», и кто этот мир наводнил. А теперь представьте, что до Мэтесона ни один автор не создавал ничего подобного, иными словами Ричард Мэтесон стал первым писателем, написавшим роман о глобальной эпидемии, скосившей весь мир; он стал предтечей среди авторов зомбиапокалипсиса, только вместо зомби у него были вампиры, которых он также впервые наплодил в таких масштабах.
Ну и в конце концов, это просто отличный роман, который приятно читать и в наше время, потому что в нем крайне интересный сюжет. Не буду лукавить, все-таки столько уже книг было написано и фильмов снято, что спустя столько лет «Я – Легенда» уже не будет восприниматься как совершенно оригинальное произведение, каковым оно бесспорно являлось в годы издания, однако его развязка и финал никого не оставят равнодушным. И уж точно книга гораздо лучше фильма. В общем, всем читать и ни в коем случае не проходить мимо, а кто не прочитает, тот Брандлмуха!