В предыдущей части этого лонгрида можно найти краткий обзор первых фильмов Майка Миллса (Дурная привычка, 2004 Начинающие, 2010) и размышления об их контексте.
Спустя шесть лет после кинематографического высказывания об отце Миллс выпустил картину «Женщины ХХ века»
Женщины ХХ века 20th Century Women, 2016
Сюжет фильма развивается в 1979 году в Санта-Барбаре, штат Калифорния на территории местного пансионата. Здесь, под одной крышей проживают три женщины: мать-одиночка Доротея (Аннетт Бенинг), воспитывающая 15-летнего сына Джейми (Лукас Джейд Зуманн), Эбби (Грета Гервиг) которая проходит курс лечения от онкологии и Джули (Эль Фаннинг), лучшая подруга сына Доротеи. В стране усиливается кризис и растет недоверие к властям, в похожей прогрессии Джейми отдаляется от матери.
«Женщины», как и предыдущие работы автора, по большей части фильм автобиографический. По словам режиссёра, каждая из главных героинь фильма была списана с одной или нескольких женщин, оказавших влияние на Миллса в разные периоды его жизни. Так, персонаж Доротеи был списан с его матери.
Миллс описывает свою мать, умершую в 1999 году, как очень сложную женщину и совершенно загадочную для него. Природа ее «сложности» была отчасти обоснована, поскольку она являлась человеком из времен великой депрессии.
В фильме Доротея представляется свободной и самостоятельной личностью. Она очень проницательная и постоянно напоминает себе о необходимости быть на одной волне с новым поколением, представителем которого является ее сын, однако ее старания не приносят должных плодов. На поверхности сюжета хрестоматийное недопонимание родителей и детей, современные тенденции непонятны Доротее и вызывают лишь недоумение.
Решением проблемы становится все та же формула Миллса. Доротея не оставляет попыток понять сына, помочь ему найти себя и осознать его идентичность. Единственная возможность сделать сына счастливым и в результате самой жить в гармонии и понимании с окружающими – это дать возможность сыну оставаться самим собой, принять его во всем многообразии непонятных новшеств, а помочь в этом ей смогут вышеупомянутые героини Джули и Эбби.
В «Женщинах» Миллс продолжает оттачивать свой стиль повествования ностальгического характера и интерпретирует воспоминания о матери в драму о поиске и самоопределении. Создается ощущение, что основная цель автора заключается не в представлении истории, а желании посеять в душе зрителя зерно сентиментальной тоски по прошлому, пережить это всем вместе и осознать то, каким причудливым образом история отдельного человека и одной семьи откликается в сердцах миллионов других незнакомцев.
Камон Камон C’mon C’mon, 2021
Исследовав поэтапно тему взаимоотношений индивидуума, как с самим собой, так и окружающими, поговорив со зрителем об идентичности, Миллс в 2021 г. представил общественности «Камон Камон» — свой четвертый фильм, недостающий пазл в мозаике исследования семейных отношений.
Пока режиссер осознавал истории каждого из своих родителей, он и сам стал отцом. Миллс обрел новую грань и обстоятельство, под углом которого он смог иначе смотреть на уже знакомые темы. В интервью «Исскуство кино» режиссер поделился, что использовал именно свой личный взрослый опыт, опыт родителя, а не ребенка.
Автор задается вопросами о том, чем живет его собственный ребенок со своими сверстниками, что его заботит, беспокоит и радует, смешит или заставляет плакать. Миллс искренне говорит о том, что человек по-новому смотрит на свое детство, когда рождается ребенок.
Сюжет вращается вокруг двух личностей. Первый — Джесси, парнишка 9-ти лет — прототип сына Миллса. Ребенок задает много вопросов и при этом имеет свою точку на многие явления. Самый лучший ход событий из возможных, по семейным обстоятельствам оставить смышлёного мальчика на временное пребывание с дядей Джонни (Хоакин Феникс) , который реализовал себя в профессии, но в глобальном понимании бытия не нашел ответов на многие вопросы.
Во многих интервью Миллс не скрывает симпатии к творчеству Вима Вендерса, упоминает «Алису в городах» и говорит о том, что черно-белая картинка пробуждает воспоминания о прошлом. Таким образом, Миллс вновь обращается к ностальгической стилистике, которую возводит в еще большую степень за счет черно-белого формата картины.
«Камон Камон» как лаконичное и скупое на динамику высказывание автора снова складывается рефлексию режиссера на взаимоотношений людей, в особенности людей разных поколений. Миллс впервые говорит о себе и сыне, но снова будто бы вспоминает о себе и родителях.
Через диалог Джонни и Джесси режиссер стирает границы возраста и вырисовывает новые вариации своей формулы, положенной в основу человеческого взаимопонимания, все той же: «будь тем, кем являешься…» Джонни ведь тоже своего рода ребенок, просто взрослый, поэтому отношения с племянником выстраивает как с равным себе, а их диалоги превращаются в самый искренний поиск истины и смысла жизни. Режиссер будто напоминает нам, что говорить друг с другом, слышать друг друга и понимать нужно здесь и сейчас. Слово не воробей, а путь к взаимопониманию.
Заключение
Фильмы Майка Миллса выходят с незавидной регулярностью, но его можно смело назвать одним из самых интересных представителей жанра своего времени. Выделяет его то обстоятельство, что все полнометражные творения построены на автобиографическом фундаменте, а манера их повествования складывается в причудливый коллаж из ностальгических зарисовок.
Сложно представить какой будет следующая работа режиссера. Решит ли он ее снять вообще, какую грань семейный отношений он обнажит для зрителя и в какие рамки поставит героев? Предположить можно лишь то, что он вновь расскажет что-то личное.
Возможно, именно личный характер каждой из работ и обуславливает столь редкие появления автора на киноафишах, зато каждая из них наполнена может и не столь акцентированным, но очень жизнеутверждающим посылом. Отчасти этот тезис подтверждает и сам режиссер в недавнем интервью порталу SlashFilm, говоря о том, что необходимо потратить время, дабы прожить эту жизнь, а затем снять фильм о жизни, которую только что прожил.