для фанатов фильмов о взрослении
Франсуа Трюффо для меня автор одного хита. Одного, но зато какого! Я смотрел остальные его фильмы, скучал и думал, что это просто случайность и творческая неудача, ведь режиссер тех самых «400 ударов» не может снимать плохое кино. Так я думал на всех его фильмах, кроме «Истории Адели Г», но тут следует уточнить, что ее я смотрел еще до знакомства с Антуаном Дуанелем, прочитав, что это любимый фильм Евы Грин. А в те времена все, что нравилось ей, автоматически нравилось мне, кроме сценария к фильму «Мечтатели». Но, даже если бы Трюффо снял «Черную розу», «Крымский мост» или «Род мужской», он все равно остался бы легендой, настолько гениальным получился его режиссерский дебют.
Главный герой – Антуан Дуанель – проблемный подросток и классический бедолага. Его родители живут в маленькой квартирке на последнем этаже, он спит в прихожей возле входной двери. Его стол одновременно и для выполнения домашнего задания, и для еды. Мама и папа постоянно ссорятся и, кажется, заняты своими проблемами больше, чем воспитанием сына. Учитель в школе вместо того, чтобы похвалить Антуана за выученный отрывок из Бальзака, орет и исключает до конца семестра. Весь этот абьюз со стороны взрослых приводит к тому, что Антуан с другом решают дистанцироваться от их мира и убежать в свой.
Антуана в течение фильма постоянно за что-то наказывают. При этом он не делал ничего, чтобы специально кого-то разозлить. Все его проступки связаны наивным детским мировоззрением. Его мотивация раскрывается в конце фильма, когда он попадает на сеанс к психологу. В своих монологах он рассказывает, что и не думал кого-то обижать. Но взрослые так резко реагировали на него, потому что в их мире все строится на корысти и лицемерии, и им тяжело поверить, что у кого-то может быть другая логика.
Если детям в фильме хочется сопереживать, то всех взрослых хочется собрать и посадить в один самолет с девчонками из «Шершней», чтобы потом на острове у них было побольше еды. Это сплошь отвратительные люди: отчим Антуана понимает, что его жена гулящая, но ничего не может с этим поделать, поэтому срывается на сына, мать слишком любит других мужчин, чтобы уделять внимание сыну и мужу, у друга Антуана мама алкоголичка, их учитель – истеричка, который работает за мелкий прайс и повышает самооценку на учениках. Лучше бы Ванда во втором «Докторе Стрэндже» отправилась в эту вселенную и убила этих родителей, чтобы воспитывать Антуана. Ей бы никто и слова плохого не сказал.
Из-за отсутствия наставника, который бы взял Антуана за руку и указал ему выход из этого лабиринта отстойной жизни, юному герою остается только бродить там самому и учиться на своих ошибках. Единственное спасение они с другом находят в кинотеатрах. Там они срывают фотографию Харриет Андерссон из фильма «Лето с Моникой» так же про двух подростков-беглецов. Это своеобразная визуальная передача эстафетной палочки: сначала Бергман своим фильмом повлиял на Трюффо, а потом уже «400 ударов» вдохновляли Вуди Аллена, Линклейтера и прочих.
«400 ударов» – полуавтобиографический фильм Трюффо, но, если вы не узнали в нем себя, значит, у вас было счастливое детство. Он под беззаботную французскую музыку фиксирует важные проблемы в теме отцов и детей. Универсальность этих проблем и вызывает столько эмоций при просмотре, несмотря на отсутствие напряженного сюжета или неожиданных поворотов. В противостоянии взрослого и детского мира, ты, очевидно, поддерживаешь детей. Но, судя по тому, что спустя 60 лет в «Межсезонье» Ханта проблемы все те же, родители все-таки победили и уроков из неправильного воспитания никаких не извлекли.
И помните главное: после того, как вы будете в восторге от «400 ударов», ни в коем случае не портьте себе впечатление следующими частями. Запомните Антуана Дуанеля таким!
PS. Пишите в комментариях ваши любимые coming of age фильмы. И подписывайтесь на телеграм-канал автора