Фильмы 20 века, которые не устарели
У «Соломенных псов» Сэма Пекинпа есть два больших плюса.
– третий акт, в котором главный герой наводит суету;
– от него сгорела жепа у постметаэкофеминисток (никакого дизреспекта к женщинам, просто люблю, когда у кого-то сгорает жепа по пустякам).
Сюжет фильма очень простой. Дастин Хоффман, американский интеллектуал-математик, приезжает с супергорячей женой в ее родную английскую деревню. Жена кажется горячей не только ему, но и местным альфа-самцам, и они начинают за ней ухаживать, параллельно издеваясь над мужем, пользуясь своим превосходством в грубой силе.
Пока все вокруг любуются прелестями жены Хоффмана, он проводит все свое свободное время за работой. Она тоже проводит время за работой, но за женской: показывает местным мужикам грудь. С каждой секундой фильма у зрителя все больше вопросов, почему эта парочка вообще вместе. После сцены гибели кошки, которая в культурном коде является символом домашнего уюта, у пары окончательно все становится, как в песне «Скандал».
В мелодрамах есть клише, по которому красотка всегда встречается с красавчиком, капитаном футбольной команды, который потом оказывается скотиной, а она влюбляется в тихоню, которого весь фильм не замечала. «Соломенные псы» как будто показывают продолжение этого мифа: какое-то время красотка побудет с тихоней, но страсть к грубым и потным мужикам из женской натуры никуда не денется. Удивит ли вас теперь тот факт, что феминистки режиссера Сэма Пекинпа люто ненавидели?
Если вы читали Проппа или слушали третий раунд Оксимирона, то вы знаете про мотив инициации. Когда человек, увлеченный какой-то целью, переживает ряд приключений и испытаний, преодолевает их, открывает в себе задатки сверхчеловека и возвращается уверенным в себе героем. Этот обряд по-разному интерпретировался в кино, но никто до «Соломенных псов» не использовал убийство семерых людей как повод изменить героя в лучшую сторону.
Тематикой того, что мужчине иногда нужно выпустить пар, фильм немного напоминает «Никто» Найшуллера. Если русский режиссер в каждом интервью говорил, что Боб Одинкерк в фильме антигерой и отрицательный персонаж, то Сэм Пекинпа ни секунды не сомневался в правильности действий главного героя, который расправляется с быдланами. Можно ли выжить в обществе, если соблюдать все его правила и быть просто хорошим человеком? Это вопрос, которым задается автор.
Фильм переворачивает несколько привычных сюжетных ходов: красавица не выходит замуж за умного паренька в надежде, что он увезет ее из дыры, а, напротив, она его в деревню и приводит. Англичане изображены не как чопорные интеллектуалы, а в лучших традициях американских реднеков. Насилие здесь не порицается, а поощряется, если ваш соперник заслуживает подобного отношения. Это как басня Крылова, в которой в конце ворона бы расстреляла лису за то, что та слишком уж часто пытается ее съесть. Обычно кино учит нас чему-то хорошему. «Соломенные псы» вроде бы учат плохому. Но плохому ли.
PS. Подписывайтесь на телеграм-канал автора