Ретеллинг Маугли от Нила Геймана? Сказки для (повзрослевших) детей

Нил Гейман очень разносторонний писатель, из под его пера вышли серьезные романы для взрослых с обилием великовозрастных сцен, он участвовал во вселенной DC дополнив линию Бетмена, создал своего собственного героя Песочного человека, который принес ему славу и входит в топы лучших комиксов. Он успел поучаствовать и в Марвел, подарив любителям говорящих картинок “Вечные” и “Marvel. 1602”. Гейман не обделил вниманием и младших читателей, написав для них несколько интересных и запутанных историй, то сдабривая их мистикой, то странными существами. Не редко он переосмысливал сказки и детские книжки создавая свои собственные работы. Об одной из них и пойдет речь.

Никто Оуэнс (в оригинале Nobody Owens) не простой мальчик. Не то, чтобы он “тот самый избранный” или “мальчик, который выжил, дабы сделать великие дела”, он просто живой человеческий ребенок, который живет на кладбище. Одной ночью произошло очень страшное событие и ребенок остался без семьи и его приютили не совсем обычные “родители”. Какие в таком спокойном месте месте могут быть приключения? Очень разные, зависит от степени заинтересованности ребенка и его умения совать свой нос куда не следовало. Никт не совсем обычное дитя, за время пребывания в здешних землях ему удалось кое-чему научится и Сад Мертвых он видит другими глазами. Нил Гейман и сам любит смотреть на вещи под другим углом, а потом рассказывать об этом своему читателю. Очень многое здесь напоминает Маугли по описанию: мальчик теряет своих родителей и его воспитывают странные личности. У Никта случилась похожая история. Только если Маугли рос среди зверей и перенял их повадки, то Никта воспитали призраки и у них мальчик тоже кое-чему научился. Его приемные родители из другой эпохи, а опекун, довольно странная личность, на манер Багира (помним, что у Киплинга пантера мужского пола).

Это мистическая, драматическая и местами комичная история. Она пропитана духом британской культуры, детскими стишками и традициями. Нил Гейман решил написать её, когда увидел, как его двухлетний сын задорно давит на педали своего трехколесного велосипеда разъезжая по старому кладбищу. В тот момент они жили напротив и это умиротворенное место служило им как сад или парк. Он часто гулял там с сыном, читал книги, и тогда в голову писателю пришла идея о создании такой истории, где мальчика воспитывали бы привидения. Но закончил он её спустя более чем 20 лет, когда его уже младшая дочь, увидев первые страницы рукописи, интересовалась, что же было с Никтом дальше. Длительное время Гейман не был уверен достаточно ли у него материала для книги, поэтому работа откладывалась еще на некоторое время. Спустя еще несколько лет, “История с кладбищем” все-таки увидела свет. Так любопытство ребенка принесло Гейману награды Локус, Хьюго, медаль Джона Ньюбери, Карнеги, много номинаций и признание различных литературных и не только журналов (конечно после того, как он все-таки закончил свою книгу). Почитаемая сказочница Диана Уинн Джонс оценила её как лучшую работу писателя.

В “Истории с кладбищем” делается упор именно на взросление персонажа, его осмысление в столь странном месте, пробуждение интереса к “живому миру” и, в целом, становление его маленького “Я”. И оттого приятно её будет читать юному человеческому созданию. Не смотря на то, что знакомым с творчеством автора людям главный герой покажется знакомым прототипом из других работ, Никт Оуэнс все же имеет свои собственные черты характера, которые выделяют его на фоне других любопытных, читающих “Геймановских мальчиков”.

Своеобразного шарма истории придают иллюстрации художника и карикатуриста Криса Риддела в одном из переизданий книги. Художник и писатель давно работают вместе и Крис прекрасно дополняет работы Геймана черной тушью. Гипертрофированные персонажи, легкие начерки окружения не перегружают, а лишь показывают нюансы происходящего. Их рабочие отношения легкие и доверительные. Однажды Нил просто прислал ему рукопись на почту с припиской “Сейчас это твое, воображай как пожелаешь”. Так и случилось тогда, а в будущем своих привычек они не изменили.

Для меня История с кладбищем (или же Книга кладбища) оказалась самой легкой и приятной историей у автора. Я питаю теплые отношения к книгам Геймана, большая их часть мне пришлась по душе, даже если он вписывал совсем уж непотребные для многих людей детали. Но есть у него и более слабые работы, в основном в сборниках рассказов, но роман о Никте полностью попал в сердечко.

На мое СПОЙЛЕРНОЕ (я серьезно, сейчас будет немного детальной информации) мнение он мрачный, в нем интересные персонажи, исторические отсылки, упоминаются особенности британской культуры, а язык автора делает роман хорошо сложенным. Самым ярким воспоминанием о сюжете, для меня, является Данс-Макабр (пляска смерти). Глава получилась с налетом загадочности, неким милым привкусом и весельем, а объединение в танце мертвых и живых словно еще раз напоминает читателю, что в жизни смерть и жизнь идут рука об руку. Вернее сказать, что жизнь ведущий партнер, но без смерти танец не станцевать.

Необходимое каждой истории финальное противостояние с вражеским сегментом получилось весьма занятным. Эта часть раскрывает все предзнаменования и ни одно ружье не осталось без выстрела. Никт ловко расправляется с недоброжелателями, выясняет последние детали своей докладбищенской жизни и, не то чтобы спасает мир, скорее просто убирая один из плохих элементов, делает его чуточку лучше. Сама же концовка произведения оказалась для меня катарсисом. Хоть я и не перенесла особого страдания, какое необходимо для достижения такого эффекта, но стало очень грустно, что история с кладбищем подошла к концу. Ты что-то отпускаешь, становится легко и просто, но с осадком. Это то самое чувство, когда все вроде правильно, но охватывает тоска по прошедшим временам. Как уезжать от бабушки из деревни в конце лета. Было хорошо и хотелось бы еще, но там, впереди есть новые заботы и другая жизнь.

P.S. Для тех, кто любит аудиокниги “Книга кладбища” есть в озвучке Игоря Князева. А для владеющих языком будет приятным бонусом послушать её в озвучке самого писателя.


 

Источник

Читайте также