Когда я впервые увидела данный мультсериал в 2012 году, то сразу же ощутила омерзение — анимация персонажей резко отпугнула меня, а вот их культовая песня и фраза — «Happy, happy, joy,joy» (в русском дубляже — «радость — радость, счастье-счастье«) надолго врезалась мне в память.
Девять лет спустя чувство омерзения усилилось, но только после просмотра второй серии продолжения мультсериала — «Ren & Stimpy «Adult Party Cartoon»» («Рен и Стимпи: мультфильмы для взрослых»). Её содержание я Вам поведаю чуть позже. Остальные эпизоды оказались более-менее смотрибельны и вызывали во мне дикий хохот над похождениями главных героев. Самым любимым персонажем для меня стал Рен, которого в одном из эпизодов красиво именовали — Ренвальдо.
Историю создания мультсериала «Рен и Стимпи», а точнее — «Ren & Stimpy Show» («Шоу Рена и Стимпи«) знают все — премьера данного шоу состоялась 11 августа 1991 года на телеканале Nickelodeon в рамках блока Nicktoons. Создателем персонажей и вселенной был канадский режиссёр — Джон Крисфалуси/Кричфалуси (в титрах подписывался как «Джон К.»).
Он несколько лет работал аниматором в Filmnation, создавая эпизоды утренних мультфильмов для студий Hanna-Barbera и DIC Entertainment. Первый придумал «Скуби-Ду», «Тома и Джерри» и «Смурфиков», а второй — «Инспектора гаджетов». Шок заключается в том, что Джон искренне назвал все эти продукты «худшей анимацией в мире» и поэтому открыл свою компанию. Концепция «Рен и Стимпи» родилась как альтернатива «слащавой диснеевской анимации«.
«Шоу Рена и Стимпи» насчитывало целых пять сезонов и длилось вплоть до 16 декабря 1995 года, став культовым во время показа, а также проложило дорогу таким сатирическим мультсериалам, как «Бивис и Баттхед» и «Южный парк»:
В отличие от других шоу в сети и на протяжении всего периода его существования до настоящего времени, сериал «Шоу Рена и Стимпи» считается спорным из-за наличия в нём черного юмора, фарса, сексуальных намеков, юмора для взрослых, насилия и некоторых шокирующих сцен.
Тем не менее, шоу получило очень положительные отзывы во время своего первоначального показа. Многие считают, что он оказал долгосрочное влияние на телевизионную анимацию. По состоянию на 2021 год на Paramount + доступно 37 серий этого мультсериала.
Но с чего всё началось? Кто же стал прототипом главных героев мультсериала? Давайте рассмотрим всё по порядку. Итак, по сюжету мультсериала у нас имеется два ключевых персонажа — худющий пёс породы чихуахуа по имени Рен. Это — астматик-социопат с кремовым мехом, гибким телом, ослиными ушами, неоново-розовыми глазами с темно-красными зрачками, красными веками и довольно длинным, как у крысы, розовым хвостом.
Он часто называет своего друга — бесхвостого кота Стимпи — идиотом и буквально шлепает его по лицу. Рен тщеславен, злобен, гиперактивен, агрессивен, но он всё же любит своего друга и способен на редкие моменты раскаяния. Рен постоянно унижает всех вокруг, сам при этом страдает от внутренней неудовлетворенности и корчит из себя псевдоинтеллектуала. Считается, что Рен — антигерой, склонный к насилию, подверженный частым приступам ярости и постоянно жаждущий наживы. Любимая фраза при обращении к Стимпи: «Эй, идиот..!».
Мультипликационный критик Мартин Гудмэн (Martin Goodman) охарактеризовал Рена как «тощего, подавленного, агрессивного психопата». Первый и второй сезоны Рена озвучивал сам Крисфалуси.
Стимпи — это толстый красно-белый мэнский кот, с голубым носом, пурпурными веками, без хвоста, лапами с перчатками и четырьмя пальцами с ногтями, ягодицами в человеческом стиле , плоскими человеческими ступнями, четырьмя шевелящимися пальцами ног и мозгом размером с арахис. В отличие от Рена — он забавный, добрый, хотя немного глуповат, искренне любит Рена и сносит все его выходки. Роль Стимпи досталась актёру Билли Уэсту, который позднее назвал работу по озвучиванию Стимпи одной из самых любимых в своей карьере.
Полное имя персонажей — Marland Т. «Ren» Hoek ( Марлин Рен Т.) и Stimpson J. «Stimpy» Cat (Стимпсон Дж. Кот). Остаётся непонятным, как на самом деле правильно звучит фамилия Рена. Так, в одном варианте дубляжа он — Хёк, в другом — Гоек/Хоек, что весьма сбивает с толку.
Идея создания Рена и Стимпи пришла Джону Крисфалуси, в годы его учёбы в в колледже Шеридан в Онтарио, Канада, в 1978 году. На создание Рена его вдохновила фотография американского фотографа — документалиста и рекламщика французского происхождения Эллиота Эрвитта, напечатанная на открытке под названием «Нью-Йорк, 1946», на которой изображен чихуахуа в поте у ног женщины.
Дизайн Стимпи был вдохновлен мультфильмом вселенной «Merrie Melodies» («Весёлые мелодии») о канарейке Твити под названием «A Gruesome Twosome» («Ужасная парочка»), где у кошек в анимации были большие носы. Когда Nickelodeon обратился к Кричфалуси, он представил три шоу, в том числе развлекательное шоу под названием «Ваша банда или наша банда» с ведущим, где в прямом эфире представлены разные мультфильмы, причем каждый мультфильм пародирует другой жанр.
Так, Рен и Стимпи были домашними животными одного из детей в Your Gang , что являлось пародией на «жанр кошек и собак». Вице-президент сети по производству анимации Ванесса Коффи была недовольна другими проектами, но ей понравились Рен и Стимпи, выделив их для собственного сериала.
Производство пилотного эпизода — «Big House Blues» («Тюремный блюз») началось в 1989 году после того, как Джон Крисфалуси представил и продал «Шоу Рена и Стимпи» компании Nickelodeon. Пилот был также спродюсирован анимационной компанией Spümcø из Лос-Анжелеса Крисфалуси и был показан на кинофестивалях за несколько месяцев до того, как шоу было объявлено в составе мультфильмов Nickelodeon 1991 года.
Джон Крисфалуси описал свой ранний период сотрудничества с Nickelodeon как «простой», поскольку он ладил с Коффи, единственным исполнителем программы. Когда был добавлен еще один руководитель, они хотели изменить или исключить некоторые из эпизодов шоу Ren & Stimpy, но режиссёр настоял, чтобы те остались нетронутыми.
Крисфалуси также сказал, что программа была «самым безопасным проектом, над которым [он] когда-либо работал». По его оценке, постановка спектакля « Шоу Рен и Стимпи» Спюмко обошлась примерно в 6 миллионов долларов.
Вскоре отношения между Джоном Крисфалуси и Nickelodeon ухудшились до такой степени, что режиссёр мог общаться со студией только через своего адвоката. Новостные агентства и некоторые сотрудники сериала объясняют напряженность эпизодами, которые не были поставлены вовремя. Автор Энди Мангелс, пишущий для журнала Wizard , прокомментировал, что «небрежное отношение Крисфалуси к срокам разозлило не только телеканалы, но и его преданных зрителей».
Однако, некоторые задержки были связаны с длительным процессом утверждения Nickelodeon и отзывом одобрения для сцен и эпизодов, которые были ранее одобрены. Еще одним предметом разногласий было направление мультсериала. Крисфалуси цитирует серию («Man’s Best Friend») «Лучший друг человека» как главную причину своего увольнения; персонаж Джордж Ликвор (George Liquor, Джордж Ликёр/Джордж Алкаш) изображен в данном эпизоде как жестокий хозяин, которого Рен в финале с садистским наслаждением избивает веслом, и Nickelodeon не хотел, чтобы шоу было таким пугающим и драматичным.
Эстетика шоу опирается на стилистику мультфильмов так называемого Золотого века, особенно — на аниматора Боба Клампетта из 1940-х годов, когда эмоции персонажей сильно искажают их тела. Стиль шоу подчеркивает уникальные выражения лиц, напряженную и специфическую игру, а также сильные позы персонажей. Одним из наиболее заметных визуальных знаков шоу является детализированная картина ужасных крупных планов вместе с пятнистыми чернильными пятнами, которые иногда заменяют стандартный фон, «напоминающие дыры в реальности или видение человека в состоянии глубокого слабоумия«.
Вселенная Рена и Стимпи чем-то даже напоминает мультсериал про КотоПса, который вышел намного позже, в 1998 году. И не только потому, что главными героями являются именно кот и пёс. В обоих мультсериалах персонажи живут в абсурдном мире, попадают в курьёзные ситуации с непредсказуемым финалом…Так, в одном из эпизодов КотоПса герои попадают в водопад из легковых машин и остров из мусора, называя это «милым райским уголком», а Рен и Стимпи проводят свои дни в тухлом чреве выброшенного на берег кита, что, на мой взгляд, является отсылкой на библейский сюжет о пророке Ионе и пародией на эпизод из «Пиноккио» Карло Коллоди.
Во вселенной Рена и Стимпи вообще не существует ничего нормального: есть океан сосисок, планета вонючих левых носков, один из героев — мужчина с тостом вместо головы, а в перерывах между эпизодами рекламируется чудо-бревно для детей. Это выглядит настолько безумно, что сразу отсеивает потенциальную аудиторию от тех, кто просто прошел мимо: вы либо принимаете все это за чистую монету, либо не выдерживаете и выключаете после пяти минут первого эпизода.
Не говоря уже о том, как здесь принято изображать главных героев. Пропорции тел Рена и Стимпи во имя большей выразительности иногда искажаются до такого состояния, что происходящее человеку, незнакомому с этим зрелищем, может показаться натуральным фильмом ужасов.
И вы бы видели их лица! Особенно в этом плане отличился Рен: некоторые выражения его морды можно смело использовать в качестве мемов в случае важных переговоров.