Мой список любимых авторов не такой уж и большой: Лондон, Оруэлл, Джон Кинг, Ремарк, Довлатов, Достоевский… Это если говорить о тех, у кого люблю большинство из прочитанного. Гарри Поттера люблю, чего уж. Из последнего очень зашла книга «Бог ненавидит всех нас», которую хз кто написал, якобы Хэнк Муди из Californication.
Но рассказать я бы хотел о произведении и авторе, о котором скорее всего вы не слышали. Это не какая-то редкость, на том же livelib довольно много рецензий на эту книгу, но на то он и Livelib. Автор — Джонатан Тригелл. Книга — Мальчик А. Книга, которую на вопрос о любимой я назову если не первой, то совершенно точно второй.
Небольшая предыстория. Во времена, когда Эндрю Гарфилд еще не был человеком-пауком, с ним в главной роли был снят A Boy, как позже выяснилось являющийся экранизацией этой книги. Сюжет рассказывал о парне, который будучи мелким пиздюком связался с отбитым на голову одноклассником, и вместе с ним принял (степень его принятия каждому предстоит определить самому) участие в жестоком убийстве девочки из их школы. После этого они, естественно, оказались в местах предназначенных для лиц совершившив аналогичные деяния. Один срок не пережил, другой, спустя 14 лет — вышел. О жизни после освобождения, конечно же не без флэшбеков, и рассказывает фильм.
И тут не надо иметь семь пядей во лбу, что бы понять что такая история под киноформат подходит плохо. В чем должна быть прелесть произведения с такой завязкой? Конечно же в демонстрации внутреннего мира главного героя, его страхах, переживаниях, сожалениях. Что творится в его голове? О чем он думает? А как это передать в фильме — вопрос. Конечно есть примеры, с разной степенью успеха, справившиеся с этой задачей. Например «Человек который спит» — но там, по сути, закадровый голос просто озвучивает мысли главного героя. Цитирует книгу. Хороший ли это выход решайте сами, но по мне так сомнительный.
О том, что фильм снят по книге я, вроде как, узнал сильно позже. Но сразу же решил ее незамедлительно прочитать. Это желание было настолько сильным, а ожидания настолько высокими, что вместо того что бы записать epub-файл на планшет — я пошел на alib и заказал печатное издание. Обычно читая не больше 50 страниц в день, эту книгу я проглотил за пару вечеров.
То, как автор передает переживания главного героя, то чего лишен фильм — это потрясающе. Казалось бы, мы читаем о мразе, принявшей участие в ужасном преступлении, но черт подери — никакой ненависти и презрения ты не испытываешь (стоит отметить, что Тригелл никакой позиции не навя). Не уверен на счет сочувствия, но что-то на это похожее с каждой новой страницей проявляется все больше и больше. Как и желание Джека, такое имя для своей новой личности (данной ему для избежания самоусда от впавшей в ярость, узнав о его освобождении, общественности) выбрал главный герой, сознаться своим новым друзьям, своей первой в жизни девушке, о своем прошлом. С каждым днем, чем лучше становится его новая жизнь, чем ближе становятся окружающие люди, груз тайны прошлого давит на него все сильнее. Он совершает хорошие поступки, но от фраз типа «какой ты замечательный» ему становится только хуже. А потом все начинает вскрываться само собой…
Каждая мелочь, каждая казалось бы незначительная деталь у Тригелла имеет смысл. Взять ту же легенду, новое имя и прочее, что ему предстояло выбрать:
Конечно же в книге полно флэшбеков, из которых мы постепенно узнаем, как то, что происходило в роковой день с убийством, так и о том, что происходило в тюрьме. Не хочется бросаться громкими выражениями, но там почти нет лишних строчек. Таких, которые можно убрать, что бы ничего важного не потерять. Вторая сюжетная линия, о наставнике Джека и его семье, который помогает тому самому A Boy адаптироваться в незнакомом мире — вначале кажется просто вводной. Дабы дать какие-то разъяснения. Но по итогу, эпизоды из нее, которым не придаешь значение в первой половине повествования — становятся ключевыми ближе к концу.
Настоятельно рекомендую к прочтнеи!