Теодор Роззак – американский культуролог, философ и писатель. Окончил Калифорнийский университете в Беркли (бакалавр) и Принстон (PhD). Ввёл в научный оборот понятие «контркультура». Можно подумать, чем он может быть интересен любителям кино? Ответ: тем, что написал один из самых необычных романов, сочетающий в себе детектив, искреннюю любовь к фильмам золотого века Голливуда и детальный разбор технических особенностей кинопроизводства. Сравнения, возможно, неуместны, но представьте себе «Маятник Фуко» Умберто Эко, который смешали с историей кинематографа. Интересно? Внимание, дальше небольшие спойлеры!
Flicker (с анг. «мерцание», в русском переводе «Киномания») – роман Т. Роззака, все события которого разворачиваются вокруг рассказчика Джонатана Гейтса. Открывая первую страницу книги, мы видим его молодым парнем, который любит кино и ради развлечения ходит в захолустный подвальный кинотеатр Лос-Анджелеса. Там он знакомится с эксцентричной Кларисой Свонг — неоцененным кинокритиком и владелицей заведения, которая сама печатает программки перед показами картин. У неё высокие моральные требования к кино и непоколебимая уверенность в собственной правоте. В какой-то момент Клариса в поисках фильма для своего кинотеатра случайно находит отрывок из ленты немецкого режиссера фильмов категории B – Макса Касла. Она и Джонатан остаются под гнетущим впечатлением от увиденного. Проходит время, и Джон становится экспертом по фильмам Макса Касла, защищает докторскую диссертацию. Он реанимирует давно забытые ленты, делает их актуальными среди молодёжи. Но что-то не даёт ему покоя.
Где-то тут начинается детективная часть истории, раскрывать которую я не буду, чтобы не спойлерить сюжет. Однако уже к этому моменту на вас будет выплеснуто огромное количество информации, посвященной кино: актеры разной величины, фильмы, от кассово успешных картин до кинематографических редкостей. Различные нюансы кинопроизводства, монтажные склейки, операторская работа, комбинированная съёмка, устройства камер. Дополняется это всё впечатляющим количеством ссылок на фильмы. Если интересуетесь кино, можно подчерпнуть очень нетривиальные рекомендации к просмотру. Всё это Т. Роззак смешивает с выдуманными режиссерами и картинами в лучших традициях выдуманных произведений, как делал это, например, Х.Л. Борхес. Это иллюзия настолько сильная, что в какой-то момент становится непонятным, где выдумка, а где реальные картины. Спасают сноски.
Есть в произведении некоторые моменты морализаторства, затянутых диалогов о добродетели и «бесполезных» и «ужасных» фильмах. Немного огорчает неубедительная предпосылка, по которой фильмы Касла «работают». Но кажется, что всё это окупается интригующим сюжетом и увлекательнейшим путешествием в Голливуд 20х-50х годов.
Выше я говорил, что фильм упоминается много фильмов. Вот их список:
Snow White and the Seven Dwarfs (1937)
Ivan the Terrible, Part I (1944)
Intolerance: Love’s Struggle Throughout the Ages (1916)
Till the Clouds Roll By (1946)
Take Me Out to the Ball Game (1949)
The Cabinet of Dr. Caligari (1920)
Sunrise: A Song of Two Humans (1927)
The Passion of Joan of Arc (1928)
The Respectful Prostitute (1952)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (1964)
The Night of the Iguana (1964)
The Other Side of the Wind (2018)
Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969)
Fantômas: In the Shadow of the Guillotine (1913)
Attack of the 50 Foot Woman (1958)
I Was a Teenage Werewolf (1957)
Plan 9 from Outer Space (1957)
The Texas Chain Saw Massacre (1974)
The Rocky Horror Picture Show (1975)
Night of the Living Dead (1968)
The Last House on the Left (1972)
The Sorrow and the Pity (1969)
Salò, or the 120 Days of Sodom (1975)
The Man Who Knew Too Much (1956)
One Night in the Tropics (1940)
The Golem: How He Came into the World (1920)
#фильм #обзор #литература #кино #film #movie #рецензия #чтопосмотреть.