Реклама и превращение мира в деревню

Читаю сейчас книгу «Понимание медиа» Маршалла Маклюэна. Так вот, в главе про прессу он пишет об одном интересном событии, которое было связанно с американскими солдатами, участвовавшими во второй мировой войне. Событие заключается в том, что солдатам выдавали особенные газеты для чтения, из которых исключалась реклама. И на удивление поставщиков газет, солдаты попросили доставлять им газеты с рекламой.

Исходя из этого Маклюэн делает простой вывод — рекламу читают, потому что она хорошо сделана и всегда говорит о хорошем, дарит положительные эмоции, в отличии от дурных новостей газеты. И эта противоположность информации в газете как бы уравновешивает друг друга, порождая гармонию.

Ещё дальше Маршалл пишет о том, на какие газетные новости читатель реагирует раньше. Этими новостями были новости, в которых читатель участвовал непосредственно или был с ними как-то связан. Из этого Маклюэн тоже делает простой вывод — человек хочет читать то, что связанно с ним, что дарует возможность пережить прошлый опыт заново. Это всё, конечно, правильные и верные выводы, но автор не смог связать первое и второе: реклама — это не только качественно сделанный текст, красиво оформленный и так далее, это ещё и ностальгия.

Солдаты смотрели на рекламу и видели в неё напоминание о доме, о их жизни там в Америке, о том образе жизни. Именно ностальгия делает рекламу эффективной, особенно сегодня.

Также Маклюэн много рассуждает об «Электрической эпохе», которая вытесняет собой эпоху «механическую» и заменяет собой западную индивидуальную письменную культуру обособленного человека, культурой племени. Мир превращается в большую деревню, говорит Маршал. Опутанный электрическими нитями и мгновенной коммуникацией, он больше не оставляет без внимания ничего, не оставляет место интимности книжного человека.

Стоит признать, что за 40 лет до изобретения и широкого распространения интернета Маршалл Маклюэн чрезвычайно точно увидел будущее развитие электронных средств коммуникации и их воздействие на мир. Ведь действительно — мир превратился в деревню, в племя; мы можем узнать о личной жизни практически любого человека: достаточно лишь заглянуть в его инстаграм. И это на самом деле поразительные последствия интернета. Несмотря на то, что он обособляет человека физически, индивидуальная информация, мысли и жизнь человека становиться всё более общественными. Так мир становится деревней.

Ещё одним аргументом в пользу возвращения «племенной эпохи», Маклюэн считает миф. Племенной человек описывает мир с помощью мифа и мифологии. Он помогает ему объяснить мир и даже управлять им. Вызвать дождь или «возродить» космос посредством ритуала.

И по мнению Маршала Маклюэна, миф возвращается, но возвращается в другом виде и через другие средства коммуникации. Самым ярким примером возрождения мифов, конечно, является реклама. Как по своей форме, так и по своему содержанию.

Форма:

Как выглядит рекламное сообщение сегодня? Ярче всего это отображают посты в социальных сетях: типичный пост «вконтакте» будет во-первых понятен абсолютно всем и каждому, во-вторых будет содержать определённый графический паттерн. Паттерн этот до безобразия прост и эффективен, он представляет из себя либо картинку с текстом, либо небольшой и понятный для восприятия текст и яркую картинку. Такой пост является не фрагментарным и составленным из отдельных частей, он является — иконой, архетипичным символом. Человеку не нужно напрягаться для его считывания и восприятия. Вся его суть и состоит в том, чтобы максимально быстро предоставить человеку всю необходимую информацию.

Содержание:

Каково же содержание поста? Содержание рекламно объявления, как впрочем и практически любого другого контента в интернете практически идентично. Реклама превратилась в развлекательный контент, а развлекательный контент стал рекламой. Главной особенность информации типичного «поста» является её простота и понятность. С нынешним количеством информации обычный пользователь не готов уделять своё внимание сообщению больше 5 минут, поэтому информация должна либо быстро дойти до потребителя, либо быть необычайно интересной, красивой и вставьте любой подходящие прилагательное. Причём даже это не гарантирует успех сообщению.

Почему же всё это представляет из себя миф?

Потому, что, во-первых, каждое рекламное сообщение имеет чёткую и определённую структуру. Во-вторых, каждая реклама направлена не на то, чтобы продать продукт, а на то, чтобы создать образ продукта и некую эмоцию связанную с ним. Человек покупает не «кока-колу», а покупает праздник; человек не покупает айфон, он покупает престиж.

Реклама и превращение мира в деревню

 

Источник

Читайте также