Тан, та-та-тан, тан, тан. С такой мелодией начинается долгожданный фильм, находившийся 5 лет на разработке. То проблемы со сценарием, то переговоры срывались, то приходилось менять актёров. Сложно перечислить все трудности производства, но нам же это не интересно, верно? Да начнётся рецензия на лучший перезапуск бэтмена, который смог затмить не только классического «Бэтмена» 1943 года, но и «Темного рыцаря» Нолана(хоть успех данной трилогии целиком и полностью заслуга Хита Леджера).
Я полюбил Мэтта Ривза. Он проигнорировал ограничения жанра нуара в цветовой гамме и атмосфере, создав где-то чёрное пятно, где-то безнадежное уныние, где-то светлый всплеск безвозмездной гуманности. Любой художник вам скажет, что в гризайли нельзя добиться ослепляющего эффекта, но вот у режиссёра получилось, только в сфере кинематографа. И это не все. Его подход к сценарию является то ли апогеем профессионализма, то ли его высокомерным желанием не повторяться. Это и не важно. Попробую разобрать заметные отклонения от канона даже для такого Нульсона в смазке, каким я считаю себя.
Отношения с Альфредом сначала потрясли меня. Как бэтмен может так холодно относиться к такому преданному человеку? Через несколько сцен я понял в чем дело. Отца и мать Брюса Уэйна убили. Сирота остался один, а какой-то дворецкий пытается всеми силами заменить ему отца. Почему этот старый хрен думает, что может стать заменой родителю? Такие мысли у него были в самом начале, поэтому заботу Пенниуорта он воспринимал как посягательство на священное место его отца. Он как бы мысленно установил эмбарго на близких людей, пытаясь отречься от любого, кто проявляет симпатию к нему. К счастью, через определённое время(возможность потерять Альфреда повлияла на это) он понимает свою привязанность к дворецкому и начинает пересматривать свои взгляды на отношения. В оригинале Альфред являлся единственным человеком, которому Бэтмен бесконечно доверял, а здесь он упрекает старика, что он считает себя членом семьи Уэйн, нося фамильные запонки с инициалами W. Альфред тем временем всеми силами пытается помочь своему подопечному не только с его наследием, заставляя этого отшельника наконец-таки встретиться с бухгалтерами, но и в его увлечении, помогая разгадывать тайны загадочника.
Второй пункт отличия: отказались от образа плейбоя-аристократа и примерили на персонаже амплуа изгоя. Данная кассация прошла успешно: теперь он не бездушный психопат, быстро оправившийся от детской травмы, а человек, который скатился до изоляции ото всех. Жизнь в трущобах, игнорирование светских мероприятий и отсутствие интереса в продолжении дела отца в бизнесе.
Что случилось с Брюсом Уэйном? Он стал бэтменом, очевидно. Так фильм и называется вообще-то. Дело в нюансах его становления. Теперь он не вездесущ, как его показывали в прошлых версиях(он мог быть везде и поймать всех преступников в любом уголке Готэма), так что сценарий стал намного реалистичнее. На место экстраординарной «Я поймаю всех вас» пришла другая фраза: «Ты должен бояться меня. Возможно, я появлюсь в том тёмном уголке и отмудохаю тебя», тем самым возможность его появления рядом снизила преступность города. В начале через диалоги зрителям намекают, что протагонист никому не доверяет, даже тому, с кем он уже 2 года работает вместе. Постепенно этот лёд тает, когда он встречает бездарную женщину-кошку, заставившую его чувствовать человеческие эмоции(согласен, как всегда противоположный пол заставил это сделать). Ближе к началу он, окруженный копами в полицейском участке, обвинил своего напарника в том, что и он его предал. Когда он ему помогает ему сбежать из этой передряги, рискуя тем самым лишиться должности, главный герой понимает, что по крайней мере трое полностью поддерживают его. Каждый раз он не боится умереть, идя напролом, так как для него было важно этот пункт перебороть. Даже к бомбе он подходит без подготовки, хотя нажатие одной кнопки антагонистом, и он встретится со своими родителями, только уже не в готэме. Такое упорство возникло, когда он встретился со смертью очень рано, когда, опять же, умерли родители. Сцена с ребенком, попавший в точно такую же ситуацию, его уничтожает морально. Поэтому когда этот мальчик попал в опасность, он первым делом прикрыл его своим телом, тем самым пытаясь защитить прообраз своего беззащитного детства. Возможно, он таким образом закрыл свой гештальт, так как в конце он не так рьяно пытался вытащить этого ребёнка из обломков. Идеализирование умершего отца столкнулся с реальностью: оказалось, что и у него были грехи, хотя не такие, какими их пытался выставить мафиози. Бэтмен признался Альфреду в коме, что он не смог полностью уничтожить страх в себе — он все ещё боится потерять своих близких и быть не в состоянии ничего с этим поделать. Когда он понял, что метод возмездия не работает, он решил изменить свой подход: «Теперь я буду надеждой для жителей Готэма, а возмездием пусть занимаются злодеи».
Вы смотрели нового человека-паука? Точнее сразу трех? Смотрели, я знаю. Вам не показалось нелепым фраза ради фразы, которую всегда приписывали именно Бэну: «С большой силой приходит большая ответственность». Я понимаю, что в комиксах это было визитной карточкой, но можно же было ради приличия подобрать правильный контекст и нормальных актеров. Марвел, я знаю, что вы эту рецензию никогда не прочтете, но все равно я это напишу: «Разберите «Бэтмена» по кусочкам и постарайтесь понять, как именно у режиссёра получилось тривиальную фразу » Я возмездие» вплести в сюжет так естественно. Если уж я коснулся Марвел, то я бы хотел ещё один пункт прояснить. Юмор ради юмора нам не нужен. В диалогах концепция «4 предложения — 6 шуток» не работает, если при этом теряется осмысленность разговора между персонажами. Юмор должен быть уместен, естественно звучать и подходить действующим лицам. Например: коп обычно выражается колкостями, поэтому хэллоуин называет любимым днем бэтмена. В данном случае юмор: а) уместен; б) натуральный; в) подходит говорящему копу.
Актёрский состав подобран идеально. Тем не менее, как в любом виде спорта есть свой тафгай, так и здесь он присутствует в лице Зои Кравиц. Так шаблонно сыграть любовницу главного героя и при этом никак не запомниться — это антиталант. Не хотелось много писать о ней(слишком много чести), поэтому остановлюсь лучше на позитивных переменных актёрского состава. Роберт Паттинсон — кумир всех четырнадцатилетних девиц с времен «Сумерек», эмоциональный импотент и актёр одной роли. Справедливости ради замечу, что единственную эмоцию он обыгрывает довольно хорошо: в «Маяке» холодного и неразговорчивого сумасшедшего; в «Сумерках» отстраненного плейбоя; и здесь обиженного на весь мир отшельника. Следующим актёром, отличившимся своей яркой игрой, станет для меня Колин Фаррелл. Я знаю этого актёра по таким фильмам Лантимоса, как «Лобстер» и «Убийство священного оленя», тем не менее я только по актерскому составу узнал, что именно он сыграл Освальда Кобблпота/Пингвина. Его манера речи, как будто надоедливая эхолалия со смесью издевательской вальяжности, при этом полное отсутствие страха и искренняя радость в некоторых сценах. Как не влюбиться в такого персонажа? Когда он подумал, что он взорвал «Возмездие», то он так искренне сиял и матерился, что все зрители, я уверен, расстроились вместе с ним, когда он оказался не прав. Так, алаверды теперь к кому? Пол Дано. Убедительный бэкграунд, где мы понимаем, что он возненавидел сироту в замке, которого все жалели, хотя другие шаблонные дети без родителей гнили в заброшенных зданиях. За все время фильма он так умело инспирировал нужные ему действия от Бэтмена, что никаких сомнений не осталось, кто из этих двух персонажей лучше разбирается в человеческой сущности. Харизма главного злодея была незабываема: как он общается с протагонистом; его манера речи, словно утверждающая, что он все контролирует; и наконец, сцена его озвучки взрывов.
Конечно же, кверулянтством можно позаниматься и здесь, обвиняя режиссера в нескольких плагиатах. Хотя, я бы их скорее назвал отсылками к чему-то, а не воровством. Для меня сцена разговора бэтмена с загадочником через видеозвонок выглядело как дань уважения Хиту Леджеру, который эту сцену придумал сам в «Тёмном рыцаре». Драка бэтмена с головорезами в темноте, и шанс увидеть их действия только когда там выстрелы — отсылка к «Блейду». Или, возможно, схожие паттерны. Может показаться, что я защищаю данный фильм, но я крайне скептически настроен к тому факту, что режиссёр, придумавший столько нового и реализовавший их в этой работе, мог так поступить.
Я признаюсь вам, что я стал прозелитом Мэтта Ривза и надеюсь, что он сможет снять вторую часть. Я хотел бы закончить свою рецензию интересным фактом. Я узнал эти сведения от моего коллеги по совместному походу в кинотеатр. Колин Фаррелл подходил к продюсерам фильма и просил их дать его персонажу сигару. «В комиксах у Пингвина всегда во рту сигара, дайте мне сигару» — твердил он. В ответ ему отвечали, что рейтинг фильма не позволит так поступить, поэтому пусть он умерит свой пыл. Колин не сдавался и попытался их убедить: «А если я буду сигару держать во рту, но не зажигать? Технически это не курение, а просто аксессуар в области рта». Если вы посмотрите фильм, то вы поймёте, кто все-таки вышел победителем в данном вопросе.