Так вот китайский портал ahgame.com иронизирует на эту тему. 行政审批 — рассмотрено правительством.
Такая практика существует довольно давно( по крайней мере, главный нормативный акт на эту тему — «Временные меры по управлению онлайн-играми» (网络游戏暂行管理办法)были приняты аж в 2010 году), но активно за игры взялись только с августа 2016 года. Итак, за эту отрасль отвечают как минимум три министерства:
1) Министерство культуры КНР — так сказать, направляющая организация, устанавливающая нормы того, что допустимо, а что нет в играх, книгах и умах людей.
2) Министерство промышленности и информатизации КНР — молодое, но крайне энергичное ведомство, успевшее за неполных 8 лет существования(да-да, оно было основано в 2008 году) стать бесспорным лидером по части упоминания в СМИ
3) Государственное управление по делам прессы, телевидения, радиовещания и кино КНР — ну тут и так все понятно.
Итак, вы — разработчик, вы только что завершили разработку своего проекта, он великолепен и потрясающ, вы уже мысленно подбираете себе пиджак в тон вашего Роллс-ройса, но не тут-то было. Сначала вам предстоит пройти пять стадий( нет, не принятия неизбежного).
Стадия 1. Оформление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности(营业执照). Ну, это вполне логично и нормально. Правда, если вы иностранец, то на этом шаге ваша карьера разработчика и закончится, так как по действующему законодательству, для компании, занимающейся деятельностью в сети Интернет, необходим уставной капитал китайского происхождения >51%. Такой вот протекционизм в чистом виде.
Стадия 2. На ней требуется оформление свидетельства об авторских правах на игру( несмотря на всеобщее заблуждение, в Китае очень и очень ревностно охраняют авторское право, а вопрос о том, почему плевать они все хотели на зарубежное авторское право — тема для отдельной большой статьи. Если вкратце — для британского правительства марки Nokia и Nokla очевидно схожи, но в Китае Nokia(诺基亚)и Nokla(诺卡)- две абсолютно разные марки, а один одинаковый иероглиф — еще не повод для обвинения. Ну да ладно, тема не об этом). На той же стадии от вас потребуют оформления разрешения на ведение культурной деятельности в сети Интернет (网络文化经营许可证), ICP(Internet Content Provider)-лицензию и, если у вас в игре есть виртуальная валюта — то и ее тоже необходимо одобрить в соответствии с теми же «Временными нормами по управлению играми».
Стадия 3. На этой стадии вам необходимо получить одобрение Гостелерадио. Для этого вам необходимо предоставить(это официальная информация с сайта Гостелерадио:
1) Всю текстовую и графическую информацию об игре, текстовая должна включать в себя: общее описание игры, описание компании-разработчика, диалоги с NPC, названия предметов, список заданий, описание системы борьбы с игровой зависимостью( тоже отдельная тема), список блокируемых слов и иные связанные материалы.
2) 10-минутный ролик об игре( на диске), включающий в себя описание процесса логина в игру, использование основных навыков и общий игровой процесс
3) игровой клиент( на дисках) в 6-ти экземплярах
4) ксерокопии документов компании( лицензия, ICP и иные).
Стадия 4. Тут уже, в принципе, идет получение всех необходимых документов, доотправление того, чего не сдали, в общем — финальная
Стадия 5. Запуск игры в эксплуатацию. Ну, если вы прошли предыдущие четыре стадии, то вы уже гуру и познали дзен, и ничего страшного для вас в этом мире нет.
Собственно, хотелось бы избежать сравнений и споров. Меня лично поражает не тот факт, что тут так сильно все контролируют. Меня поражает не тот факт, что этот самый контроль добрался уже до всего. Больше всего меня поразила следующая строчка с сайта Гостелерадио под номером 2. Там написано «魔兽世界:军团再临» Там, собственно, написано, что 25 июля 2016 года игра World of Warcraft прошла одобрение комиссии Гостелерадио и получила издательский номер 997. А теперь еще раз внимательно прочитайте пункт 1 стадии 3 и представьте себе большой грузовик, который привез все это из офиса NetEase(китайский издатель WoW) к зданию Гостелерадио. Кто играл в WoW, тот поймет — количество разных книжек и писем, квестовых диалогов, реплик NPC и тому подобного контента там стремится к бесконечности.
Где-то на китайском форуме переводчиков я видел упоминание о том, что всего в WoW около 2 млрд текстовых символов. Учитывая то, что в обычной книге объемом около 15 авторских листов — около полумиллиона символов, то это получается 2 тысячи полноразмерных книг.