10 августа на российские экраны вышел «Валериан и город тысячи планет», которому уже записали провал в мировом прокате. Самый дорогой французский фильм в истории, адаптация культового комикса, триумфальное возвращение Люка Бессона в большую фантастику – все это не помогло фильму стать мировой сенсацией. И поэтому главная эмоция, связанная с ним – обида. Он не заслужил такой судьбы.
Главное, что я хочу до вас донести – «Валериан» неидеален, но отнюдь не ужасен. При всех его минусах плюсов оказывается достаточно, чтобы вызвать симпатию и заставить сочувствовать судьбе проекта, пытаться привлечь к картине внимание, которое она заслуживает.
Возможно, проблема в том, что от возращения Бессона к фантастическому блокбастеру все ждали «Пятого элемента», а рядом с ним «Валериан» выглядит блекло, а этого фильму попросту не смогли простить.
На данный момент на «томатах» у фильма лишь 50% положительных рецензий (впрочем, и такому показателю позавидовали бы многие блокбастеры), но меня куда больше смущает 57% процентов удовлетворенных зрителей, это грустная цифра.
Все это странно. Мы постоянно вопим о своей усталости от голливудских штамповок, отсутствии новых идей, творческой смелости. И вот – глоток свежего воздуха, французский блокбастер, приключенческая космическая фантастика с отличным визуалом, так почему ее почти никто не поддержал? Да, это не то чтобы новые оригинальные идеи – комикс древнее «Звездных войн» и оттуда в далекую-далекую галактику Лукас утащил много вещей (поэтому не ляпните, что корабль Валериана слизан с Сокола, все наоборот), да и сам Бессон мечтал экранизировать этот материал очень давно, но это было технически невозможно, поэтому что мог он утащил в «Пятый элемент».
У «Джона Картера» (он вдохновил создание Супермена) и еще нескольких проектов была похожая судьба. Это были экранизации классических произведений, из которых люди уже наворовали идей в другие фильмы, и когда, наконец, адаптировали оригинал, все эти идеи выглядели вторичными, затасканными, несмотря на то, что мы впервые увидели их в оригинальной форме. Но нет, «Валериан» вышел не так плохо, как «Картер», я не к этому его вспомнил.
Так в чем дело? В принципе, все перечисленные критиками слабые стороны действительно присутствуют в фильме. Сюжет понятен, но его развитие неравномерно, историю метает от глобальных вещей до нелепых случайностей. Главные герои раскрыты крайне слабо и влюбиться в них не получается. Кара в роли Лорелин смотрится достаточно уместно и каким-то образом умудряется затмить ДеХаана, который, несмотря на все свое актерское мастерство, просто не выходит достаточно выпуклым и интересным в этой роли.
Многие критики заявили, что это вообще ошибочный кастинг, но я не стал бы заходить так далеко. ДеХаан логичный кандидат на роль нового экшен-героя, просто этого самого героя нужно было как-то раскрывать, то есть недостаток сценарный.
Ничего о Валериане кроме того, что он крутой агент (что тоже не совсем четко ясно из его действий, местами он лажает), легкомысленный ловелас и авантюрист (словом, типаж Хана Соло или еще ближе – Арчера) мы не узнаем. Весь фильм он добивается Лорелин, и на эту линию тратятся все их совместные сцены – не сказать, что такая трата окупается. Их любовь не то чтобы неправдоподобна, просто не слишком интересна.
Сюжетную же неравномерность можно объяснить на таком примере: представьте, что Люк, вызволяя Лею. попадает со всеми остальными в мусорный компрессор не в поисках хоть какого-то пути отступления, а случайно провалившись в дыру. И затем герои выбираются оттуда полчаса. Или же что героям при выполнении срочной миссии встречаются некие инопланетяне и усаживают их за стол – секунды тикают, но уходить нельзя, так как дипломатический скандал. Такие сюжетные препятствия сбивают с толку и раздражают, так как не выглядят достаточно серьезными и масштабными, смотрятся странно рядом с гораздо более опасными угрозами, и несмотря на этого таких вынужденных объездов и крюков на пути героев полно в приключенческих историях. В том же «Хоббите», равно как и во «Властелине колец» (застревание в гостях у Бомбадила, например).
Герои смотрятся бледно на фоне Корбена и Лилу, а в сравнении с четким и масштабным сюжетом «Пятого элемента» приключения Валериана и Лорелин выглядят цепочкой случайных встреч и перестрелок.
Интересных персонажей второго плана вроде радиоведущего Руби Рода, Зорга, Плавалагуны и прочих тут нет, разве что трио забавных «космических евреев» (да, хозиян Энакина вспоминается моментально) и Рианна в роли актрисы-шейпшифтера.
И все же, я не советую сбрасывать фильм со счетов, плюсов у него тоже достаточно. Во-первых, фильм безумно красив. Его 172 миллиона долларов чувствуются в каждом кадре – графики огромное количество, и она очень хороша, как и тридэ само по себе.
Ощущение не просто мира будущего, а свежего и самобытного мира будущего фильм создает более чем успешно. Множество видов инопланетян, космическая станция с интересной предысторией (которую рассказывают первые 5 минут фильма под песню Дэвида Боуи прекрасной нарезкой), сказочные пейзажи других планет – этого тут больше, чем мы получали в каком-либо недавнем фильме. «Эффект Аватара» от картины можно получить, и для кого-то уже этого будет достаточно. Не просто посмотреть на яркие компьютерные картинки, а по-настоящему окунуться в дивный новый мир, оторваться от реальности.
Во-вторых, я так часто ругаю голливудские блокбастеры за нехватку воображения и креатива, что не могу не похвалить «Валериана» за обратное.
С креативностью тут полный порядок, здесь есть множество вещей, которых мы никогда не видели раньше. Например, погоня в нескольких измерениях на рынке, существующему в параллельном мире. Те самые сюжетные перепады масштабности, вмешательство нелепой случайности – с одной стороны минус, с другой – все же нечто свежее и необычное. Это именно хаотичное приключение в безумном мире, а не четко выполненная военная операция. Это не оправдывает неравномерность, но все же смягчает раздражение.
Критики хвалили открывающую сцену фильма, показывающую развитие земной станции Альфа, превращение ее с годами в тот самый «город тысячи планет», и она действительно смотрится очень трогательно и сильно, но помимо нее мне очень понравилась сцена, представляющая планету Мюл и быт ее жителей, у принцессы очень живая и трогательная мимика, поэтому жизни в этой сцене я почувствовал больше, чем во всем крайне стереотипном «Аватаре». Вышеупомянутая спецоперация на рынке тоже смотрится очень динамично.
К сожалению, все эти три сцены идут в начале, практически подряд, все же, что следует за ними уже не так впечатляет. Многие элементы и сюжетные повороты выглядят неуместными, вставленными исключительно для того, чтобы впихнуть в фильм того или иного героя, сделать зрелищную сцену с подводными чудищами и так далее. Ну, как путешествие на батискафе в «Призрачной угрозе».
Финальная перестрелка и вообще боевые сцены смотрятся нормально, но запоминающимися и яркими их сделать не вышло. Вот так и получается, что с бледными главными героями и их нераскрытыми отношениями, странным сюжетом с неоправданными петляниями и боевыми сценами без ярких моментов и интересных находок, фильм очаровывает прежде всего задним планом – миром, расами, духом приключения.
Все элементы переднего плана же работают по большей части в качестве инструментов для путешествия зрителя по этому захватывающему миру.
Хотелось бы верить, что Бессон снимет сиквел, где исправит ошибки первой части и покажет нам еще больше своей интересной вселенной, но учитывая отсутствие глобального интереса к фильму и слабые сборы, надеяться на это вряд ли стоит.
Мне кажется «Валериан» заслуживает большего. Да, он далек от идеала и в сравнении со «Звездными войнами», «Пятым элементом» и даже «Стражами галактики» проигрывает. Но он понравился мне куда больше, чем вся новая трилогия «Стартрека», он ярче «Дня независимости: Возрождение», красивее и разнообразнее «Аватара», креативнее «Мира Юрского Периода», а его проблемы с сюжетом – ничто по сравнению с таковыми у «Трансформеров».
Так почему его просто проигнорировали? Ведь другим неидеальным блокбастерам прощали гораздо большее?
Я советую вам посмотреть этот фильм и получить от него то, что он однозначно способен дать, просто не ждите «Пятого элемента» и вы получите свое путешествие в ярком мире необычного будущего.
Источник