17 августа до наших кинотеатров добрался «Эмоджи фильм», анимационная картина, посвященная жизни эмотиконов в наших телефонах. На западе фильм был встречен шквалом разгромных рецензий и вызвал волну ненависти в интернете – причем, еще с первого же трейлера. Но заслужил ли этот мультфильм подобный прием?
Да. С одной стороны. Это действительно скучный и глубоко вторичный проект, сооруженный продюсерами и рекламным отделом, а не талантливыми и увлеченными кинематографистами. Очень хочется выбить из головы Голливуда мысль, что зритель пойдет на любую чушь, поэтому стараться необязательно, можно полтора часа трясти перед нами ключами, залепленными продакт плейсментом. И вся эта волна хейта зрителей посылает важный месседж – мы еще не окончательно лишились вкуса, так что пересмотрите свои приоритеты и стандарты, уважаемые студии.
С другой стороны, нет. Да, ужас, но не ужас-ужас. Мультфильм проявляет удивительный минимум изобретательности, чувства юмора и стараний как таковых, но все же он худо-бедно смотрится. «Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджеры» были хуже, «Angry Birds в кино» смотрелись приятнее, все это мультфильмы все той же Sony, которая некогда сделала великолепные «Осадки в виде фрикаделек», в сравнении с которыми все три смотрятся убогими бездушными корпоративными поделками.
Словом, это не некий фантастический фак-ап, который стоит бежать смотреть для того, чтобы умирать от хохота, наслаждаясь некомпетентностью создателей, ужасными шутками и неудачными решениями на каждом шагу. Смотреть его я не советую никому – он плох, но недостаточно плох, чтобы черпать из этого свой фан.
Реакция на него интернета была, наверное, полезной для индустрии, но в общем-то неоправданной – мы видели фильмы хуже, видели кэш-грэбы более наглые и отчаянные, видели идеи и более дурацкие. В общем, единственное, что можно сделать с этим проходняком – забыть о нем.
«Эмоджи фильм» – это история смайлика Meh, родители которого – тоже смайлики Meh. Он живет в телефоне молодого парня, в городе смайлов под названием Текстополис. Почему эмоджи, которые, как тут часто говорится, «заменили текст», живут в городе, названном в честь текста, я понятия не имею.
Эмоджи всегда выражают ту эмоцию, которая им прописана, смайли фейс всегда радостный и так далее. Наш герой – исключение, он может корчить рожи, изображая любой смайл, и испытывать целую гамму разных чувств.
После того как наш Meh облажался, не сумев изобразить ту единственную эмоцию, в честь которой назван, за ним начинается охота, а он пытается найти хакера и исправить свой код, чтобы перестать глючить. История превращается в путешествие Meh, «Дай пять» и эмоджи-хакера по операционке телефона – они бегают между приложениями десктопа, забегают в фейсбук, в Candy Crush, Youtube и так далее. Ничего не напоминает? Да, это «Ральф». Дешевая подделка под великолепный мультфильм Disney, попавший помимо прочего в наш топ-сто лучших фильмов.
Там мы путешествовали по аркадным автоматам, здесь – по внутренностям смартфона, и там и там был персонаж с глюком, который оказывается не багом, а фичей. В истории вообще много призраков других, куда более талантливых и искренних мультфильмов, сравнивать с которыми «Эмоджи фильм» просто больно. А помнишь, мы смотрели «Зверополис», и он заставлял нас что-то чувствовать?
Сама идея экранизировать эмоджи многим показалась откровенно бредовой – кому они сдались? Именно это и вызвало шквал негатива под первым же трейлером. В этом виделся симптом кризиса идей, окончательной потери ориентиров и контакта со зрителем.
Голливуд решил (не только Sony, за питч гениальной идеи «фильма про эмодзи» боролись несколько студий), что это то, что нам нужно, зрители же оказались оскорблены подобным предположением, что сказалось на рецензиях, отзывах и сборах. Крайне прижимистый для современного мультфильма бюджет в 50 миллионов (у большинства анимационных лент уже давно норма – 100-120 миллионов) едва отбился, пока картина собрала 76 миллионов по всему миру (и это у нас он только стартовал, в США прокат начался 3 недели назад).
Самое смешное, что этот фильм меняет представление о бесполезности своей основной идеи – пока его смотришь и думаешь над ней, понимаешь, что вообще-то из этого можно было бы сделать нечто хорошее, все не так безнадежно, как кажется на первый взгляд. Просто думать надо не просто про то, насколько эмотиконы скучны и однообразны как герои, а про потенциал сеттинга – мир внутри телефона. Такой взгляд на концепцию куда интереснее. Но после этого мультфильм снова тебя разворачивает – можно-то можно, но здесь никто даже не пытался.
Мир жителей наших смартфонов можно было сделать куда более интересным и поражающим воображение не меньше, чем мозг в «Головоломке» или мир игровых персонажей в «Ральфе». Но тут из идеи не выжимают ничего кроме пары лежащих на поверхности идей. Помимо эмоджи в телефоне обитают вирусы, антивирусы, и почему-то интернет-тролли. То есть, тролли — это не юзеры а программы в телефонах? Фильм отчаянно пытался выжать из них хоть какие-то шутки, но получалось крайне вяло и неубедительно.
Перед киносеансом я был с дочерью в поликлинике, где на телевизоре без звука крутили «Смешариков», краем глаза я успел посмотреть примерно минуту, за которую наткнулся на сцену, где герои на космическом корабле вставляли в бортовой компьютер диск – болванку, на которой русскими буквами кто-то накарябал «СД-РВ».
Над этим тупым, но гениальным гэгом, вставленным туда явно не для детей, я смеялся сильнее, чем над чем-либо в «Эмоджи фильме». Попыток подобных подмигиваний там было всего несколько и более-менее удачной вышла лишь сцена, где эмоджи встречают смайлы – состоящие из обычных скобочек и двоеточий. Их зовут стариками и передвигаются они кряхтя. Мол, некогда смайлы были такими. Ну, оке. Будь фильм в целом более ярким, продуманным, насыщенным и увлекательным, этот гэг даже смотрелся бы вполне удачно, но он повисает в одиночестве посреди крайне унылого и вторичного повествования.
По идее, это история о том, как важно быть собой, не поддаваться конформности и ценить свою уникальность. Еще одна. На эту тему уже было снято сотни картин, большинство из которых куда ярче, глубже и талантливее. Здесь все это раскрыто настолько топорно и расхлябано, что всерьез говорить о каком-то месседже картины не поворачивается язык.
В общем, обсуждать тут в итоге оказалось нечего. Фильм проходной, какой-то изюминки или удачных находок в нем минимум, хотя концовка мне показалась даже милой, но ее явно недостаточно, чтобы оправдать полтора часа натужных шуток и рекламы приложений, которые решили, что появление в этом фильме увеличит их популярность.
Это именно та ненапряжная попытка нажиться на чем-то модном-молодежном без особых попыток понять тему и разобраться, почему это стало популярным, которой фильм и казался изначально.
Чуда не произошло, выглядит это как все подобные затеи – как Петросян в бандане, читающий рэп. Йоу, я актуален и интересен подросткам. Ага.
При этом назвать мульт чем-то абсолютно ужасным тоже не выходит – он никакой. Он Meh. Но если наш герой пытался перестать воплощать весь спектр эмоций и стать просто Meh, то фильм наоборот, пытается быть разнообразным и увлекательным, но выходит у него везде сплошное Meh на разные лады.
Источник