Рецензия на «Высшее общество» — медитативный космический опус с Робертом Паттинсоном

11 апреля в прокат вышло «Высшее общество» (High Life) — новый фильм ветерана французского кино Клер Дени, первый проект режиссера на английском языке. В отличие от вышедшего в тот же день мейнстримного блокбастера «Хеллбой», «Высшее общество» — сугубо философское кино в духе Тарковского или фон Триера. Смотреть которое сложно, однако не то чтобы обязательно.

В последнее время от космической фантастики ждут чего-то крупного. В эпоху эпичности «Звездных войн» и зрелищности «Интерстеллара» фильмы в духе «Гравитации» с «Луной 2112» — а тем более «Соляриса» — впечатляют разве что киноведов или заядлых киноголиков. Тематика необъятного и мистического космоса изжила себя, а смотреть очередное философское произведение о томных персонажах в меланхоличной невесомости — занятие не то чтобы захватывающее.

Впрочем, Клер Дени это не остановило. «Высшее общество» — кино как раз из этой серии. Оно вызывает много вопросов, а трактовать и расшифровывать его можно сколько угодно — и каждый раз открывается что-то новое.

Рецензия на «Высшее общество» — медитативный космический опус с Робертом Паттинсоном

Очередное неизвестное далекое будущее: люди научились преодолевать большие космические расстояния и теперь пытаются достичь ближайшую к нашей планете черную дыру. На вопрос «зачем?» фильм четкого ответа не дает — да и на сюжет он особо не повлиял бы. Для «Высшего общества» цель полета — не более чем условность, так что узнать детали и результаты экспедиции не рассчитывайте.

Экипаж корабля, по иронии к локализованному названию фильма, состоит из преступников и маргиналов — несколько парней и девушек выполняют роль подопытных крыс, которых отправили в заведомо суицидальную миссию.

Герои тут полярные: есть спокойный и интровертивный Монти (Роберт Паттинсон), а есть и бунтарка-истеричка Бойз (Миа Гот). За ними наблюдает доктор Дибс (Жюльет Бинош) — тоже преступница, но у которой есть права обследовать и ставить опыты на остальных. Ее цель — вырастить в космосе ребенка, который не умер бы от радиации. Зачем — тоже не совсем ясно. В конце концов эксперимент удается, но к тому времени умирает почти весь экипаж — кроме Монти, который в одиночку воспитывает девочку.

Рецензия на «Высшее общество» — медитативный космический опус с Робертом Паттинсоном | - Изображение 2

В своем фильме Клер Дени очень много возлагает на образы — «Высшее общество» пропитано случайными символичными вставками и сценами. Причем настолько, что ленту очень муторно приходится собирать по кускам.

Метафоры, противоречивые таймлайны, излишняя натуралистичность — Дени использует все возможные способы заставить зрителя продираться через повествование как на интеллектуальном, так и эмпатическом уровнях. С самого начала фильма ты впитываешь эту визуальную графоманию, ожидая, что рано или поздно мозаика сложится — но (спойлер) этого не произойдет. Потому что деталей слишком много, и они не всегда друг с другом взаимодействуют.

«Высшее общество» побуждает мыслить масштабно, но показывает лишь тесный корабль с запертыми не то людьми, не то изведенными изоляцией животными в человеческом облике. Это еще одна история о том, что может случиться с человеком в в сотнях световых лет от цивилизации, посреди совершенной пустоты. Разве что разбавленная необъяснимыми опытами и экспериментами, суть которых не знают ни главные герои, ни, кажется, сама режиссер.

Рецензия на «Высшее общество» — медитативный космический опус с Робертом Паттинсоном | - Изображение 3

Все парни (кроме героя Паттинсона) мастурбируют в специальной будке, после чего Дибс собирает их сперму и ночью вливает в одну из привязанных девушек. А после идет в секретную комнату, где (чересчур) эмоционально скачет на стальном фаллосе, выполняя что-то вроде шаманского ритуала — настолько сильно героиня жаждет вырастить ребенка в невесомости. Пускай даже не своего.

Эротическая сцена с Бинош, впрочем, смущает в фильме меньше всего. Гораздно чаще Клер Дени пытается запугать телесными жидкостями (помимо спермы здесь также капает грудное молоко, кровь и слюни), однако сильно пронять ее визуал вряд ли сможет — это даже близко не жесть какого-нибудь Ларса фон Триера. Потому что в «Высшем обществе» мерзости обусловлены не чем-то естественным, а, скорее, показаны с чисто эстетической точки зрения — где белая жидкость стекает по отливающей матово-неоновым светом коже только потому, что это вроде как смотрится красиво.

Рецензия на «Высшее общество» — медитативный космический опус с Робертом Паттинсоном | - Изображение 4

«Высшее общество» впечатляет своей графикой, стилем, постановкой кадров и игрой актеров (Роберт Паттинсон в очередной раз всем лицом и телом кричит, что уже готов начать коллекционировать «Оскары»), но как осмысленное произведение фильм воспринимать трудно. Это арт-хаус ради арт-хауса, где нет практически ничего кроме заигрывания с образами и полутонами.

И даже обилие слюней с семенной жидкостью не смогло вывести «Высшее общество» из фиктивного состояния.

 
Источник

Читайте также