Рецензия на «Время Первых»

Рецензия на «Время Первых»

6 апреля в наших кинотеатрах стартовал российский фильм «Время первых», посвященный полету Леонова и Беляева на корабле «Восход-2» в 1965 году и первому выходу человека в открытый космос. Проблема у этой картины, на мой взгляд, одна, но крайне нетипичная для нашего кино – она хорошая. Проблема это потому, что абсолютно неясно, как так вышло и что теперь с этим делать.

Давайте начистоту, обвинений в занесенных чемоданах избежать не выйдет в любом случае – они появляются под любой рецензией, неважно – положительной или разгромной, на фильм или на игру. Занесли и все тут. Тем более, в этом случае.

Это российское кино, которое должно быть дерьмом по определению, особенно кино по госзаказу, патриотическое, историческое, по реальным событиям советского времени. И потом – этим фильмом всех уже задрали не меньше, чем «Притяжением», куча рекламы (в том числе и на «Канобу»), трейлеры перед сеансом в кино крутят иногда по два раза подряд – хорошую вещь ведь не станут так откровенно навязывать? Да и все эти скандалы с гоп-стоп отжиманием сеансов у «Форсажа 8» и даты премьеры у собрата «Салюта-7» (его перенесли аж на осень) не добавляют желания его смотреть.

А ведь были еще и производственные проблемы, начинал режиссировать Быков, заканчивал – Киселев, был перенос релиза почти на год (собирались выпустить ее в 2016), не могло же из этого выйти ничего хорошего, так?

Скажу лишь, что думал ровно то же самое и настроен был на 2 с лишним малоприятных часа, которые скрасятся лишь удовольствием от написания разгромной рецензии. К сожалению, их этого ничего не вышло. Фильм мне понравился.

Главное достоинство фильма, которое бросается в глаза первым – в нем ни от чего не тошнит. Нет ни рваного эпилептичного монтажа, ни бьющих по ушам пафосных звуков, ни неуклюжих игр в Голливуд в виде слоумо или вертящейся вокруг актеров камеры. Картина снята очень сдержанно, и именно эта сдержанность – во всем: от актерской игры, до использования спецэффектов и нагнетания драмы – и подкупает. Мне не пытаются изнасиловать мозг и пропихнуть в горло трехкопеечную идею, мне просто рассказывают историю.

Фильм действительно красиво снят. Не зашкаливающе красиво, когда визуальный ряд смотрится божественно сам по себе, но и не мертво, по учебнику. Мне особенно запомнился приезд Королева в конструкторское бюро, когда он объявляет о том, что лететь придется на 2 года раньше запланированного: машины на улице, четкие силуэты, очень красивый по свету спилберговский кадр. Неброско, но талантливо, видно, что люди не просто «направляют камеру на актеров».

Есть в фильме и отчетливый визуальный рефрен – сон Леонова, в котором он, еще мальчиком, лежит в поле со светлячками под ночным небом, отталкивается от земли и воспаряет в черноту космоса. 

Огни светлячков в траве отражают сияющие в небе звезды – это простой, но красивый и запоминающийся образ, подчеркивающий, что для Леонова этот полет – не просто работа, подвиг во имя родины или желание обогнать Америку, а детская мечта.

Леонов и Беляев полетели, потому что грезили звездами с детства, это фильм про тяжелый путь к мечте и ее осуществление – космическая гонка, холодная война, советские реалии – это все вторично. 

С этой картиной очень легко было переборщить, оступиться, впасть в крайности. Элементарно было перегнуть с патриотизмом и напором месседжей типа «Гордись Родиной!», «Уважай подвиги героев!», «Мы были величайшей державой» и тому подобное. Ни на что из этого фильм не давит, концентрируясь на людях и событиях, а не на идеях или политике. Никаких лозунгов, выкрикиваемых со стеклянными глазами, тут нет и вскакивать с кресла, кричать их самому тоже желания не возникает. «Служу Советскому Союзу» тут произносится буднично, как «Добрый вечер».

Еще одна опасность – передраматизация, попытка нагнать эмоциональный накал всеми возможными способами, которые пробивают порог доверия, и сцена начинает выглядеть наигранной, плоской, опереточной. И здесь «Время первых» умудряется держать себя в рамках.

Безусловно, напряженные моменты в фильме должны быть, без них не будет динамики, интриги, сопереживания – и они есть, но выполнены либо минималистично и не успевают перегнуть палку мелодраматичности – Леонов с дочкой или жены космонавтов, ожидающие новостей о полете у телевизора – либо выстроены очень грамотно и создают настоящее напряжение: переворот Леонова в шлюзовой камере, спасение от кислородного отравления, ручное прицеливание перед посадкой.  

Смежная крайность, которой можно легко заиграться – попытки «сделать Голливуд», в это часто ударяется тот же Бондарчук. У «Времени первых» однозначно есть элементы, которые можно считать подсмотренными у американского кинопрома, но это не слепое копирование, а осмысленное применение доказавших свою эффективность приемов.

К примеру, очевидно, что как и в случае со сценой в открытом космосе в недавнем «Живом», нельзя не вспомнить «Гравитацию» в момент, когда Леонов в скафандре, наконец, выбирается из корабля. Но в отличие от «Живого», где эту сцену написали и вставили специально, чтобы «сделать нечто подобное», здесь это исторический факт, да и подан он достаточно своеобразно, поэтому ощущения кадров из фильма Куарона не вызывает. Другие обстоятельства, другие эмоции.

Структуру повествования саму по себе можно назвать голливудской – тут и добавленная визуальная метафора ребенка в ночном поле, и традиционные пункты развития отношений двух героев.

Беляев считает Леонова безрассудным, не хочет лететь с ним, сдается сам после перелома, но затем превозмогает отчаяние и недоверие, возобновляя тренировки.

Вот эти четкие акценты на поворотных моментах, крупный план на одной эмоции и одной линии – это типично голливудская забота о том, чтобы зритель не потерялся и шел по истории максимально легко. Но опять же, критического упрощения тут нет, герои не скатываются в карикатуры, они сохраняют свою уникальность и глубину, а сюжет приобретает целостность и просчитанную динамику, не дающую заскучать, несмотря на то, что фильм идет почти два с половиной часа. Он дольше «Притяжения» на 8 минут, но субъективно пролетает куда быстрее, чем часто провисавший и забредающий не туда фильм Бондарчука. 

Снимали, кстати, неподалеку от реального места посадки, в минус 35

Снимали, кстати, неподалеку от реального места посадки, в минус 35

Третья опасная зона, в которую фильм вступал – это тема Союза и исторической достоверности вообще. Советское наследие в наших головах (даже в тех, что не застали сам Союз) все еще очень сильно и отношение к нему у каждого свое.

Работа с непростым сеттингом мне показалась очень аккуратной – с одной стороны, советский быт воспроизведен до деталей: подстаканники, линолеум в автобусе, ретрофутуристичные обои, но при этом его не превращают в фетиш для ностальгирующих стариков или фантазирующих хипстеров. Это не «Стиляги» с их визуальной фантазией на тему ушедшей эпохи.

Быт воспроизведет с точностью, но без какого-либо акцента на нем. И эта «советскость», которую видно в каждой ложке и слышно в скрипе половиц, не утрируется и не выносится на первый план – в людях, как ни странно, ее не чувствуется. 

Я не к тому, что они говорят и действуют как пришельцы из будущего, персонажи вписываются в окружение, я к тому, что они не говорят ничего специфично «советского», не позиционируются как яркие представители того времени или государственного строя – их показывают просто как людей, профессионалов, мечтателей, с которыми можно легко себя соотносить. 

И четвертая зона – это техническая и историческая достоверность. Я не знаю всех деталей реального полета «Востока-2», лишь то, что я узнал из короткого пересказа событий, но на мой взгляд, история отражена достаточно достоверно.

Легкие спойлеры

Был перелом, были сомнения насчет возраста Беляева (он был уже староват для полета), были проблемы с раздуванием скафандра, с автоматическим закрытием люка, с переворотом в шлюзе, было кислородное отравление и закручивание при отстреле шлюза – и так далее. Все ключевые детали остались на месте.

Но, например, обстоятельства спасения от того же кислородного отравления, были изменены. В реальности это вышло случайно, в фильме же – благодаря активным действиям экипажа. 

Ряд обстоятельств были опущены – например, снятие скафандров и кутание в обшивку корабля, купание в котле в тайге. И все же, я не назвал бы эти отличия критическими, в корне меняющими характеры героев, искажающими картину исторического события. Все в рамках допустимого по меркам биографических фильмов, даже куда точнее, чем выходит обычно.

Реальный Леонов, который давно занимается живописью. Его картины вы можете помнить по серии советских марок

Реальный Леонов, который давно занимается живописью. Его картины вы можете помнить по серии советских марок

Актеры показали себя отлично. Хабенский всегда хорош, просто фильмы вокруг него – не всегда, но здесь он создал убедительный образ упертого, хмурого и спокойного как камень Беляева, из Миронова получился отличный Леонов: веселый, неунывающий, дурашливый. Но больше всего мне понравился Королев в исполнении Ильина – цельный образ профессионала, осознающего тяжесть и важность возложенной на него задачи, но ставящий жизни своих космонавтов на первое место. 

Реальный Павел Беляев

Реальный Павел Беляев

Фильм, на мой взгляд, вышел очень качественным, хоть в это и сложно поверить из-за окружающего его фона всяких сомнительных решений. Сдержанным, внятным, лишенных перегибов и ура-патриотизма, но надо понимать – это не блокбастер. Это картина о профессионалах, решающих проблемы, от которых зависит их выживание – как и недавнее «Живое», по сути, просто без монстра. Именно на это идет акцент.

Как зайти в люк, если скафандр раздуло и конечности не гнутся? Как развернутся в шлюзе диаметром в метр в тяжелом скафандре, чтобы закрыть люк, на котором слетела автоматика? Как впервые в истории попробовать посадить корабль вручную, если из кресла с элементами управления маневровыми двигателями ни хрена не видно Землю в иллюминатор, в которую нужно прицелиться?

Леонов и Беляев во время полета столкнулись с семью проблемами, 4 из которых были смертельными, связи с Землей зачастую не было, системы давали сбой одна за другой, кислород накачивался в кабину, вызывая опьянение и сонливость – и в этом состоянии нужно было что-то срочно придумывать и действовать.

Это событие однозначно заслуживало экранизации, и оно ее получило – к уже существующему десятку фильмов о полете «Восхода-2» и его героях добавился еще один, на удивление адекватно подающий события для современного зрителя.

Это не скучная документалка о важной исторической вехе, а живое и динамичное кино, которое смотрится увлекательнее многих голливудских исторических драм по реальным событиям. Он впечатлил меня куда больше недавних «Скрытых фигур», посвященных математикам НАСА, или слишком мелодраматичной и надуманной «Игры в имитацию», рассказывавшей о Тьюринге.

Фильм красивый и виды космоса вышли потрясающими – ничуть не хуже, чем в современных американских фильмах, а о графике самой по себе я скажу одно – я ее не заметил. 

Не было ни одного кадра, на который я мог бы указать и заявить: «Нарисовано», хотя очевидно, что нарисовано там куча всего. Графика используется минималистично, не суется в экран, показывают все ровно столько, сколько этого требует история. 

Скоро выйдет в прокат еще один российский фильм о космосе, посвященный орбитальной станции «Салют-7», выведенной на орбиту в 1982 году. Если и эта картина окажется хорошей, можно будет надеяться, что космическое кино станет новыми «Елками», то есть будет выходить регулярно и сформирует свою аудиторию. Благо, исторических полетов, которые можно экранизировать, еще куча. Гагарин, Терешкова… Станция «Мир» – от запуска до затопления, на это я бы посмотрел с удовольствием. 

Как и на любое другое хорошее российское кино, просто космическое, как мы теперь убедились, у нас может получаться.

 
Источник

Кино и сериалы

Читайте также